Основные факторы риска

Тип Описание и способы минимизации Мероприятия в области управления рисками
ОТРАСЛЕВЫЕ РИСКИ
Cвязанные с ценами на сырую нефть, газ и нефтепродукты Ключевым фактором, оказывающим влияние на финансовые и, косвенно, операционные показатели деятельности «Роснефти», являются цены на сырую нефть, газ и нефтепродукты. Цены на продукцию Компании большей частью зависят от конъюнктуры мирового рынка, от баланса спроса и предложения в отдельных регионах России. Возможности «Роснефти» контролировать цены на свою продукцию существенно ограничены. Падение цен на нефть, газ или нефтепродукты оказывает неблагоприятное влияние на результаты деятельности и финансовое положение «Роснефти». Снижение цен может привести к уменьшению объемов рентабельной добычи нефти и газа, осуществляемой Компанией, а это, в свою очередь, приведет к уменьшению объема эффективных к разработке запасов «Роснефти», к снижению экономической эффективности программ проведения поисково-разведочных работ. «Роснефть» располагает достаточными возможностями для перераспределения товарных потоков в случае возникновения значительной ценовой разницы между внутренним и международным рынками. Компания в состоянии оперативно сократить капитальные и операционные затраты, чтобы выполнить свои обязательства при резком снижении цен на нефть, газ и нефтепродукты. Кроме того, негативное влияние ценового риска на финансовые результаты деятельности Компании частично компенсируется в результате изменения курсов валют (эффект естественного хеджирования).
Cвязанные с зависимостью от монопольных поставщиков услуг по транспортировке нефти, газа и нефтепродуктов, и их тарифов «Роснефть» зависит от монопольных поставщиков услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов и не имеет контроля над инфраструктурой, которую они эксплуатируют, и платежами, которые они взимают. Государственной монополией, осуществляющей транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, является ОАО «АК «Транснефть». За время сотрудничества с монополией у Компании не было серьезных убытков, вызванных поломками или утечками в системе трубопроводов ОАО «АК «Транснефть». Однако любой серьезный сбой в работе трубопроводной системы «Транснефти» или ограничение в доступе к ее мощностям могут сорвать транспортировку нефти и нефтепродуктов, что негативно отразится на результатах деятельности и финансовом положении Компании. «Роснефть», как и другие российские производители нефти, обязана оплачивать оказываемые «Транснефтью» услуги по транспортировке. Стоимость услуг «Транснефти» по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом устанавливается органом тарифного регулирования. «Транснефть» периодически повышает плату за пользование своей сетью. Подобные повышения тарифов приводят к повышению затрат Компании, а это оказывает негативное влияние на результаты ее деятельности и финансовое положение. Аналогичные риски могут сложиться и при использовании трубопроводной системы ПАО «Газпром». Компания зависит и от железнодорожной транспортировки своей нефти и нефтепродуктов. ОАО «Российские железные дороги» (далее — РЖД) является государственной монополией, оказывающей транспортные услуги в сфере железнодорожных перевозок. Тарифы РЖД подлежат антимонопольному контролю, и традиционно они имеют тенденцию к росту. Дальнейшее повышение тарифов приводит к увеличению затрат на транспортировку нефти и нефтепродуктов и может негативно отразиться на результатах деятельности и финансовом положении Компании. «Роснефть» учитывает негативное влияние изменения тарифов естественных монополий на транспортировку углеводородов при планировании операционной деятельности Компании на будущие периоды. В зависимости от степени влияния данного риска принимаются решения по изменению транспортных потоков, оптимизации плана поставок продукции Компании через магистральную нефтеи газопроводную систему России.
Cвязанные с географическими и климатическими условиями Регионы деятельности «Роснефти» имеют устойчивый климат и в основном не подвержены природным катаклизмам и стихийным бедствиям. Однако случающиеся аномально низкие уровни температур в зимний период в ряде северных регионов могут осложнить работу нефтедобывающих предприятий Компании. Задержка в работе экспортных терминалов может вызываться климатическими особенностями в местах их расположения. «Роснефть» направляет часть своего экспорта нефти через собственные морские терминалы и терминалы, контролируемые «Транснефтью». Нефтепродукты экспортируются и через собственные морские терминалы в Туапсе (Краснодарский край) и Находке (Приморский край). Экспорт через черноморские терминалы в средиземноморские порты может быть ограничен пропускной способностью пролива Босфор, а также погодными условиями на Черном море (штормовые ветра) в осенний период. При сложной ледовой обстановке в зимний период могут закрываться и экспортные терминалы на Балтийском море и в Де-Кастри (Хабаровский край). Любая продолжительная задержка в работе экспортных терминалов может негативно отразиться на результатах деятельности и финансовом положении Компании. ОАО «НК «Роснефть» обладает возможностями по перераспределению транспортных потоков с учетом изменения климатических условий, включая использование альтернативных вариантов перевалки нефти и нефтепродуктов, а также оптимизацию графика отгрузок.
Cвязанные с реализацией добываемого газа Основной фактор, который может негативно повлиять на реализацию Компанией газа — невыборка газа потребителями. Также на реализацию природного газа влияют:
  • Несоблюдение существующих требований ПАО «Газпром» по качеству газа, сдаваемого в ГТС, что может повлечь риск ограничения приема газа в ГТС по качественным параметрам и выставления штрафных санкций со стороны ПАО «Газпром».
  • Риск ограничения со стороны ПАО «Газпром» приема в ГТС объемов газа Компании на величину нераспределенных объемов.
Для обеспечения плановых объемов отбора газа Компания проводит диверсификацию портфеля потребителей, а для обеспечения эффективного сбора денежных средств за реализованный газ — претензионно-исковую работу. Минимизация рисков, связанных с качеством сдаваемого в ГТС природного газа, возможна путем проведения технических мероприятий по доведению показателей качества газа до установленных стандартов. Компания на постоянной основе производит мониторинг условий и ведет работу по обеспечению недискриминационного доступа к газотранспортной системе ПАО «Газпром». Также разработаны мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска, ограничения доступа к ГТС, включая изменение графиков поставки газа, перераспределение объемов между различными потребителями, а также разработку альтернативных схем поставки газа потребителям через сторонних производителей.
Связанные с фактическим размером запасов Данные по запасам нефти и газа являются не более чем оценками и неизбежно отличаются неопределенностью. Фактический размер запасов может существенно отличаться от этих оценок. Данные по запасам нефти и газа, содержащиеся в настоящем отчете, являются расчетными и основываются главным образом на результатах аналитической работы, проведенной фирмой DeGolyer&MacNaughton — независимым консультантом «Роснефти» по вопросам технологии нефтедобычи. Технология нефтедобычи является субъективным процессом оценки объема подземных запасов нефти и природного газа, которые не поддаются точному измерению. Оценка стоимости и объемов рентабельно извлекаемых запасов нефти и газа, объемов добычи, будущих поступлений денежных средств, а также оценка сроков произведения расходов на разработку запасов неизбежно зависят от ряда переменных величин и предположений. Многие из предположений, которые использовались при оценке запасов, не зависят от Компании и с течением времени могут оказаться неверными. Оценка запасов, применение альтернативных систем их расчета в соответствии с российской системой классификации запасов неизбежно сопряжены со множеством неопределенностей. Точность оценки любых запасов и ресурсов зависит от качества имеющейся информации и интерпретации данных по технологии нефтедобычи и геологических данных. Разведочное бурение, расшифровка данных, испытания и добыча, осуществляемые после даты оценок, могут потребовать значительной корректировки данных о запасах и ресурсах «Роснефти» как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Кроме того, разные специалисты по оценке запасов и ресурсов могут давать разные оценки запасов и поступлений денежных средств на основании одних и тех же имеющихся данных. Фактические объемы добычи, доходы и затраты, связанные с запасами и ресурсами, будут отличаться от произведенной оценки, причем эти различия могут быть существенными. Существуют также некоторые неопределенности, связанные с российской системой классификации запасов. Эта система рассматривает только геологические факторы и не принимает в расчет экономическую целесообразность добычи запасов. С многочисленными рисками, включая риск того, что нефтегазовые компании не обнаружат продуктивных в коммерческом отношении запасов нефти или газа, сопряжено и поисковое бурение. Компания проводит поисково-разведочные работы в различных географических регионах, в том числе на территориях с неблагоприятными климатическими условиями и с высоким уровнем затрат. Затраты на бурение, обустройство и эксплуатацию скважин часто являются неопределенными. В результате этого «Роснефть» может понести дополнительные затраты или будет вынуждена сократить, приостановить или прекратить проведение буровых работ ввиду наличия многих факторов. Среди них непредвиденные горно-геологические условия при проведении буровых работ; аномально высокое или аномально низкое пластовое давление; непредвиденные неоднородности в геологических формациях; поломка оборудования или аварии; неблагоприятные погодные условия; нехватка и несвоевременная поставка буровых установок и оборудования. Если «Роснефть» не сможет провести эффективные разведочные работы или приобрести активы, содержащие подтвержденные запасы, объем ее подтвержденных запасов будет уменьшаться по мере добычи Компанией нефти и газа в результате истощения разрабатываемых месторождений. Будущая добыча Компании в значительной мере зависит от успешного обнаружения, приобретения и разработки нефтегазоносных месторождений. Если попытки «Роснефти» не увенчаются успехом, это приведет к уменьшению общего объема подтвержденных запасов Компании и снижению объема добычи углеводородов, что, в свою очередь, неблагоприятно отразится на результатах деятельности и финансовом положении Компании. «Роснефть» является мировым лидером по объему запасов нефти и обладает огромной ресурсной базой, что сводит риски снижения нефтедобычи в результате пересмотра объема запасов в будущем к минимуму.
Связанные с конкуренцией В нефтегазовой отрасли существует высокий уровень конкуренции. «Роснефть» конкурирует в основном с другими ведущими российскими нефтегазовыми компаниями по следующим направлениям:
  • приобретение лицензий на разведку и добычу на аукционах и продажах, организуемых российскими государственными органами;
  • приобретение других российских компаний, которые, возможно, уже владеют лицензиями или существующими активами, связанными с добычей углеводородного сырья;
  • привлечение ведущих независимых сервисных компаний, возможности которых по оказанию требуемых услуг могут быть ограниченными;
  • приобретение оборудования для объектов капитального строительства, которое может оказаться дефицитным;
  • привлечение наиболее высококвалифицированных и опытных кадров;
  • приобретение существующих предприятий розничной торговли и земельных участков под новые предприятия розничной торговли;
  • приобретение или получение доступа к нефтеперерабатывающим мощностям.
Компания занимает одно из лидирующих мест в отрасли как в России, так и в мире, что существенно улучшает ее позиции в конкурентной борьбе. Она обладает существенным портфелем новых проектов для поддержания и улучшения своей позиции в конкурентной борьбе в будущем. Реализуя свою продукцию на внутреннем и внешнем рынках, «Роснефть» может иметь риски, связанные с обострением конкуренции.
Для минимизации рисков при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке в условиях острой конкуренции Компания осуществляет следующее:
  • во избежание затоваривания по отдельным видам нефтепродуктов загрузка нефтеперерабатывающих заводов Компании планируется с учетом прогноза ситуации, складывающейся на рынках;
  • с учетом имеющейся структуры переработки нефти и выработки нефтепродуктов и наличия собственных предприятий нефтепродуктообеспечения и контрагентов, охватывающих практически все регионы Российской Федерации, производится оперативное перераспределение региональных товарных потоков на внутреннем рынке и оперативное перераспределение объемов между внутренним рынком и экспортом;
  • для удовлетворения растущего спроса на высокооктановые бензины и нефтепродукты с низким содержанием серы производится реконструкция нефтеперерабатывающих заводов, что позволит, в частности, увеличить объем и глубину переработки;
  • уделяется постоянное внимание развитию сети собственных автозаправочных станций и комплексов, отвечающих последним европейским требованиям, как самому стабильному сектору реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке, менее других подверженному спонтанному изменению цен и падению спроса. Дополнительно для привлечения клиентов, в первую очередь корпоративных, широко внедряются система отпуска нефтепродуктов через АЗС на основе электронных карт, а также система обслуживания на АЗС «Роснефти» карт других участников рынка.
К наиболее действенным мерам по реагированию на риски обострения конкуренции на внешнем рынке сырой нефти и нефтепродуктов относится географическая диверсификация, позволяющая перераспределять потоки сбываемой продукции из одного региона в другой.
Страновые и региональные риски
Связанные со страной и регионом деятельности «Роснефть» осуществляет свою деятельность во всех федеральных округах Российской Федерации.
О перспективах развития округов и возможных социально-экономических рисках в округах говорится в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. По мнению Компании, риски военных конфликтов, народных волнений, забастовок, введения чрезвычайного положения в регионах деятельности Компании незначительны. Компания отмечает влияние на свою деятельность рисков, вызванных изменением внешнеполитической обстановки. Компания сталкивается также с рисками, связанными с осуществлением деятельности за пределами Российской Федерации. В странах
с развивающимися рынками Компания подвержена более серьезным политическим, экономическим, социальным и правовым рискам, чем в странах
с более развитыми рынками. Во многих отношениях риски, связанные с осуществлением деятельности
в этих странах, аналогичны или могут быть более высокими, чем в России, в том числе по причине возможного изменения внешнеполитической обстановки.
В случае возникновения рисков, связанных с политической, экономической и социальной ситуацией
в России в целом или в отдельных ее регионах, а также рисков, связанных с колебаниями мировой экономики, Компания предпримет все возможные меры по ограничению их негативного влияния. Параметры проводимых мероприятий будут зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае. В случае отрицательного влияния страновых и региональных изменений на свою деятельность Компания планирует осуществить следующие общие мероприятия, направленные на поддержание своей деятельности:
  • осуществить все возможные действия, направленные на поддержание проектов, которые уже разрабатываются при ее поддержке;
  • осуществлять тесное взаимодействие с исполнительными органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
    а также муниципальными органами власти;
  • оптимизировать и ограничить затраты.
ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ¹
Валютные Значительную часть валовой выручки ОАО «НК «Роснефть» формируют экспортные операции по реализации нефти и нефтепродуктов. Соответственно, колебания обменных курсов валют к рублю оказывают воздействие на результат финансово-хозяйственной деятельности Компании, что является фактором валютного риска. Компания идентифицирует валютные риски и управляет ими с использованием комплексного подхода, учитывающего возможность применения естественного (экономического) хеджирования. С целью осуществления краткосрочного управления валютным риском Компания осуществляет выбор валюты, в которой хранятся свободные денежные остатки, между российским рублем, долларом США и другими иностранными валютами. Долгосрочная стратегия управления валютным риском Компании предусматривает возможность использования производных и непроизводных финансовых инструментов с целью минимизации подверженности риску колебания иностранных валют.
Изменения процентных ставок Являясь крупным заемщиком, «Роснефть» подвержена воздействию рисков, связанных с изменениями процентных ставок. Основным источником заимствований является международный кредитный рынок. Основная часть долгового портфеля Компании — кредиты, номинированные в долларах США. Процентная ставка по обслуживанию большей части этих кредитов базируется на основе ставок по межбанковским кредитам LIBOR и EURIBOR. Увеличение этих процентных ставок может привести к удорожанию обслуживания долга «Роснефти». Рост стоимости кредитов для Компании может негативно сказаться на показателях ее платежеспособности и ликвидности. По данным на конец 2015 г., Компания имела кредитные рейтинги, присвоенные ведущими мировыми рейтинговыми агентствами: Moody’s (Ва1), S&P(BВ+). Компания проводит анализ подверженности риску изменения процентных ставок, включая моделирование различных сценариев для оценки влияния изменения процентной ставки на финансовые показатели.
Инфляции Темпы инфляции в Российской Федерации оказывают существенное влияние на результаты деятельности Компании. В процессе планирования операционной деятельности учитывается влияние темпов инфляции на финансовые результаты деятельности Компании, включая влияние на стоимость закупаемых материалов и оборудования, а также динамику изменения стоимости услуг подрядчиков. Разрабатываются мероприятия по минимизации уровня воздействия риска, в т.ч. поиск альтернативных поставщиков материалов и оборудования, подрядчиков.
ПРАВОВЫЕ РИСКИ
Связанные с осуществлением проверок контролирующих органов Приказом Федеральной антимонопольной службы от 31.12.2014 № 824/14 ОАО «НК «Роснефть» было включено в план проведения плановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 г. На основании приказов ФАС России от 25.09.2015 № 882/15 и от 26.10.2015 № 1004/15 плановая выездная проверка проходила в период с 29 сентября 2015 года по 29 декабря 2015 года. Предметом проверки являлось соблюдение Компанией антимонопольного законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности за 2013–2014 гг. По результатам проверки Инспекцией ФАС России составлен Акт проверки от 25.12.2015 № 368. В рамках установленных административных процедур Компанией представлены возражения на Акт проверки. ОАО «НК «Роснефть» осуществляет регулярный мониторинг изменений применимого законодательства, решений, принимаемых высшими судами, а также оценивает тенденции правоприменительной практики. При возникновении сложностей правоприменения, носящих системный характер, ОАО «НК «Роснефть» выступает с предложениями по совершенствованию законодательства, обращается к органам государственной власти за получением разъяснений и рекомендаций по применению отдельных норм.
Связанные с изменением валютного регулирования ОАО «НК «Роснефть» является активным участником внешнеэкономических отношений. Часть активов и обязательств Общества выражена в иностранной валюте. В связи с этим государственный механизм валютного регулирования влияет на финансово-хозяйственную деятельность Общества. В целом за отчетный период законодательство РФ о валютном регулировании и валютном контроле существенным изменениям, влияющим на деятельность ОАО «НК «Роснефть», не подвергалось. ОАО «НК «Роснефть» осуществляет регулярный мониторинг изменений законодательства о валютном регулировании и контроле, решений, принимаемых высшими судами, а также оценивает тенденции правоприменительной практики. При возникновении сложностей правоприменения, носящих системный характер, ОАО «НК «Роснефть» выступает с предложениями по совершенствованию законодательства, обращается к органам государственной власти за получением разъяснений и рекомендаций по применению отдельных норм.
Связанные с изменением налогового законодательства ОАО «НК «Роснефть» является крупнейшим налогоплательщиком, деятельность которого построена на принципах добросовестности и открытости информации налоговым органам. Компания несет бремя уплаты налога на добавленную стоимость, акциза, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, налога на имущество, земельного налога и иных налогов и сборов. Налоговое законодательство изменяется достаточно быстро, кроме того, укрепляется тенденция к консервативному толкованию налоговыми органами и судами положений Налогового кодекса РФ, в том числе изменяющему сложившиеся на практике подходы к налогообложению различных операций. Обзор наиболее значимых изменений налоговой политики РФ приведен в разделе 1.7. Годового отчета. Вероятность возникновения рисков, связанных с вступившими в силу изменениями законодательства о налогах и сборах в отчетный период, оценивается как невысокая. ОАО «НК «Роснефть» осуществляет постоянный мониторинг изменений налогового законодательства, оценивает и прогнозирует степень их возможного влияния на деятельность Компании, следит за тенденциями правоприменительной практики, учитывает изменения законодательства в своей деятельности, специалисты Компании регулярно принимают участие в различных рабочих группах по разработке законопроектов в сфере налогового законодательства.
Связанные с изменением таможенного регулирования ОАО «НК «Роснефть» является участником внешнеэкономических отношений. Соответственно, Общество подвержено рискам, связанным с изменением законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также таможенного законодательства, регулирующего отношения по установлению порядка перемещения товаров через таможенную границу, установлению и применению таможенных процедур, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Обзор наиболее значимых изменений в таможенном регулировании РФ приведен в разделе 1.7. Годового отчета. Вероятность возникновения рисков, связанных с вступившими в силу изменениями таможенного регулирования в отчетном периоде, оценивается как невысокая. ОАО «НК «Роснефть» осуществляет постоянный мониторинг изменений, вносимых в таможенное законодательство, оценивает и прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на его деятельность, специалисты Компании регулярно принимают участие в различных рабочих группах по разработке законопроектов в сфере таможенного законодательства. На протяжении 2015 года специалистами ОАО «НК «Роснефть» велась активная работа над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в составе рабочих и экспертных групп на различных площадках Евразийской экономической комиссии и федеральных органов государственной власти РФ с целью продвижения инициатив Компании, направленных на минимизацию рисков, связанных с деятельностью в сфере таможенного регулирования.
Связанные с изменением антимонопольного законодательства ОАО «НК «Роснефть» занимает в Российской Федерации значительную долю на оптовых рынках автомобильных бензинов, дизельного топлива, авиационного керосина и мазута, в связи с чем к деятельности Компании в этой сфере предъявляются дополнительные требования, направленные на защиту конкуренции, и возникают риски, связанные с изменением антимонопольного законодательства. Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» (т.н. «четвертый антимонопольный пакет»), вступившие в силу 05.01.2016. К ключевым изменениям, которые могут оказать влияние на деятельность Компании, относятся следующие:
  • введена норма, позволяющая Правительству РФ устанавливать правила недискриминационного доступа к товарам на определенном товарном рынке, если решением ФАС России будет установлено, что хозяйствующий субъект, занимающий на таком товарном рынке долю свыше 70 %, злоупотребил доминирующим положением;
  • внесены положения о формировании в Центральном аппарате ФАС России коллегиального органа, имеющего полномочия по пересмотру актов региональных управлений ФАС РФ, что позволит обжаловать указанные акты не только в суд, но и в вышестоящий антимонопольный орган;
  • упразднен реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 %;
  • расширен перечень правонарушений, по признакам совершения которых ФАС России выдает предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Помимо злоупотребления доминирующим положением в форме навязывания невыгодных или не относящихся к предмету договора условий и необоснованного отказа либо уклонения от заключения договора, в данный перечень включены злоупотребление доминирующим положением в форме установления различных цен на один и тот же товар и создания дискриминационных условий;
  • закреплена обязанность получать согласие ФАС России на заключение соглашений о совместной деятельности на территории РФ между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если суммарная стоимость их активов превышает пороговые значения, установленные Законом;
  • установлена обязанность ФАС России перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимать заключение об обстоятельствах дела, что предоставляет лицам, участвующим в деле, больше возможностей повлиять на исход дела, получив информацию о сути обвинений до окончания рассмотрения дела.
25.04.2015 вступил в силу совместный приказ ФАС России и Минэнерго России «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 № 313/13/225», которым расширен перечень товаров, подлежащих в обязательном порядке реализации на бирже хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке. В данный перечень включены также СУГи (СПБТ — смесь пропана и бутана технических, ПТ — пропан технический, БТ — бутан технический, ПБА — пропан-бутан автомобильный, ПА — пропан автомобильный). С момента вступления Приказа в силу Компания должна ежемесячно реализовывать на бирже объемы нефтепродуктов и продуктов переработки газа не менее минимально установленных указанным приказом при одновременном соблюдении иных требований к биржевым торгам. Компания соблюдает указанные требования в полном объеме.
ОАО «НК «Роснефть» осуществляет постоянный мониторинг изменений антимонопольного законодательства, решений, принимаемых высшими судами, а также оценивает тенденции правоприменительной практики. При возникновении сложностей правоприменения, носящих системный характер, ОАО «НК «Роснефть» также вносит предложения по совершенствованию законодательства, обращается к органам государственной власти за получением разъяснений и рекомендаций по применению отдельных норм. В 2015 году Компания ввела в действие согласованный с ФАС России Стандарт «Общие принципы ценообразования и порядок реализации моторного топлива на внутреннем рынке Российской Федерации». В настоящее время реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке осуществляется в строгом соответствии со Стандартом.
В сфере правового регулирования недропользования Соответствие требованиям законодательства в сфере регулирования отношений недропользования является одной из ключевых составляющих регламентации основного вида деятельности Компании, в связи с чем осуществляется постоянный мониторинг изменений отраслевого законодательства и их учет деятельности ОАО «НК «Роснефть». За отчетный 2015 год в законодательстве о недропользовании произошел ряд изменений:
  • ключевые изменения в первую очередь затрагивают режим геологической информации. Кроме законодательного закрепления разделения информации на первичную и интерпретированную, установлены императивные сроки определения пользователями недр условий использования информацией, в том числе в коммерческих целях: для первичной — 3 года, для интерпретированной — 5 лет, по истечении которых права на обладание геологической информацией переходят к государству;
  • установлена возможность и максимальные сроки рассрочки уплаты частями разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  • разработан порядок получения прав пользования недрами для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья.
Помимо обозначенных изменений общего характера, корректировки затронули и регулирование в отношении участков недр федерального значения, в частности:
  • приведены в соответствие с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395–1 «О недрах» отдельные положения нормативных правовых актов в части возможности осуществления разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения;
  • уточнены полномочия Минэкономразвития России в рамках процедур получения прав пользования участками недр федерального значения и выдачи разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок и органов, согласующих условия проведения буровых работ.
Указанные изменения касаются подзаконного регулирования в отношении участков недр федерального значения и направлены на оптимизацию существующих процедур. Несмотря на значимый характер, в целом изменения законодательства в сфере недропользования не оказали существенного влияния на деятельность Компании и будут учтены при осуществлении текущей деятельности.
В настоящее время Компания активно участвует в законотворческом процессе, направленном на формирование оптимальных и минимально необходимых перечней геологической информации, подлежащих сдаче в фонды, что позволит Компании сохранить права обладателя ключевой геологической информации и, как результат, коммерческую ценность основных активов ОАО «НК «Роснефть» — участков недр.
В сфере правового регулирования отношений землепользования Обеспечение законности в сфере исполнения земельного законодательства является одной из приоритетных задач ОАО «НК «Роснефть», поскольку земля выступает ключевым объектом в деятельности Компании.
  • За отчетный период в рамках регулирования отношений землепользования внесены существенные изменения в Земельный кодекс РФ, направленные на ужесточение процедуры приобретения, предоставления и использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В то же время изменениями предусмотрен «льготный» порядок приобретения прав на земельные участки для владельцев лицензий, что положительно отразится на деятельности Компании.
  • Ужесточились меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства: увеличились размеры административных штрафов, в частности, за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Обозначенные изменения направлены на экономическое стимулирование землеполь-зователей по поддержанию земельных участков в надлежащем состоянии.
ОАО «НК «Роснефть» осуществляет регулярный мониторинг изменений применимого законодательства, решений, принимаемых высшими судами, а также оценивает тенденции правоприменительной практики. При возникновении сложностей правоприменения, носящих системный характер, ОАО «НК «Роснефть» так-же выступает с предложениями по совершенствованию действующего законодательства, обращается к органам государственной власти за получением разъяснений и рекомендаций по применению отдельных норм. Компания постоянно и неукоснительно следует принципу охраны земли как важнейшей составной части природы.
В области охраны окружающей среды и промышленной безопасности В области охраны окружающей среды:
В Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» введен запрет на осуществление деятельности в области обращения с отходами (за исключением деятельности по обезвреживанию и размещению) без получения лицензий на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов I – IV классов опасности. Срок переходного периода продлен до 01.07.2016.
В области промышленной безопасности:
Значительное количество объектов, используемых в деятельности ОАО «НК «Роснефть», относится к категории опасных производственных объектов. В целях исключения рисков производственного характера в деятельности Компании, ОАО «НК «Роснефть» руководствуется положениями законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. За отчетный период в рамках регулирования промышленной безопасности опасных производственных объектов:
  • изменены правила разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, расширены требования к эксплуатирующим организациям, уточнены требования безопасности при производстве отдельных видов работ и эксплуатации ряда объектов;
  • конкретизированы федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регистрацию подведомственных опасных производственных объектов в государственном реестре;
  • закреплена возможность внесения изменений в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае изменения класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта;
  • уточнены требования к сведениям, представляемым в лицензирующий орган для получения и для переоформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Обозначенные изменения учитываются при осуществлении Обществами Группы деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов.
В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», продлением срока переходного периода, Компанией и Обществами Группы в течение отчетного периода организована работа по приведению текущей деятельности в соответствие требованиям законодательства, обеспечивающим получение лицензий на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов I – IV классов опасности.
Связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует Компания ОАО «НК «Роснефть» участвовало ранее или участвует в настоящее время в следующих судебных процессах, которые могут оказать существенное влияние на результаты его финансово-хозяйственной деятельности:
1. В период с 2006 года Компания вела судебные разбирательства по требованиям со стороны «ЮКОС Капитал С.а.р.л.» о взыскании с ОАО «Юганскнефтегаз» (правопредшественник ОАО «НК «Роснефть») якобы имевшей место задолженности по арбитражным решениям, вынесенным на основании четырех договоров займа в сумме около 12,9 млрд рублей, со стороны «Glendale Group Ltd.» о взыскании примерно 3,53 млрд рублей основного долга, процентов, пени и расходов, якобы причитавшихся по 8 векселям ОАО «Юганскнефтегаз», и со стороны компании «Юкос Интернешнл ЮК БВ» в отношении убытков в размере до 333 млн долл. США плюс проценты, якобы причиненных вынесением судом Амстердама в 2008 году приказа о замораживании ряда активов. Указанные споры подробно раскрывались ранее в ежеквартальных отчетах Компании. В марте 2015 года ОАО «НК «Роснефть» и ряд ее дочерних компаний заключили Соглашение об урегулировании споров, в том числе с компаниями «ЮКОС Капитал С.а.р.л.», «Юкос Интернешнл ЮК БВ» и Financial Performance Holdings B.V. (правопреемник компании «Glendale Group Ltd.»), которым указанные выше споры были завершены. В соответствии с условиями Соглашения ОАО «НК «Роснефть» и указанные компании отказались от всех взаимных претензий и прекратили судебные разбирательства. Соглашение не предусматривает никаких денежных или иных выплат со стороны ОАО «НК «Роснефть» или ее дочерних компаний.
2. ОАО «НК «Роснефть» участвует в процедурах банкротства ОАО ННГК «Саханефтегаз» с целью возврата средств по отдельным договорам займа и договорам поручительства в общей сумме 1,3 млрд руб., на всю сумму данной задолженности к получению создан резерв. В реестр требования кредиторов включены требования ОАО НК «Роснефть» в сумме 1 625 526 926,64 руб. (с учетом начисленных процентов).
3. В октябре–ноябре 2014 г. бывшие акционеры ОАО «РН Холдинг» предъявили к ОАО «НК «Роснефть» исковые требования о взыскании убытков, причиненных неправильным (с точки зрения истцов) определением стоимости акций при принудительном выкупе. Решением суда первой инстанции в удовлетворении исков отказано. Истцами поданы апелляционные жалобы, которые находятся на рассмотрении суда апелляционной инстанции. ОАО «НК «Роснефть» вовлечено в ряд других судебных разбирательств, которые возникают в процессе осуществления деятельности. Конечный результат таких судебных разбирательств не будет иметь существенного влияния на результаты деятельности или финансовое положение Общества.
ОАО «НК «Роснефть» осуществляет регулярный мониторинг решений, принимаемых высшими судами, а также оценивает тенденции правоприменительной практики, формирующейся на уровне окружных арбитражных судов, активно применяя и используя ее не только при защите в судебном порядке своих прав и законных интересов, но и при разрешении правовых вопросов, возникающих в процессе осуществления деятельности Общества. В связи с этим риски, связанные с изменением судебной практики, оцениваются как незначительные.
Санкции ЕС и США В 2014 г. США и ЕС ввели ряд секторальных санкций. Данные санкции предусматривают ограничения для лиц из США и ЕС по предоставлению ряду лиц, указанных в нормативных документах США и ЕС, нового финансирования, а также работ, товаров и услуг, которые могут быть использованы определенными лицами на территории Российской Федерации в рамках реализации проектов по глубоководной разведке и добыче нефти, разведке и добыче нефти в Арктике и проектам сланцевой нефти. Компания учитывает указанные санкции в своей деятельности и на постоянной основе осуществляет их мониторинг для минимизации негативных эффектов.

Предыдущее

Приложение 1

Вверх