Информация о выполнении поручений и указаний Президента РФ и поручений Правительства РФ

1. Отчуждение непрофильных/профильных активов
1.1. Программа отчуждения непрофильных активов
Пп. «к» п. 1 поручения Президента Российской Федерации от 06.12.2011 № Пр-3668 Пп. «в» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» Поручение Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 13.11.2012 № ИШ-П13-6768 В ОАО «НК «Роснефть» на постоянной основе ведется работа по оптимизации состава активов, находящихся в собственности Компании, ее дочерних и зависимых обществ. В Компании разработана и системно реализуется программа по отчуждению непрофильных и неэффективных активов, которая осуществляется в соответствии со специально разработанными Компанией и утвержденными Советом директоров Политикой «О принципах работы с корпоративной собственностью» и Стандартом «Управление непрофильными и неэффективными активами», решениями органов управления. Реализация Компанией Программы отчуждения непрофильных активов контролируется Советом директоров ОАО «НК «Роснефть». Очередное рассмотрение вопроса проведено на заседании 12.05.2015 (протокол № 33), по итогам которого утвержден соответствующий анализ результатов реализации Программы. О результатах по отчуждению непрофильных активов Компания регулярно докладывает в Росимущество и Минэкономразвития (письма от 26.05.2015 № ЛК-4195; от 17.07.2015 № ЛК-6339; от 28.07.2015 № ЛК-6966; от 12.10.2015 № ЛК-11817). Стандартом определены основные принципы работы с непрофильными и неэффективными активами, установлены соответствующие процедуры, этапы и сроки их выполнения. На ежегодной основе Компанией определяются активы, отвечающие признакам непрофильных и неэффективных, проводятся мероприятия по аттестации, техническому аудиту и экономико-правовой экспертизе активов. В отчетном году Компанией:
  1. совершены сделки отчуждения акций (долей) 8 Обществ Группы и иных хозяйственных обществ ОАО «НК «Роснефть»;
  2. реализованы принадлежащие Компании 5 скважин Колвинского месторождения, расположенные на чужих лицензионных участках;
  3. актуализирован перечень неиспользуемого Компанией недвижимого имущества (672 объекта, в том числе выведенные в консервацию в связи с окончанием добычи трубопроводы и ЛЭП; сложные объекты с узким кругом приобретателей, нефтебазы, АЗС, скважины на чужих лицензионных участках; социальные объекты (квартиры, жилые дома, гостиницы, базы отдыха)). Осуществлены мероприятия по подготовке активов к отчуждению;
  4. ликвидировано 25 Обществ Группы (из них 5 зарубежных, в том числе в целях деофшоризации).
На 2016–2019 гг. планируется реализация акций (долей) 31 и ликвидация 98 Обществ Группы и иных хозяйственных обществ ОАО «НК «Роснефть» (включая 37 зарубежных обществ), а также продажа иных непрофильных активов. Полученные в ходе реализации программы отчуждения непрофильных и неэффективных активов денежные средства направлены на реализацию инвестиционной программы Компании и решение стоящих перед ней стратегических задач. 12.05.2015 Советом директоров Компании в соответствии с письмом Росимущества от 22.04.2015 № ОД-11/15898 «Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596» утвержден Анализ программы отчуждения непрофильных активов ОАО «НК «Роснефть» по состоянию на 01.01.2015.
Информация о реализации непрофильных активов ОАО «НК «Роснефть» за 2015 год
Наименование актива Инвентарный номер (если применимо) Строка бухгалтерского баланса, где был отражен актив на отчетную дату, предшествующую реализации актива Счета бухгалтерского учета (с учетом аналитики), на которых отражены доход и расход от выбытия актива (91.1ххх/91.2ххх) Балансовая стоимость актива, тыс. рублей Фактическая стоимость реализации, тыс. рублей Отклонение фактической стоимости реализации от балансовой стоимости актива, тыс. руб. Причина отклонения фактической стоимости реализации от балансовой стоимости актива
ЗАО «Жемчужина Сибири»   1170 91.1 «Выручка от продажи инвестиций в прочие организации» 91.2 «Стоимость инвестиций в прочие организации» 10 794,5 15 000,1 4 205,6 Реализация акций по цене, определенной в ходе переговоров
ООО «Транснефть-Терминал»   1170 91.1 «Выручка от продажи инвестиций в зависимые компании» 91.2 «Стоимость инвестиций в зависимые компании» 250,0 105 500,0 105 250,0 Реализация доли по цене, определенной в ходе переговоров
ООО «Охабанк»   «НК «Роснефть»: ١١٧٠ ВБРР:1150 «НК «Роснефть»: 91.1 «Выручка от продажи инвестиций в зависимые компании» 91.2 «Стоимость инвестиций в зависимые компании» ВБРР: 91.1 «Выручка от продажи инвестиций в дочерние орг-ции» 91.2 «Стоимость инвестиций в дочерние организации» 63 642,7 178 464,0 114 821,3 Реализация доли по цене, определенной в ходе переговоров
ЗАО «Колек-Еганнефть»   1170 ННП: 9101061100 «Выручка от реализации акций» 9111062100 «Балансовая стоимость акций» «Нижневартовскнефть»: 91.1 «Выручка от продажи инвестиций в прочие организации» 91.2 «Стоимость инвестиций в прочие организации» 46,5 46,5  
ЗАО «Черноморнефтегаз»   1170 91.1 «Выручка от продажи инвестиций в прочие организации» 91.2 «Стоимость инвестиций в прочие организации» 5,0 5,0  
ООО «ЮМ-Эстейт»   1170 91.1 «Выручка от продажи инвестиций в дочерние орг-ции» 91.2 «Стоимость инвестиций в дочерние организации» 800 321,6 2 170 000,0 1 369 678,4 Реализация актива по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком
ООО «Энергонефть Томск»   1170 91.1 «Выручка от продажи инвестиций в дочерние орг-ции» 91.2 «Стоимость инвестиций в дочерние организации» 10,0 45 000,0 44 990,0 Реализация актива по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком
ЗАО «АИКБ» Енисейский объединенный банк»   1170 9101130200 «Доходы От Продажи Прочих Долгосрочных ЦБ, не обращающихся на рынке ЦБ» 9110130202 «Стоимость Прочих Долгосрочных ЦБ, не обращающихся на рынке ЦБ» 1 311,6 1 000,0 – 311,6 Реализация актива по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком
Скважина № 4, назначение: Поисковая 12000159 1150 9101030100 - Продажа ОС_Выручка (без НДС); 9110030200 - Остаточная стоимость ОС при продаже 3 732 19 876,2 16 144,2 Реализация актива по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком
Скважина № 11, назначение: Поисковая 12000160 1150 9101030100 - ПродажаОС_Выручка (без НДС); 9110030200 - Остаточная стоимость ОС при продаже 3 732 11 880,4 8 148,4 Реализация актива по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком
Скважина № 20, назначение: Поисковая 12000161 1150 9101030100 - ПродажаОС_Выручка (без НДС); 9110030200 - Остаточная стоимость ОС при продаже 3 732 20 113,0 16 381,0 Реализация актива по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком
Скважина № 62, назначение: Поисковая 12000162 1150 9101030100 - ПродажаОС_Выручка (без НДС); 9110030200 - Остаточная стоимость ОС при продаже 3 732 25 479,1 21 747,1 Реализация актива по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком
Скважина № 64, наименование: Разведочная 12000163 1150 9101030100 - ПродажаОС_Выручка (без НДС); 9110030200 - Остаточная стоимость ОС при продаже 3 732 22 651,2 18 919,2 Реализация актива по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком
Итого       895 042,0 2 615 015,6 1 719 973,6  
2. ЗАКУПКА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
2.1. Утверждение Положения о закупках. Повышение уровня прозрачности закупочной деятельности
Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Поручение Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № ИШ-П13-8685 Решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» от 03.04.2015 утверждена новая редакция Положения Компании «О закупке товаров, работ, услуг» (текст Положения опубликован на официальном сайте Компании, а также в Единой информационной системе (http://zakupki.gov.ru) которое:
  • устанавливает принципы осуществления Компанией закупочной деятельности: информационная открытость и прозрачность, равноправие, справедливость и отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств, предотвращение коррупции и каких-либо злоупотреблений в ходе осуществления закупочной деятельности;
  • содержит описание основных элементов процесса закупок товаров, работ, услуг, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договоров;
  • содержит отдельные нормы, регламентирующие особенности участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП);
  • предусматривает проведение закупок в электронной форме.
2.2. Обеспечение эффективности проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. в части закупок инновационной и высокотехнологичной продукции
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 № 867-р Директивы Правительства Российской Федерации от 24.10.2013 № 6362п-П13, от 07.10.2013 № 7377п-П13 Во исполнение директив Правительства РФ от 24.10.2013 № 6362п-П13 и от 07.12.2013 № 7377п-П13 22 января 2014 г. Советом директоров ОАО «НК «Роснефть» рассмотрен вопрос о мерах, направленных на расширение доступа субъектов МСП к осуществляемым закупкам ОАО «НК «Роснефть». В течение отчетного года в Компании реализованы комплексные мероприятия, направленные на повышение эффективности закупочной деятельности, в т.ч.:
  • создан и действует на постоянной основе Консультативный совет, информация о деятельности совета размещена на сайте ОАО «НК «Роснефть» (http://zakupki.rosneft.ru/consult);
  • разработаны и утверждены внутренние документы:
    • Положение Компании «О закупке товаров, работ, услуг» (новая редакция);
    • Положение ОАО «НК «Роснефть» «О деятельности Консультативного совета, осуществляющего общественный аудит эффективности проводимых закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства»;
    • Положение Компании «О порядке и правилах работы Системы «одного окна» для внедрения инновационной продукции;
    • Принципы классификации Компании «Объекты инновационной деятельности», определяющие единые правила и критерии отнесения товаров, работ, услуг Компании к инновациям в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 01.11.2012 № 1618;
    • Методические указания Компании «Оценка жизненного цикла продукции», предусматривающие порядок применения критерия оценки «стоимость жизненного цикла продукции»;
  • внесены изменения в закупочные локальные нормативные документы Компании в части закрепления особенностей участия субъектов МСП в процедурах закупок Компании;
  • организована приемка предложений с инновационными решениями, поступающих от потенциальных контрагентов, в том числе субъектов МСП, в режиме одного окна на сайте ОАО «НК «Роснефть» (http://www.rosneft.ru/science_and_innovation/);
  • сформирован и утвержден План закупки инновационной продукции на 2016–2020 гг. (размещен в Единой информационной системе (http://zakupki.gov.ru));
  • утверждены и введены в действие КПЭ для топ-менеджмента Компании с показателями (1) «доля закупок у субъектов МСП» (по результатам 2015 года доля закупок у субъектов МСП составила 28,5 % (13,5 млрд руб.) от расчетной базы 47,4 млрд руб.), (2) по инновационному развитию и доступу субъектов МСП;
  • с целью увеличения количества закупочных процедур, проводимых в электронной форме, на электронной торговой площадке ЗАО «ТЭК-Торг» (в секции ОАО «НК «Роснефть») Компанией в 2015 инициировано 3399 закупок на общую сумму 652 млрд руб. На электронной торговой площадке ЗАО «ТЭК-Торг» (в секции ОАО «НК «Роснефть») зарегистрированы 6247 поставщиков. В 2016 предполагается перевод 100 % конкурентных закупок на ЭТП.
2.3. Увеличение закупок продукции российского производства
Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 20.02.2009 Пп. 4 п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.12.2014
№ Пр-2821, Поручения Правительства Российской Федерации от 08.12.2014 № АД-П9-9176, директивы Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 1346п-П13 Директивы Правительства Российской Федерации от 01.06.2015 № 3425п-П13
Комплекс мер (перечень мероприятий), направленных на плановое и поэтапное замещение закупки иностранной продукции (работ, услуг) закупкой эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам российской продукции (работ, услуг), используемой при осуществлении инвестиционных проектов и текущей деятельности, исходя из принципов экономической целесообразности и технологической обоснованности разработан и одобрен Советом директоров Компании (протокол № 35 от 05.06.2015). Указанные мероприятия, значения показателей их реализации, а также мероприятия в части расширения доступа субъектов МСП включены в актуализированную Долгосрочную программу развития ОАО «НК «Роснефть», утвержденную Советом директоров ОАО «НК «Роснефть» 18.12.2015. Положение Компании «О закупке товаров, работ, услуг» содержит раздел 15.1 «Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, особенности участия в закупке субъектов МСП», предусматривающий:
  • применение приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;
  • право заказчика применять соответствующие приоритеты и особенности, если об их наличии было прямо объявлено в документации о закупке либо соответствующие нормы прямо установлены действующим законодательством. Дополнительно в Компании сформирована и реализуется Программа импортозамещения и локализации производства иностранного оборудования на территории РФ на среднесрочную и долгосрочную перспективу до 2025 года.
Положение Компании «О закупке товаров, работ, услуг» полностью отвечает требованиям директив Правительства РФ от 01.06.2015 № 3425п-П13 и позволяет Компании заключать долгосрочные контракты на поставку любой продукции, в т.ч. угольной.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ДИВИДЕНДОВ
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2006 № 774-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 2083-р) В соответствии с утвержденной Советом директоров Дивидендной политикой, при определении рекомендуемого Общему собранию акционеров размера дивидендов Совет директоров ориентируется на величину чистой прибыли, определяемую по данным финансовой отчетности ОАО «НК «Роснефть», составленной согласно требованиям Российских стандартов финансовой отчетности и по данным консолидированной финансовой отчетности ОАО «НК «Роснефть», составленной согласно требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Рекомендуемая сумма дивидендных выплат определяется Советом директоров ОАО «НК «Роснефть» на основе финансовых результатов деятельности ОАО «НК «Роснефть» по итогам года, и, как правило, составляет не менее 25 % от чистой прибыли ОАО «НК «Роснефть» по Международным стандартам финансовой отчетности. ОАО «НК «Роснефть» первым из компаний с госучастием перешло на выплаты дивидендов в размере не ниже 25 % от чистой прибыли. С 2011 года ОАО «НК «Роснефть» направляет на выплату дивидендов 25 % от чистой прибыли Общества по данным МСФО. В полном соответствии с Дивидендной политикой Компании решением Общего собрания акционеров ОАО «НК «Роснефть» 17.06.2015 принято решение о выплате дивидендов в размере 25 % чистой прибыли за 2014 год по стандартам МСФО. Таким образом, указанным решением чистая прибыль ОАО «НК «Роснефть» за 2014 год была распределена следующим образом:
  • чистая прибыль 501 324,3 млн руб.;
  • выплата дивидендов 87 011,0 млн руб.;
  • инвестирование, производственное и социальное развитие;
  • ОАО «НК «Роснефть» 414 313,3 млн руб.
4. СТРУКТУРА ГОДОВОГО ОТЧЕТА
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1214 «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями» Директивы Правительства Российской Федерации от 06.04.2015 № 2007п-П13 П. 2 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 02.06.2015 № ИШ-П13-47пр Директивы Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 5024п-П13 Годовой отчет ОАО «НК «Роснефть» за 2015 год подготовлен в соответствии с требованиями Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П к содержанию годового отчета, с учетом примерной структуры годового отчета акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1214 (в ред. Постановления Правительства от 10.11.2015 № 1211) и требований директив Правительства РФ от 06.04.2015 № 2007п-П13 и от 31.07.2015 № 5024-П13.
5. РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5.1. Разработка и утверждение Программ инновационного развития
П. б п. 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 07.02.2011 № Пр-307, директивы Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 № 1221п-П13 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12.11.2010 Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30.01.2012 № 1 Перечень поручений Президента РФ от 27.12.2013 № Пр-3086. Протокол № 3 заседания Правительства РФ от 30 января 2014 В соответствии с пп. «б» п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 07.02.2011 № Пр-307, директивами Правительства РФ от 24.03.2011 № 1221п-П13 решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» от 01.04.2011 утверждена Программа инновационного развития ОАО «НК «Роснефть». Структура Программы отвечает требованиям, предъявляемым к программам инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий в соответствии рекомендациями, утвержденными решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Основные направления, ключевые показатели эффективности и мероприятия Программы инновационного развития интегрированы в актуализированную Долгосрочную программу развития ОАО «НК «Роснефть», утвержденную 18.12.2015 решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть». В перечень КПЭ ДПР включен интегральный КПЭ инновационной деятельности.
5.2. Разработка и утверждение инвестиционной программы
Перечень поручений Президента РФ от 27.12.2013 № Пр-3086. Протокол № 3 заседания Правительства РФ от 30 января 2014 Инвестиционная программа на 2016–2017 гг. утверждена в составе бизнес-плана ОАО «НК «Роснефть» Советом директоров ОАО «НК «Роснефть» 18.12.2015.
5.3. Разработка и утверждение Стратегии АО, Долгосрочной программы развития
«Рекомендации по разработке программ инновационного развития», утв. решением Правительственной Комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010, протокол № 4 Абз. 2 п. 2 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 03.10.2013 № ИШ-П13-98пр Пп. 32 и 34 п. 1 поручения Президента Российской Федерации от 27.12.2013 № Пр-3086, Поручение Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № ДМ-П13-9589 Директивы Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 № 4955п-П13 Директивы Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 3984п-П13 Ключевые события 6.2.–6.4. Плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.07.2014 № 1250-р, директивы Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 7389п-П13 Решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» от 09.12.2014 утверждена Стратегия развития ОАО «НК «Роснефть» до 2030 года, одобрена Долгосрочная программа развития ОАО «НК «Роснефть», утверждены Стандарт ОАО «НК «Роснефть» «Проведение аудиторской проверки реализации Долгосрочной программы развития ОАО «НК «Роснефть» (ДПР) и Положение Компании «Система показателей эффективности Компании». Стратегия и Долгосрочная программа развития ОАО «НК «Роснефть» определяют стратегические цели развития Компании и перечень конкретных мероприятий по их достижению (производственных, инвестиционных и финансовых, управленческих, кадровых). Стратегия, в том числе, включает:
  • перечень КПЭ и их целевые значения;
  • стратегию развития инвестиционной и финансовой функций в ОАО «НК «Роснефть»;
  • прогноз научно-технического развития, модернизации и оптимизации применяемых технологий;
  • стратегию в области энергосбережения и энергоэффективности.
Стратегические цели развития Компании опубликованы на официальном сайте ОАО «НК «Роснефть: http://www.rosneft.ru/news/pressrelease/09122014.html. При разработке ДПР были учтены внутренние программные документы Компании по отдельным направлениям, в том числе Программа инновационного развития, Программа энергосбережения, Инвестиционная программа и иные документы. Начиная с 2015 года в Компании на ежегодной основе готовится отчет о реализации ДПР за предыдущий период, а также проводится аудит ее реализации с привлечением независимого аудитора. Для проведения первого ежегодного аудита реализации ДПР за 2014 год была выбрана независимая экспертная организация ООО «Эрнст энд Янг», согласованная комитетом Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» по аудиту. Результаты аудита реализации ДПР за 2014 год рассмотрены Советом директоров ОАО «НК «Роснефть» 05.06.2015, а также представлены на годовом Общем собрании акционеров по итогам 2014 года.
П. 2.3. раздела I протокола заседания Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 25.04.2014 № 4 Директивы Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 3666п-П13 Пп. Б п. 2 поручения Президента Российской Федерации от 01.07.2014 № Пр-1627, Поручение Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 № ИШ-П8-6196, от 22.07.2014 № ОГ-П8-5496, директивы Правительства Российской Федерации от 05.11.2014 № 7439п-П13 Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 12.11.2015 № ДМ-П36-7661 По результатам аудита реализации ДПР на ежегодной основе проводится актуализация ДПР. Указания директив Правительства Российской Федерации в части ДПР, дополнительно доводимые до Компании, исполняются и включаются в ДПР в рамках цикла ее актуализации. Так, во исполнение директив Правительства Российской Федерации № 4955п-П13 от 17.07.2014, № 7558п-П13 от 12.11.2014, № 1346п-П13 от 05.03.2015, № 2303п-П13 от 16.04.2015, а также с целью улучшения качества планирования 18.12.2015 Советом директоров утверждена актуализированная ДПР, учитывающая одобренные Советом директоров 09.12.2014 и 05.06.2015:
  • комплекс мер по повышению эффективности и прозрачности деятельности, включая мероприятия по снижению операционных расходов на 2–3 % ежегодно;
  • комплекс мер, направленных на импортозамещение закупки продукции (работ и услуг);
  • комплекс мер по повышению производительности труда Компании, а также целевые значения производительности труда Компании.
В перечень показателей эффективности топ-менеджеров Компании на 2016 год включены показатели производительности труда в соответствии с утвержденным Бизнес-планом Компании. Показатели повышения эффективности, направленные на реализацию бережливого производства, являются неотъемлемой частью существующей системы ключевых показателей эффективности топ-менеджеров и руководителей структурных подразделений Компании. Трудовым договором с Президентом ОАО «НК «Роснефть» предусмотрена обязанность обеспечить выполнение утвержденных Стратегии и Долгосрочной программы развития Компании. Промежуточные итоги исполнения ДПР за 2015 год рассмотрены Советом директоров ОАО «НК «Роснефть» в ходе очного заседания 18.12.2015. Отчеты об исполнении ДПР на ежегодной основе будут представлены в рамках ежегодного общего собрания акционеров.
5.4. Разработка и утверждение внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность Компании
Поручение Президента Российской Федерации от 27.12.2014 № Пр-3013 Поручения Правительства Российской Федерации от 23.03.2015 № ИШ-П13-1818, от 24.06.2015 № ИШ-П13-4148 Директивы Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 3984п-П13 В соответствии с методическими указаниями, одобренными Правительством Российской Федерации (№ ИШ-П13-4148 от 24.06.2015), в отчетном годе в Компании разработаны, утверждены и введены в действие:
  • Политика Компании «О внутреннем аудите»;
  • Политика Компании «Повышение операционной и инвестиционной эффективности»;
  • Политика Компании «Система управления рисками и внутреннего контроля»;
  • Политика Компании по добыче нефти на суше;
  • Политика Компании в области разведки и добычи углеводородов на шельфе;
  • Политика Компании по газовому бизнесу;
  • Стандарт Компании «Общекорпоративная система управления рисками»;
  • Положение Компании «Порядок разработки (актуализации) и выполнения Программы инновационного развития ОАО «НК «Роснефть»;
  • Положение Компании «О порядке и правилах работы системы «одного окна» для внедрения инновационной продукции»;
  • Стандарт Компании «Управление эффективностью инновационной деятельности»;
  • Стандарт Компании «Система менеджмента качества корпоративного научно-проектного комплекса. Руководство по качеству»;
  • Положение о системе управления качеством нефтепродуктов
Указания директив исполнены ОАО «НК «Роснефть» в полном объеме. Отчет об исполнении директив направлен в Рос-имущество 30.11.2015 и 13.01.2016.
5.5. Оптимизация деятельности интегрированных структур
П. 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 15.06.2012 № РД-П13-45пр П. 1 Поручения Президента Российской Федерации от 07.05.2014 № Пр-1032, Поручение Правительства Российской Федерации от 13.05.2014 № ИШ-П13-3464, Поручение Президента Российской Федерации от 05.12.2014 № Пр-2821 Директивы Правительства Российской Федерации от 08.08.2014 № 5110п-П13, от 26.03.2015 № 1796п-П13 Об обеспечении деятельности и проведении ежегодного анализа создания единого казначейства Компании, ее дочерних и зависимых организаций. Централизация казначейской функции Обществ Группы ОАО «НК «Роснефть» реализована с 2005 года путем создания Единого казначейства на базе финансовой службы Компании и корпоративного банка ОАО «ВБРР». Действующие бизнес-процессы и системы корпоративного казначейства одобрены Минфином России. Бизнес-процессы в области управления платежеспособностью, бюджетирования и акцепта финансовых операций Обществ Группы закреплены соответствующими политиками и ЛНД Компании.
5.6. Внедрение рекомендаций Кодекса корпоративного управления Банка России в деятельность Компании
Поручение Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 № ДМ-П36-46пр Поручение Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № ИШ-П13-5859 Директивы Правительства Российской Федерации от 02.09.2014 № 5667п-П13 Директивы Правительства Российской Федерации от 20.02.2015 № 989п-П13 По результатам анализа стандартов корпоративного управления ОАО «НК «Роснефть» и положений Кодекса корпоративного управления Банка России в Компании разработан и утвержден решением Совета директоров от 27.02.2015 План мероприятий по внедрению ключевых положений Кодекса. В течение 2015 года в Компании проводилась системная работа по его исполнению. 11.06.2015 решением Совета директоров утвержден Кодекс корпоративного управления ОАО «НК «Роснефть» (взамен Кодекса корпоративного поведения 2006 года), которым закреплены основополагающие принципы системы корпоративного управления ОАО «НК «Роснефть», соответствующие признанным лучшим мировым стандартам. Информация о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления Банка России, включая перечень рекомендаций, не нашедшех отражения во внутренних документах Компании, и пояснения, объясняющие невозможность применения Компанией соответствующих рекомендаций, а также описание альтернативных механизмов и инструментов корпоративного управления, раскрывается в составе годового отчета Компании.
5.7. Включение в новые экспортные контракты оговорки о возможности осуществления расчетов в рублях
Пп. 1 п. 1 раздела I протокола заседания Национального совета по обеспечению финансовой стабильности от 10.04.2015 № 7, директивы Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 4807п-П13 К настоящему моменту возможность осуществления расчетов в рублях предусмотрена большинством договоров Обществ Группы по реализации нефтепродуктов в адрес контрагентов, зарегистрированных на территории стран СНГ. Работа по включению условия о расчетах в рублях в договоры с остальными контрагентами-нерезидентами ведется с учетом оценки рисков потери клиентов и снижения объемов реализации (отказ клиентов в связи с возникновением дополнительных издержек при конвертации валюты), а также рисков, связанных с девальвацией российского рубля, которые могут привести к снижению объема выручки от реализации нефтепродуктов на экспорт.
5.8. Обеспечение энергоэффективности Компании
Поручение Правительства Российской Федерации от 19.06.2008 Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…»: ч. 2 ст. 15 гл. 4, ст. 25 гл. 7 Приказ Минэнерго России от 19.04.2010 № 182 В ОАО «НК «Роснефть» разработана и ежегодно актуализируется пятилетняя Программа энергосбережения ОАО «НК «Роснефть». В настоящее время в Обществах Группы реализуется Программа энергосбережения ОАО «НК «Роснефть» на 2016–2020 годы, утвержденная решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» 18.12.2015.
5.9. Обеспечение механизмов экологической ответственности Компании
Пп. «л» п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 06.06.2010 № Пр-1640 Решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» 07.08.2012 одобрен «Порядок применения добровольных механизмов экологической ответственности и обязательной регулярной публикации нефинансовых отчетов об устойчивости развития ОАО «НК «Роснефть». В ОАО «НК «Роснефть» действует корпоративная система добровольного страхования ответственности. Компания использует добровольное страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде в качестве инструмента управления рисками, который позволяет перенести финансовые потери от реализации рисков, подлежащих страхованию, на страховые организации. Действующая программа комплексного страхования ответственности, включающая в себя секцию ответственности за причинение вреда окружающей среде на 2014–2016 годы, обеспечивает защиту интересов ОАО «НК «Роснефть» и всех дочерних, аффилированных и/или зависимых обществ в отношении её потенциальной ответственности, которая возникает из текущих и будущих операций по всему профилю деятельности Компании.
6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
6.1. Обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Компании
Поручения Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 № ВП-П13-9308, от 12.01.2012
№ ИС-П13-80, от 13.01.2012 № ИС-П13-127, от 05.03.2012 № ВП-П24-1269 Ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Глава VIII приказа ФСФР России от 04.10.2011
№ 11-46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» Приказ Минэкономразвития России от 11.05.2011 № 208 «Об утверждении порядка раскрытия информации открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями» Абз. 7 п. 2 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 03.10.2013 № ИШ-П13-98пр Поручение Президента Российской Федерации от 17.01.2012 № Пр-113 Поручения Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 № ВП-П13-459 и от 07.12.2012 № ИШ-П13-7501
ОАО «НК «Роснефть» в своей деятельности руководствуется принципами обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, предотвращения случаев конфликта интересов между руководством Компании (в т. ч. членами ее органов управления) и Компанией, а также иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью. В соответствии с ратифицированной Российской Федерацией в 2006 году Конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003 и принятым в ее развитие Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции», в ОАО «НК «Роснефть» как в международной публичной компании действуют нормативные документы, направленные на повышение прозрачности и противодействие коррупции, в том числе Политика в области противодействия вовлечению в коррупционную деятельность, Политика в области противодействия корпоративному мошенничеству. На основании указанных документов утвержден перечень должностей, для которых обязательно представление информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как в отношении себя, так и в отношении своих супругов и несовершеннолетних детей. В перечень включены должности Председателя Правления, вице-президентов, главного бухгалтера Компании, руководителей департаментов и их заместителей, начальников управлений и их заместителей, директоров дочерних обществ и их заместителей. Высшие должностные лица Компании своевременно и в полном объеме представляют в компетентные органы государственной власти сведения о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своих семей. Высокий уровень корпоративного управления и информационной открытости является ключевым приоритетом в деятельности ОАО «НК «Роснефть». Компания стабильно является одним из лидеров по количеству раскрываемых сообщений о корпоративных событиях. Комплекс мер, направленных на повышение (i) операционной и инвестиционной эффективности деятельности, (ii) прозрачности деятельности, (iii) инвестиционной привлекательности, а также (iv) обеспечение снабжения потребителей внутреннего рынка топливно-энергетическими ресурсами стандартного качества по доступным ценам и (v) выполнение требований технологической и экологической безопасности является составной частью актуализированной ДПР Компании.
6.2. Вознаграждение менеджмента и работников Компании, разработка системы КПЭ
Поручение Президента Российской Федерации от 06.04.2009 № Пр-825 Поручения Правительства Российской Федерации от 06.04.2009 № ВП-П13-1823, от 20.04.2009 № ВП-П13-2099, от 28.07.2009 № ВЗ-П13-4252, от 08.04.2010 № ИШ-П13-2232, от 04.12.2010 № КА-П13-8297 Абз. 3 п. 2 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 03.10.2013 № ИШ-П13-98пр Пп. 4, 5 Поручения Президента Российской Федерации от 05.07.2013 № Пр-1474 Поручение Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № ИШ-П13-2043 Директивы Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 3984п-П13 Поручение Президента Российской Федерации от 05.12.2014 № Пр-2821 Поручение Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № ДМ-П13-9024 Директивы Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 № 2303п-П13 Система мотивации руководства, основанная на выполнении ключевых показателей эффективности, действует в Компании с 2009 года. Система показателей эффективности ОАО «НК «Роснефть» включает в себя:
  • финансово-экономические показатели (TSR, EBITDA, ROAСE, сокращение издержек, чистая прибыль);
  • отраслевые показатели (объем добычи, замещение запасов углеводородов).
Основой для формирования показателей эффективности топ-менеджмента Компании являются целевые ориентиры Стратегии развития и Долгосрочной программы развития Компании. В рамках исполнения поручения Правительства РФ ОАО «НК «Роснефть»:
  • внесены изменения в Положение о годовом премировании топ-менеджеров и руководителей самостоятельных структурных подразделений ОАО «НК «Роснефть»;
  • введено в действие Положение ОАО «НК «Роснефть» о годовом премировании генерального директора и руководителей верхнего звена Общества Группы ОАО «НК «Роснефть».
Положения предусматривают выплату годовой премии по итогам выполнения каждым из руководителей указанных категорий индивидуальных показателей эффективности.
  • внесено изменение в Положение о годовом премировании руководителей среднего звена, специалистов и рабочих Аппарата управления ОАО «НК «Роснефть».
Положение предусматривает выплату годовой премии в зависимости от выполнения индивидуальных показателей эффективности по руководителям среднего звена. Остальные работники Аппарата управления ОАО «НК «Роснефть» премируются на основании коллективных показателей эффективности за деятельность ОАО «НК «Роснефть», блоков и оценки личной результативности (КТВ-коэффициент трудового вклада).
  • утверждено Положение Компании «Система показателей эффективности».
Целевые значения КПЭ топ-менеджмента и результаты их выполнения на ежегодной основе утверждаются решением Совета директоров на основании рекомендаций Комитета Совета директоров по кадрам и вознаграждениям. В 2015 году в Компании разработан и одобрен решением Совета директоров комплекс мер, направленных на достижение значения показателя снижения операционных расходов (затрат) не менее чем на 2–3 % ежегодно. Комплекс мер включен в актуализированную Долгосрочную программу развития. Показатели эффективности топ-менеджеров бизнес-направлений на 2015 год включают показатель снижения затрат не менее чем на 3 %. Трудовым договором с Президентом Компании предусмотрена обязанность обеспечить выполнение утвержденных Стратегии и Долгосрочной программы развития Компании.
6.3. Страхование ответственности независимых директоров — представителей интересов Российской Федерации
Поручение Президента Российской Федерации от 03.08.2011 № Пр-2206 Принимая во внимание масштабы реализуемых ОАО «НК «Роснефть» проектов, значимость и значительность совершаемых сделок, а также широкое использование для структурирования проектных сделок иностранного права, обращение ценных бумаг ОАО «НК «Роснефть» на зарубежных площадках, Компания в течение восьми лет осуществляет страхование ответственности членов органов управления Компании, включая независимых членов Совета директоров. Страхование направлено на обеспечение возмещения Компании, акционерам, кредиторам и иным лицам ущерба, причиненного в результате непреднамеренных ошибочных действий (бездействия) застрахованных лиц при осуществлении ими управленческой деятельности. Одобренные 27.06.2014 годовым Общим собранием акционеров условия договора страхования идентичны ранее действовавшему договору и предусматривают общий лимит ответственности в размере 150 млн долл. США (на период страхования с 10.07.2014 до 10.07.2017), специальный дополнительный лимит на каждого независимого директора (1 млн долл. США) и дополнительную страховую сумму для всех независимых директоров (6 млн долл. США).
7. КОНТРОЛЬ, АУДИТ, АНТИКОРРУПЦИЯ
7.1. Проведение аудита инвестиционных проектов
Поручение Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 19.11.2013 № ИШ-П9-8314 Директивы Правительства Российской Федерации от 30.05.2013 № 2988п-П13 В Компании реализуются основные принципы, заложенные в механизм проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, адаптированные с учетом особенностей отрасли и бизнес-модели Компании. 16.11.2015 решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» утверждена Политика Компании «Повышение операционной и инвестиционной эффективности». Политика, а также ряд иных внутренних документов в области управления инвестициями и проектами закрепляют четкую процедуру контроля реализации инвестиционного проекта на всех стадиях его жизненного цикла, от момента инициирования до момента завершения. В рамках бизнес-процессов Компании реализуется система экспертизы инвестиционных и проектных решений, включающая в себя, в зависимости от типа проекта, в т.ч.:
  • многофакторный анализ проектов с точки зрения технико-технологической эффективности и инвестиционной привлекательности специализированными коллегиальными органами (технико-технологическими экспертными советами и инвестиционными комитетами);
  • проведение независимой оценки с привлечением сторонних экспертов;
  • экспертиза проектных документов в специализированных государственных организациях.
7.2. Присоединение к антикоррупционной хартии
Раздел IV Протокола совещания в Минэкономразвития России № 53-ОФ от 24.05.2013 Компания поддерживает решение о принятии Антикоррупционной хартии российского бизнеса и в своей деятельности неукоснительно руководствуется принципами противодействия коррупции, установленными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Предыдущее

Приложение 3

Вверх