Western Siberia

Western Siberia is Rosneft’s key oil-producing region. In 2017, Western Siberian assets accounted for 58% of the Company’s oil and gas condensate production. The Company’s key producing assets in Western Siberia include RN-Yuganskneftegaz, which makes up 30% of the Company’s oil and gas condensate production, Samotlorneftegaz (9% of total production) in the Khanty-Mansi Autonomous Area, and RN-Uvatneftegaz (4% of total production) in the Tyumen Region’s south.

The Company is expanding its operations in the region, acquiring a 100% stake in the Kondaneft project in April to develop four license areas, as well as the Erginsky license area from auction. The Company’s license areas within the Khanty-Mansi Autonomous Area hold significant hydrocarbon reserves and are in close vicinity to the Priobskoye field – one of its most resource-rich fields with a well-developed infrastructure. Integrated development of the Kondinskoye group of fields and the Erginsky license area will generate considerable synergies, accelerating development of their resource potential and taking advantage of the existing infrastructure.

Western Siberia is also a major gas-producing region. In 2017, the Company’s gas production grew by 2.1% to 48.5 bcm.

RN-Yuganskneftegaz

RN-Yuganskneftegaz operates 34 licenses with Rosneft as the subsoil user. The bulk of proved reserves (80%) are concentrated in the Priobskoye, Mamontovskoye, Malobalykskoye, and Prirazlomnoye fields. 2017 was a milestone and record high year for RN-Yuganskneftegaz.

RN-Yuganskneftegaz demonstrated accelerated oil production growth in 2017 and broke its 30-year record for average daily oil and gas condensate production in December with a rate of 191 thousand tonnes per day, marking a 10% year-on-year growth. Annual production grew by 4.5% year-on-year, achieving more than 66.5 mmt.

In 2017, the deployment of advanced technologies and successful development of new license areas improved the field’s average annual flow rate from new wells by 10% from 2016.



> 66.5 mmt annual production

The record-breaking results were achieved by the accelerated drilling, construction, and commissioning of new wells and horizontal wells, implementing a range of effective well interventions, as well as deploying cutting-edge technologies.

RN-YUGANSKNEFTEGAZ RECORD ACHIEVEMENTS

Monthly drilling record of 606,439 m (in August 2017), exceeding that of any Russian or Soviet production company in history

A new record-high of 1.7 thousand new wells commissioned in 2017

In August 2017, another new record was set by RN-Yuganskneftegaz, achieving a 606,439 m in monthly distance drilled, exceeding that of any Russian or Soviet production company in history.

RN-Yuganskneftegaz hit a new record-high of 1.7 thousand new wells commissioned in 2017 following their production drilling, surpassing the previous records of 1.4 thousand commissioned wells in 2016 and 1.3 thousand wells in 1986. The record-breaking drilling and commissioning achievements were supported by extensive capital construction of field infrastructure across most of RN-Yuganskneftegaz’s production sites, which are located up to 300 km from one another, from the western-most part of the Priobskoye field to the most distant site in the Kinyaminskoye field’s south-east. In 2017, drilling operations were carried out at 72% of RN-Yuganskneftegaz’s fields, including the mature Ust-Balykskoye and Pravdinskoye fields. In July 2017, the new Kuzovatkinskoye field was commissioned at the Chupalsky license area, its annual production amounting to 0.4 mmt.

Deploying advanced technologies such as real-time geosteering, geomechanical modelling, and MSHF for drilling horizontal wells to construct and develop new production wells at RN-Yuganskneftegaz fields allowed a significant production increase from newly drilled wells. Over 200 new horizontal wells drilled using MSHF were commissioned in 2017, 42% of which were drilled using 8- to 10-stage fracturing compared to just 3% in 2016.

In 2017, RN-Yuganskneftegaz commissioned 7 wells with increased horizontal sections over 1.5 thousand m, one of which is the company’s largest, with a horizontal section of 2,075 m and drilled using 10-stage fracturing. The initial flow rate from the well was 425 tonnes per day, more than double the rate of wells with a standard horizontal section of one thousand m.

Production from the geological-complex Tyumen suite deposits at RN-Yuganskneftegaz fields increased to 12 thousand tonnes per day, a 35% increase year-on-year. The sharp growth is an indication of the extensive research, testing, and subsequent effective drilling and production that took place at the company’s 15 fields.

The enhanced oil recovery and production from RN-Yuganskneftegaz fields was driven through the implementation of an extensive well intervention program across producing and idle wells.

In 2017, RN-Yuganskneftegaz drilled close to 400 sidetracks, including 200 horizontal completions. Horizontal sidetracks are actively introduced at mature fields, some of which have wells with initial flow rates exceeding 200–300 tonnes per day, such as the Yuzhno-Balykskoye and Mamontovskoye fields. Furthermore, horizontal sidetracks drilled using MSHF are being introduced at low-permeability deposits. The company implemented the most ambitious sidetracking program in its history in 2017, surpassing its highest well efficiency achieved in the last five years. The excellent performance across sidetracking programs implemented in 2017 has enabled the company to exceed its targets by a large margin.

The Company’s strategic goal is to ensure stable production and subsequent growth of production from RN-Yuganskneftegaz assets in the medium term.

Samotlornefegaz

Samotlorneftegaz operates 11 licenses (including 10 licenses as the subsoil user). Hydrocarbon production totaled approximately 24.3 mmtoe in 2017, with liquid hydrocarbons production exceeding 19.5 mmt (including Yugraneft Corporation’s production).

Over 98% of Samotlorneftegaz’s proved reserves are concentrated within the Samotlorskoye field, one of the largest in the world. Commercial production at the Samotlorskoye field began in 1969 and peaked at over 150 mmt per year in the 1980s.

Due to the natural depletion of residual reserves and a high water cut, today the field produces oil with a considerable amount of formation water, with about 24 tonnes for every tonne of oil. In 2017, the average water cut amounted to 96.0%.

Samotlornefegaz completed the construction of three wells with a unique trajectory for the Samotlorskoye field in 2017, allowing up to 1.5 thousand m long horizontal sidetracks to be drilled 2.4 thousand m away or more from the wellhead in an approximately 1.7 thousand m deep reservoir. The wells are the first of such complexity in undeveloped marginal areas that were drilled using a Russian stationary drilling rig with top drive and rotary steerable system for drilling horizontal sections. The average well length was 4,740 m with an average initial flow rate of 139 tonnes per day. The tested technology will allow a significant improvement in the coverage of hard-to-reach marginal areas of fields, as well as areas where infrastructure facility construction is not possible.

Due to the considerable costs involved in maintaining existing wells and infrastructure for pumping and treating products containing a high water cut, Samotlornefegaz requires additional fiscal incentives to maintain oil production at the current level.

For more efficient development of the field, in 2016–2017, Rosneft and the Government of the Russian Federation agreed on investment incentives.

Under Federal Law No. 335-FZ On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation dated 27 November 2017 annual MET reductions of RUB 35 bln over 10 years were approved for the Samotlorskoye field since 1 January 2018.

Rosneft’s Board of Directors has reaffirmed the Company’s commitment to drill over 2.4 thousand wells between 2018 and 2027, with projections of over 50 mmt of additional oil production. The new tax incentives will enable the Company to fully tap the Samotlorskoye field’s resource potential by boosting on-site operations, with the added bonus of contributing to job creation in the region.

RN-Uvatneftegaz

Around 70% of proved reserves are currently concentrated in the Ust-Tegusskoye, West-Epasskoye, and Urnenskoye fields, which are being developed as part of the Eastern Development Center.

RN-Uvatneftegaz operates 20 licenses (including 19 licenses as the subsoil user) in the Tyumen Region, Omsk Region, and the Khanty-Mansi Autonomous Area.

Hydrocarbon production at the Uvat project fields totaled 9.8 mmtoe in 2017, with liquid hydrocarbons production of 9.6 mmt and following a near-tenfold increase in annual production from 1.2 mmt in 2004 to 11.6 mmt in 2016. The slight decline in 2017 was due to compliance with the terms of the OPEC+ production cut deal.

Despite external limitations, the company continues to deploy advanced drilling and well construction solutions, as well as implement a range of effective well interventions.

In 2017, RN-Uvatneftegaz launched commercial production at three new fields: the Severo-Tyamkinskoye, Severo-Tamarginskoye, and Kosukhinskoye fields, with a combined 54 mmt of recoverable АВ1С1+В2С2 oil reserves as at 1 January 2018 – bringing the total number of commercially producing Uvat project oil fields to 14. The reserves in these new fields are hard-to-recover, their extraction requiring advanced drilling and completion technologies. For example, the Kosukhinskoye field’s development is carried out by drilling horizontal wells using MSHF, allowing a boost in well productivity compared to directional wells drilled with hydraulic fracturing. In 2017, over 60% of production at the Uvat project was derived from fields with hard-to-recover reserves.

Uvat project "RN-Uvatneftegaz"

Западная Сибирь

Западная Сибирь – основной регион добычи нефти Компании. В 2017 году на долю западносибирских активов приходилось 58 % добычи нефти и газового конденсата Компании. Главные добывающие активы Компании в Западной Сибири – ООО «РН-Юганскнефтегаз» (30 % от общей добычи нефти и газового конденсата ПАО «НК «Роснефть»), АО «Самотлорнефегаз» (9 % от общей добычи «Роснефти») в ХМАО – Югре и ООО «РН-Уватнефтегаз» (4 % от общей добычи «Роснефти») на юге Тюменской области.

Компания расширяет свое присутствие в регионе. В апреле была приобретена 100 %-я доля в проекте «Конданефть», в рамках которого ведется разработка четырех лицензионных участков, а в июле выигран аукцион по Эргинскому лицензионному участку. Указанные лицензионные участки ХМАО – Югры имеют значительные запасы углеводородов и находятся вблизи Приобского месторождения – уникального по запасам месторождения Компании с развитой инфраструктурой. Интегральный подход к разработке Кондинской группы месторождений и Эргинского участка позволит обеспечить высокую синергию и ускоренное освоение их ресурсного потенциала с учетом уже созданной инфраструктуры.

Также Западная Сибирь является крупнейшим регионом добычи газа. Объем добычи газа Компанией вырос на 2,1 % и составил 48,5 млрд куб. м в 2017 году.

OOO «РН-Юганскнефтегаз»

ООО «РН-Юганскнефтегаз» ведет деятельность на 34 лицензионных участках (недропользователь – ПАО «НК «Роснефть»). Основная часть доказанных запасов (80 %) сосредоточена на Приобском, Мамонтовском, Малобалыкском и Приразломном месторождениях. 2017 год стал для ООО «РН-Юганскнефтегаз» по-настоящему знаковым и рекордным.

В 2017 году ООО «РН-Юганскнефтегаз» продемонстрировало опережающий рост добычи нефти: в декабре достигнут рекорд уровня среднесуточной добычи нефти и газового конденсата за последние 30 лет – 191 тыс. т/сут, что выше уровня декабря 2016 года на 10 %. Годовой уровень добычи вырос на 4,5 % относительно 2016 года и составил более 66,5 млн т.

За счет применения высокотехнологичных решений и успешного освоения новых лицензионных участков в 2017 году среднегодовой дебит нефти новых скважин вырос на 10 % относительно 2016 года.



>66,5 млн т годовой уровень добычи в 2017 году

Такие показатели стали возможными благодаря опережающим темпам бурения, строительства и ввода новых скважин, в том числе горизонтальных, реализации комплекса эффективных геолого-технических мероприятий, а также применению передовых технологий.

Рекордные достижения «Юганскнефтегаз»

Рекордная месячная проходка в бурении – 606 439 м (по итогам августа 2017 года). Это максимальный показатель по проходке на территории одного объединения за всю историю российского и советского бурения.

Рекордный показатель за всю историю развития предприятия по вводу новых скважин из эксплуатационного бурения – 1,7 тыс. скважин.

По итогам августа 2017 года в ООО «РН-Юганскнефтегаз» достигнута абсолютная рекордная месячная проходка в бурении – 606 439 м. Это максимальный показатель по проходке в месяц на территории одного объединения за всю историю российского и советского бурения.

В 2017 году в ООО «РН-Юганскнефтегаз» обеспечены рекордные показатели за всю историю развития предприятия по вводу новых скважин из эксплуатационного бурения на уровне 1,7 тыс. скважин (предыдущие рекорды были отмечены в 2016 и 1986 годах – 1,4 тыс. и 1,3 тыс. скважин соответственно). Рекордные объемы проходки и ввода новых скважин были обеспечены значительными объемами капитального строительства промысловой инфраструктуры на большинстве производственных площадок Общества, удаленных друг от друга на расстояние до 300 км, начиная от самого западного участка Приобского месторождения до самого крайнего участка деятельности Компании на юго-востоке Киняминского месторождения. В 2017 году бурение осуществлялось на 72 % месторождений Общества, включая зрелые месторождения, такие как Усть-Балыкское и Правдинское. В июле 2017 года на Чупальском лицензионном участке введено в эксплуатацию новое месторождение – Кузоваткинское – с добычей 0,4 млн т в годовом исчислении.

Применение высокотехнологичных решений в строительстве и освоении новых эксплуатационных скважин, таких как геонавигация в режиме реального времени, проведение геомеханического моделирования и освоение горизонтальных скважин с МГРП на месторождениях ООО «РН-Юганскнефтегаз» обеспечило рост добычи от ВНС. Количество введенных новых горизонтальных скважин с применением МГРП в 2017 году превысило 200 единиц. Доля горизонтальных скважин с 8–10-стадийным МГРП достигла 42 % против 3 % в 2016 году.

В 2017 году в ООО «РН-Юганскнефтегаз» введено семь скважин с увеличенной длиной горизонтальной секции (свыше 1,5 тыс. м), в том числе рекордная в истории Общества скважина с длиной горизонтального ствола 2 075 м и 10 стадиями ГРП. Пусковой дебит данной скважины составил 425 т/сут, что более чем в два раза превышает результаты скважин с обычной длиной горизонтальной секции (1 тыс. м).

Отдельно стоит отметить рост добычи на месторождениях ООО «РН-Юганскнефтегаз» из залежей тюменской свиты, имеющих сложное геологическое строение, до 12 тыс. т/сут (+35 % к 2016 году) за счет реализации Программы исследовательских работ, испытаний с последующим эффективным бурением и эксплуатацией фонда на 15 месторождениях предприятия.

Повышение нефтеотдачи и интенсификация добычи на месторождениях ООО «РН-Юганскнефтегаз» осуществлялись за счет активной реализации значительной программы геолого-технических мероприятий (ГТМ) на действующем и бездействующем фонде.

В 2017 году в ООО «РН-Юганскнефтегаз» выполнено около 400 зарезок боковых стволов (ЗБС), в том числе с горизонтальным закачиванием (ЗБГС) более 200 мероприятий. На зрелых месторождениях активно реализуется Программа по внедрению ЗБГС, например, по ряду месторождений, таких как Мамонтовское и Южно-Балыкское, получаемые запускные дебиты превышают 200–300 т/сут по отдельным скважинам. Кроме того, на низкопроницаемых залежах внедряются ЗБГС с проведением МГРП. Реализованная в 2017 году Программа ЗБС является самой масштабной за всю историю Общества, а достигнутая эффективность на одну скважину – максимальной за последние пять лет. Высокая эффективность реализованных программ по ЗБС в 2017 году позволила Обществу существенно перевыполнить плановые показатели.

Стратегическая задача Компании – обеспечение стабильной добычи ООО «РН-Юганскнефтегаз» с последующим ростом в среднесрочной перспективе.

АО «Самотлорнефтегаз»

АО «Самотлорнефтегаз» ведет деятельность на 11 (10 – как недропользователь) лицензионных участках. В 2017 году добыча углеводородов составила 24,3 млн т н. э., при этом добыча ЖУВ превысила 19,5 млн т (информация о добыче приведена с учетом данных по АО «Корпорация Югранефть»).

Основная часть доказанных запасов АО «Самотлорнефтегаз» (более 98 %) сосредоточена на Самотлорском месторождении, одном из крупнейших в мире. Промышленная добыча на Самотлорском месторождении ведется с 1969 года, пиковая добыча нефти на месторождении превышала 150 млн т в год в 1980-е годы.

В связи с естественным истощением остаточных запасов и высоким содержанием воды в добываемой продукции текущая добыча нефти на месторождении сопровождается вынужденной добычей больших объемов воды. На каждую тонну добытой нефти извлекается около 24 т попутной воды. В 2017 году средняя обводненность поднимаемой на поверхность продукции составила 96,0 %.

В 2017 году в АО «Самотлорнефтегаз» завершено строительство трех скважин с уникальной для Самотлорского месторождения траекторией, позволившей при глубине пласта около 1,7 тыс. м провести горизонтальные стволы длиной до 1,5 тыс. м на удалении 2,4 тыс. м и более от устья. Такие сложные скважины неосвоенных краевых зон были впервые построены с помощью российского стационарного бурового станка, оснащенного верхним силовым приводом и роторной управляемой системой для бурения горизонтального участка. Средняя длина скважин составила 4 740 м, а средний пусковой дебит – 139 т/сут. Опробованная технология позволит существенно увеличить охват труднодоступных краевых участков месторождения, а также тех районов, где невозможно строительство наземной инфраструктуры.

В связи с высокой долей затрат, направленных на поддержание действующего фонда скважин и инфраструктуры для подготовки и перекачки продукции с большим содержанием воды, поддержание добычи нефти АО «Самотлорнефтегаз» на текущем уровне требует дополнительных мер фискального стимулирования.

По Самотлорскому месторождению в течение 2016–2017 годов Компания выработала согласованное с Правительством Российской Федерации Решение, в соответствии с которым введены инвестиционные стимулы, направленные на увеличение эффективности разработки месторождения.

В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2018 года к Самотлорскому месторождению Компании применимы инвестиционные стимулы в форме ежегодного снижения НДПИ в размере 35 млрд руб. сроком на 10 лет.

Совет директоров закрепил обязательства Компании пробурить в течение 2018–2027 годов более 2,4 тыс. скважин, которые обеспечат дополнительную добычу нефти в объеме более 50 млн т. Введение указанных мер налогового симулирования позволит в полной мере раскрыть ресурсный потенциал Самотлорского месторождения, активизировав на нем работу, что также будет способствовать созданию новых рабочих мест в регионе.

ООО «РН-Уватнефтегаз»

Основная часть доказанных запасов (около 70 %) на текущий момент сосредоточена на Усть-Тегусском, Западно-Эпасском и Урненском месторождениях, которые разрабатываются в составе Восточного центра освоения.

ООО «РН-Уватнефтегаз» ведет деятельность на 20 (19 – как недропользователь) лицензионных участках на территории Тюменской и Омской областей, а также ХМАО – Югры.

В 2017 году добыча углеводородов составила 9,8 млн т н. э., добыча жидких углеводородов составила 9,6 млн т. Необходимо отметить, что с 2004 по 2016 год ежегодная добыча нефти на месторождениях Уватского проекта выросла практически в 10 раз, с 1,2 млн т до 11,6 млн т. Некоторое снижение в 2017 году связано с ограничением добычи по активу в рамках выполнения Соглашения с ОПЕК+.

Несмотря на внешние ограничения в Обществе продолжается работа по использованию высокотехнологичных решений в бурении и строительстве скважин, а также реализации комплекса эффективных геолого-технических мероприятий.

ООО «РН-Уватнефтегаз» в 2017 году начало промышленную эксплуатацию трех новых месторождений – Северо-Тямкинского, Косухинского и Северо-Тамаргинского с извлекаемыми запасами нефти по категории АВ1С1 + В2С2 на 1 января 2018 года около 54 млн т. Таким образом, общее число месторождений Уватского проекта, на которых осуществляется промышленная добыча нефти, выросло до 14. Запасы этих месторождений относятся к ТРИЗ – для их добычи необходимы современные технологии бурения и вскрытия пласта. Например, разработка Косухинского месторождения ведется с применением горизонтальных скважин с МГРП, что позволяет увеличить продуктивность по сравнению с наклонно-направленными скважинами с ГРП. По итогам 2017 года более 60 % объемов добычи Уватского проекта обеспечено месторождениями трудноизвлекаемых запасов.

Уватский проект «РН-Уватнефтегаз»