The Investment Program in 2017

Rosneft’s 2017+ investment program was approved as part of the Business Plan for 2017–2018 at the Board of Directors meeting held on 23 December 2016 (Minutes No. 17 dated 26 December 2016). Rosneft’s 2018+ investment program was approved as part of the Business Plan for 2018–2019 at the Board of Directors meeting held on 18 December 2017 (Minutes No. 8 dated 21 December 2017).

The Company’s investment program reflects the continuity of our strategic priorities, macroeconomic developments, and integration of our Russian and international acquisitions.

Key investment program goals:

  • Achievement of the Company’s key strategic objectives, including the increase of hydrocarbon production while maintaining a balanced financial structure and optimal leverage
  • Implementation of high value-added projects by ranking the Company’s investment portfolio by cost efficiency and taking into account the importance and quality-at-entry of each project
  • Establishment of partnerships to share risk, provide joint financing, and share technology to maximize R&D efficiency
Capex Financing, 2014–2017, RUB bln
2017 Investment Program Split, %

Projects are selected against eligibility criteria to ensure performance under the investment program:

  • Conservative macroeconomic planning
  • Projects ranked strictly by investment efficiency
  • Quality-at-entry checked
  • Available financing options

In 2017, Rosneft’s capex totaled RUB 922 bln. Approximately 80% of the capex amount was invested into projects developing segments in Upstream, including Gas Projects, and Downstream. In total, 87% of the Company’s capex in 2017 was attributable to Upstream (including Gas Projects).

In 2017, the Company’s capital investments grew 30% year-on-year. Rosneft is increasing its capex as scheduled by investing in the highest value-added segments, optimizing less efficient and lower-margin projects, and closely observing macroeconomic and fiscal developments.

The Company increased its investments in:

  • developing new and large-scale long-term oil and gas production projects in Russia
  • expanding its drilling program to maintain hydrocarbon output at a steady level
  • integrating new assets (the Erginsky cluster).
Unit Capex in Upstream, USD per boe

Despite its extensive investment program in 2017, the Company remained an undisputed leader in terms of return on capital investments in Upstream (USD 7.1 per boe) compared to key Russian and international players with unit capex in the USD 8–20 per boe range.

Rosneft’s investment program is a balanced portfolio of efficient investment projects streamlined across all business segments.

Mature Fields

Mature fields are the main source of Rosneft’s current oil production, generating stable positive cash flow for the Company and contributing over 90% of its oil production. To maintain this share, the Company is investing in mature fields while continuously monitoring its investment efficiency.

During 2017, Rosneft invested approximately RUB 480 bln in mature upstream assets, over half of its annual capex.

In the medium term, the Company is planning to keep its capex at the current level of RUB 450–500 bln per year to maintain stable production by drilling new wells while continuing to make highly efficient investments in mature assets, which account for over 60% of upstream capex, including over 70% in development projects designed to maximize return on employed capital.

Rosneft’s Board of Directors approved (Minutes No. 8 dated 21 December 2017) the key parameters of its extended development program for the Samotlorskoye field, taking into account investment incentives for Samotlor in the form of annual MET reductions of RUB 35 bln over ten years.

Greenfields

The Company is implementing a number of major and new oil upstream projects currently in the active phase of development to increase and replace production at mature fields with cost-effective barrels and remain an industry leader by return on capital investments.

In 2017, the Company allocated approximately RUB 200 bln to large-scale and new projects, including over RUB 100 bln to projects in Eastern Siberia and the Far East, and close to RUB 55 bln in Western Siberia. Rosneft’s capital investments in major and new oil production projects grew by about 50% year-on-year.

Extensive development continues at the Suzunskoye and East Messoyakha fields following their commencement in Q3 2016, and comprehensive pilot operations of oil treatment and transportation facilities commenced at the Yurubcheno-Tokhomskoye field in Q3 2017.

In Autumn 2017, the Company launched start-up complex at Erginsky, a new large-scale oil and gas cluster in Western Siberia. The cluster was set up by integrating the infrastructures of the Erginsky license area, acquired at an auction in September 2017, and the previously consolidated Kondinskoye group of fields.

The Company also plans to commission the Russkoye, Tagulskoye, Lodochnoye, Kuyumbinskoye, and Srednebotuobinskoye (phase two) fields in the near future.

Projects Offshore Russia

The Company implements offshore production and exploration projects in Russia to both replace and grow its resource base, with capex of over RUB 17 bln in 2017.

Development of the Sakhalin-1 project is continuing, including extensive development of the Odoptu and Chaivo fields. Production drilling was launched at the Odoptu field using Krechet, a unique onshore drilling rig. A well with a total length of 15 thousand meters was successfully drilled at the Chaivo field from the Orlan platform in the Sea of Okhotsk, surpassing the previous world record.

As the Company’s offshore exploration projects are being implemented in a sanctions environment, Rosneft commissions Russian and foreign subcontractors and partners who are able to provide their services under the circumstances.

Based on the drilling results from the Central Olginskaya-1 well, the first offshore appraisal well in the Eastern Arctic, Russia’s State Committee for Mineral Reserves confirmed the discovery of the Centralno-Olginskoye field in October 2017. The field lies within the Khatangsky license area in the Laptev Sea and contains over 80 mmt of recoverable C1+C2 oil reserves.

The Erginsky cluster, the Kondinskoye field
Gas Projects

Capex for gas projects in 2017 was RUB 59 bln. The Company’s strategic objective is to bring production to exceed 100 bcm per year, supported primarily by the full scale development of the Novo-Urengoysky and Vostochno-Urengoysky license areas of Rospan International, the Kharampur project, production maintenance projects at existing fields and the Beregovoye field’s lower horizon development by Sibneftegaz.

In addition, Rosneft is involved in promising international projects.

In October 2017, Rosneft closed a deal to acquire from ENI a 30% stake in the Zohr gas field concession, one of the largest in the Mediterranean, located offshore Egypt.

In-House Service Development

In 2017, Rosneft invested over RUB 36 bln in the development of in-house oilfield services, as the Company continues to implement its strategy of promoting in-house oilfield services to improve upstream performance despite a challenging macroeconomic environment, while maintaining balanced internal and external supplies and robust competition in technological competence, prices, and quality of oilfield services. Among Russian companies, Rosneft’s drilling services are among the most advanced in the Russian market, with at least 60% of its drilling rigs in service for less than 10 years. The Company’s in-house services provide a testing and rollout platform for new, advanced technologies and best practices.

In-House Service Development
Oil Refining and Petrochemicals

Rosneft’s investment in Downstream entities totaled RUB 87 bln in 2017, including ~ RUB 56 bln of capex toward upgrading its Russian refineries.

The main areas of development in the medium term include continued refinery upgrades, highly efficient debottlenecking projects, improvements upon base oil and bitumen production, existing facility maintenance initiatives, and continued import substitution activities.

2017 highlights:

  • One of the world’s largest biological wastewater treatment plants at the Bashneft-Ufaneftekhim Refinery was commissioned, an addition to the framework within the Year of the Environment 2017 action plan approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 1082r dated 2 June 2016
  • The Yaroslavl Refinery launched production of high-purity Group III base oils to supply feedstock for the manufacture of advanced synthetic and semi-synthetic oils
  • The Ryazan Refinery refitted the feedstock blending unit at its bitumen production unit and launched higher value-added bitumen production that complies with intergovernmental standards
  • The Angarsk Petrochemical Company completed installing core large-capacity equipment for the diesel fuel hydrotreater currently under construction
Commerce and Logistics

Rosneft’s investments in commerce and logistics amounted to RUB 22 bln in 2017, with a strong focus on maintaining and upgrading retail assets, oil depot facilities, marine terminals, and refueling facilities to match its competition. In 2017, Rosneft also rebranded its filling stations in the Moscow, Tula, Kaluga, and Ryazan regions, continued its compressed liquefied gas (CLG) sales program, and launched the construction of five Aframax tankers at the Zvezda Shipyard to transport oil and petroleum products.

Investment Process

A key objective in the Rosneft Strategy consists of building and improving investment management processes to increase value for both shareholders and the Company.

Key investment process objectives:

  • Consistent improvement of Rosneft’s performance and maximizing the return on employed capital across all areas of its business by thoroughly identifying its investment requirements, building upon the knowledge and expertise of Company personnel involved in investment management, and providing efficient management, monitoring, and follow-up of projects
  • Robust business growth through attracting investments to the Company’s competitive and high value-added projects, increasing investment returns, consistently optimizing the project portfolio, and mitigating investment risks
  • A disciplined investment strategy through comprehensive project-screening and improving relevant identification and classification processes
  • Compliance with the Company’s principles regarding its high social responsibility to environmental and industrial safety, safe working conditions, healthcare, a higher quality of life for employees and their families, educational support, and contribution to the social and economic development of local communities
Delegating: Investment Bodies and Limits of Authority

Rosneft’s investment management is guided by best global practices, its improvement continuing throughout 2017 from a focus on higher investment maturity and maintaining a disciplined investment strategy:

  • Business projects are approved through delegating the decision-making process within the authorized investment limits as per investment mandate following a regulated comprehensive due diligence
  • The investment process is integrated into related processes of business planning, budgeting, management reporting, financial control, project management, and corporate governance
  • In preparing its investment program, the Company relies on a balanced and flexible portfolio of efficient investment projects that enables a rapid response to macroeconomic developments based on a comprehensive project ranking and rating framework while optimizing or reallocating investments where necessary
  • Rosneft implements a process for post project monitoring of development projects and acquisitions of core assets to assess performance against projected economics and other project objectives established during the project planning and approval phase by Authorized Investment Bodies of the Company. Each project’s performance forms the Company’s basis for identifying its lessons learned in preparation for future projects and developing best practices in project planning, assessment, and management, including designing initiatives aimed at asset development
  • The Company consistently improves its processes and increases accountability to ensure that project delivery is on time, within budget, of appropriate quality, and meeting efficiency targets, while increasing focus on the financial performance of prospective projects, improving project management skills, and building a KPI framework for project managers
  • In 2017, the Company introduced an automated multi-level solution designed to check for approved investment decisions, along with checking the business plan budget when making financial commitments, at more than 150 subsidiaries with a combined share of over 80% of the Company’s capex
  • Rosneft has developed a company-wide WBS-based capex classification with breakdowns by facility and investment project for subsequent registration of planned, forecasted, and actual data on project execution. A pilot was launched. The system is to be rolled out in 2018–2019
  • Rosneft is actively improving its reporting formats and visualization to promote timely decision-making and transparent management reporting, primarily for its most ambitious and crucial projects
  • Regular training sessions are held for the Company’s employees to improve their investment management skills and discipline
Project Portfolio Management

Реализация инвестиционной программы в 2017 году

Инвестиционная программа ПАО «НК «Роснефть» – 2017+ утверждена в составе Бизнес-плана на 2017–2018 годы на заседании Совета директоров 23 декабря 2016 года (Протокол № 17 от 26 декабря 2016 года). Инвестиционная программа ПАО «НК «Роснефть» – 2018+ утверждена в составе Бизнес-плана на 2018–2019 годы на заседании Совета директоров 18 декабря 2017 года (Протокол № 8 от 21 декабря 2017 года).

Инвестиционная программа сформирована с учетом преемственности стратегических приоритетов, изменения макроэкономических условий и интеграции приобретенных российских и международных активов.

Ключевые цели Инвестиционной программы:

  • обеспечение ключевых задач Стратегии Компании, в том числе по росту добычи углеводородов, при сбалансированной финансовой структуре и оптимальном привлечении внешнего финансирования;
  • реализация высокоэффективных проектов на основе ранжирования инвестиционного портфеля по экономической эффективности с учетом стратегической значимости и готовности проектов к реализации;
  • реализация партнерств для разделения рисков, совместного финансирования и обмена технологиями для максимизации эффективности разработки.
Финансирование капитальных вложений, 2014–2017 годы, млрд руб.
Доля в Инвестиционной программе на 2017 год, %

Исполнение целей Инвестиционной программы обеспечивается следующими критериями выбора проектов:

  • консервативное макроэкономическое планирование;
  • жесткое ранжирование проектов по эффективности инвестиций;
  • контроль готовности проектов к реализации;
  • обеспечение возможностей финансирования.

По результатам 2017 года объем капитальных вложений составил 922 млрд руб. Порядка 80 % инвестиций Компании направлено в проекты развития сегментов блоков РиД (включая «Газовые проекты») и «Переработка, коммерция и логистика» (ПКиЛ). В целом в 2017 году сегмент РиД (включая «Газовые проекты») представляет 87 % от инвестиций Компании.

Капитальные вложения 2017 года выросли по отношению к 2016 году на 30 %. Компания наращивает инвестиции в соответствии с запланированными темпами, направляя средства в наиболее эффективные сегменты и оптимизируя менее эффективные и менее маржинальные проекты с учетом влияния макроэкономики и фискального режима.

Капитальные вложения увеличены по следующим направлениям:

  • разработка долгосрочных новых и крупных проектов добычи нефти и газа в России;
  • расширение программы бурения для поддержания стабильного уровня добычи углеводородов;
  • интеграция новых активов (Эргинский кластер месторождений).
Удельные капитальные вложения РиД, 2017 год, долл. США / барр. н. э.

Несмотря на рост Инвестиционной программы в 2017 году, Компания сохранила уверенное лидерство по эффективности капитальных вложений в РиД (7,1 долл. США / барр. н. э.) в сравнении с ключевыми российскими и международными игроками, удельные капитальные вложения которых находятся в диапазоне 8–20 долл. США / барр. н. э.

Реализуемая Инвестиционная программа ПАО «НК «Роснефть» сбалансирована и представляет собой портфель эффективных инвестиционных проектов, оптимизированный по всем сегментам бизнеса.

Зрелые месторождения

Зрелые месторождения являются основным источником текущей добычи нефти (более 90 %) и генерируют стабильный положительный денежный поток Компании. Для поддержания этой доли существенный объем средств инвестируется в зрелые месторождения с постоянным контролем инвестиционной эффективности.

Объем инвестиций в зрелые активы РиД в 2017 году достиг порядка 480 млрд руб., что составляет более половины годовых инвестиций Компании.

В среднесрочной перспективе объем капитальных вложений планируется сохранять на достигнутом уровне (порядка 450–500 млрд руб. в год) для поддержания стабильного уровня добычи за счет бурения новых скважин при сохранении высокой эффективности капитальных вложений в зрелые активы. Инвестиции в зрелые активы составляют более 60 % от инвестиций в РиД, из них более 70 % составляют инвестиции в проекты развития, обеспечивающие максимизацию возврата на вложенный капитал.

Совет директоров ПАО «НК «Роснефть» утвердил (Протокол № 8 от 21 декабря 2017 года) ключевые параметры Расширенной программы развития Самотлорского месторождения с учетом инвестиционных стимулов для Самотлора в форме ежегодного снижения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере 35 млрд руб. сроком на 10 лет.

Новые месторождения

Компания реализует ряд крупных и новых проектов в РиД нефти, находящихся в активной фазе разработки, обеспечивающих рост и замещение добычи на зрелых месторождениях высокоэффективными баррелями в целях поддержания лидирующих позиций по эффективности в отрасли.

В 2017 году Компания направила порядка 200 млрд руб. в крупные и новые проекты, из которых более 100 млрд руб. направлено на проекты Восточной Сибири и Дальнего Востока и порядка 55 млрд руб. – на проекты Западной Сибири. Рост капитальных вложений в крупные и новые проекты добычи нефти относительно 2016 года составил порядка 50 %.

Продолжается активная разработка Сузунского и Восточно-Мессояхского месторождений, начатая в 3-м квартале 2016 года. В 3-м квартале 2017 года начато комплексное опробование объектов подготовки и транспорта нефти на Юрубчено-Тохомском месторождении.

Осенью 2017 года Компания ввела в эксплуатацию пусковой комплекс нового крупного нефтегазодобывающего Эргинского кластера в Западной Сибири, сформированного на основе интеграции инфраструктуры приобретенного на аукционе в сентябре 2017 года Эргинского лицензионного участка и приобретенной ранее Кондинской группы месторождений.

В ближайшие годы Компания ставит цели по вводу Русского, Тагульского, Лодочного, Куюмбинского и второй очереди Среднеботуобинского месторождений.

Проекты на шельфе России

На шельфе России Компания реализует как добычные проекты, так и проекты геологоразведки в целях воспроизводства и развития ресурсной базы.

Объем капитальных вложений Компании в проекты на шельфе России за 2017 год составил более 17 млрд руб. Продолжается развитие проекта «Сахалин-1», включая активное развитие месторождений Одопту и Чайво. На месторождении Одопту начато бурение добычных скважин с уникальной наземной буровой установки «Кречет». На месторождении Чайво в Охотском море успешно завершено бурение с платформы «Орлан» скважины длиной 15 тыс. м, что на сегодняшний день является мировым рекордом.

Компания реализует проекты геологоразведки на шельфе в условиях введенных санкционных ограничений и при производстве работ опирается на российских и зарубежных подрядчиков и партнеров, способных проводить работы в текущей ситуации.

По результатам бурения на Хатангском лицензионном участке, в акватории моря Лаптевых, первой поисковой скважины «Центрально-Ольгинская – 1» на шельфе Восточной Арктики Государственная комиссия по запасам в октябре 2017 года подтвердила факт открытия Центрально-Ольгинского месторождения с извлекаемыми запасами (по категории С1 + С2) более 80 млн т нефти.

Проекты на шельфе России
Газовые проекты

В 2017 году объем капитальных вложений, направленных в газовые проекты, составил 59 млрд руб.

Стратегической задачей Компании является достижение уровня добычи свыше 100 млрд куб. м газа в год, что обеспечивается прежде всего полномасштабной разработкой Ново-Уренгойского и Восточно-Уренгойского лицензионных участков Роспан, реализацией проекта Харампур, а также проектов по поддержанию добычи на действующих месторождениях и разработке нижних горизонтов Берегового месторождения «Сибнефтегаза». Кроме того, Компанией реализуются перспективные международные проекты.

В октябре 2017 года ПАО «НК «Роснефть» закрыло сделку по приобретению у компании Eni 30 %-й доли в Концессионном соглашении на разработку одного из крупнейших газовых месторождений – Зохр, – расположенного на шельфе Средиземного моря в акватории Египта.

Развитие внутреннего сервиса

Объем инвестиций, направленных на развитие собственного внутреннего сервиса, составил в 2017 году более 36 млрд руб. Компания продолжает реализовывать стратегию по развитию собственных нефтесервисов, что позволяет повышать эффективность работы добывающего сегмента даже в сложных макроэкономических условиях, сохраняя баланс внутренних и внешних подрядчиков и поддерживая здоровую конкуренцию по технологичности, стоимости и качеству нефтепромысловых услуг. Сервис по бурению «Роснефти» среди российских компаний является одним из наиболее современных (~60 % флота буровых установок со сроком службы не старше 10 лет). Внутренний сервис Компании является площадкой для испытания и внедрения новых перспективных технологий и передовых практик.

Развитие внутреннего сервиса
Нефтепереработка и нефтехимия

Общий объем инвестиций в предприятия блока ПКиЛ в 2017 году составил 87 млрд руб., включая около 56 млрд руб., инвестиций в нефтеперерабатывающие мощности Компании в России.

Основные направления развития в среднесрочной перспективе – продолжение модернизации НПЗ, реализация высокоэффективных проектов «расшивки узких мест», развитие масляных и битумных производств, реализация программы поддержания действующих мощностей, а также продолжение работы по импортозамещению.

Ключевые результаты 2017 года:

  • введена в эксплуатацию одна из крупнейших в мире установок биологических очистных сооружений филиала «Башнефть-Уфанефтехим», внесенная в план основных мероприятий по проведению Года экологии – 2017, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1082р;
  • на Ярославском НПЗ стартовало производство масел третьей группы с высокой степенью очистки, задействованных в производстве высокотехнологичных синтетических и полусинтетических масел;
  • на Рязанской НПК проведено техническое перевооружение узла смешения сырья установки по производству битума и налажен выпуск битумов с повышенными потребительскими свойствами в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта;
  • в Ангарской НХК завершен монтаж основного крупнотоннажного технологического оборудования строящейся установки гидроочистки дизельного топлива.
Коммерция и логистика

Объем инвестиций в сбытовые и логистические активы Компании в 2017 году составил 22 млрд руб. Основной приоритет – поддержание и модернизация объектов розничной сети, нефтебазового хозяйства, морских терминалов и топливозаправочных комплексов на конкурентном уровне. Кроме того, Компания в 2017 году провела ребрендинг АЗК в Московском, Тульском, Калужском и Рязанском регионах, продолжила реализацию программы развития продаж компримированного сжиженного газа и инициировала строительство пяти танкеров класса «Афрамакс» для транспортировки нефти и нефтепродуктов на судоверфи «Звезда».

Инвестиционный процесс

Ключевой задачей Стратегии Компании является построение и дальнейшее совершенствование процессов управления инвестициями, направленных на увеличение ценности для акционеров и Компании.

Основные цели инвестиционного процесса:

  • неуклонное повышение эффективности и максимизация отдачи на вложенный капитал Компании по всем направлениям деятельности за счет тщательно выверенного определения потребностей Компании в инвестициях, повышения квалификации и компетентности персонала, задействованного в процессе управления инвестициями, качественного управления, мониторинга и контроля бизнес-проектов;
  • обеспечение устойчивого роста бизнеса Компании за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные бизнес-проекты, увеличения инвестиционных доходов, систематической оптимизации портфеля бизнес-проектов и минимизации инвестиционных рисков;
  • повышение инвестиционной дисциплины за счет качественной проработки бизнес-проектов, совершенствования системы их идентификации и классификации;
  • соблюдение принципов высокой социальной ответственности Компании в сфере экологической и промышленной безопасности, обеспечения безопасных условий труда, охраны здоровья, улучшения качества жизни работников и их семей, поддержки образования, вклада в социально-экономическое развитие регионов.
Делегирование полномочий: инвестиционные органы и лимиты полномочий

Система управления инвестициями построена на основе лучших мировых практик, и ее совершенствование продолжено в 2017 году с целью повышения зрелости Компании в области инвестиционной деятельности и сохранения инвестиционной дисциплины:

  • действует процесс утверждения бизнес-проектов через систему делегирования полномочий по принятию решений (в соответствии с установленными лимитами инвестиционных полномочий) по результатам проведенной в установленном порядке всесторонней экспертизы;
  • инвестиционный процесс интегрирован со смежными процессами бизнес-планирования и бюджетирования, подготовкой управленческой отчетности, финансовым контролем, проектным управлением и процессами корпоративного управления;
  • инвестиционная программа формируется с использованием инструмента сбалансированного и достаточно гибкого портфеля эффективных инвестиционных проектов, что позволяет на основе комплексного ранжирования и рейтингования проектов по набору критериев оперативно реагировать на изменения макроэкономической среды и в случае необходимости проводить оптимизацию или перераспределение инвестиций;
  • для оценки достижения прогнозных экономических показателей и прочих целей бизнес-проекта, определенных на этапе планирования и утверждения проекта уполномоченными инвестиционными органами Компании, продолжено внедрение процесса постпроектного мониторинга проектов развития и сделок по приобретению профильных активов. На основании достигнутых в рамках реализации проектов результатов формируются извлеченные уроки для будущих проектов и вырабатываются лучшие практики по планированию, оценке и управлению проектами, а в случае необходимости разрабатываются мероприятия, направленные на повышение эффективности развития активов;
  • осуществляется на постоянной основе совершенствование процессов и повышение уровня ответственности в целях обеспечения выполнения проектов в срок, в рамках бюджета, с надлежащим качеством и показателями эффективности; увеличение ориентации на экономический результат в выборе проектных решений; совершенствование компетенций управления проектной деятельностью и развитие системы КПЭ для проектных специалистов;
  • в 2017 году внедрен многоуровневый автоматизированный контроль по наличию утвержденных инвестиционных решений наравне с контролем наличия средств в Бизнес-плане при вступлении в финансовые обязательства в более чем 150 дочерних обществах с суммарной долей инвестиций свыше 80 % от инвестиций Компании;
  • в Компании разработана единая классификация капитальных вложений на основе принципов декомпозиции работ и затрат (WBS) в разрезе объектов и инвестиционных проектов для последующего ведения плановых, прогнозных и фактических данных о реализации проектов. Проведено пилотное внедрение. Тираж функционала запланирован на 2018–2019 годы;
  • для обеспечения своевременного принятия управленческих решений и прозрачности управленческой отчетности проводится работа по повышению качества форматов и визуализации отчетов, в первую очередь по крупным и значимым проектам Компании;
  • для повышения уровня компетенций и дисциплины по управлению инвестиционной деятельностью проводятся регулярные обучающие сессии для сотрудников Компании.
Процесс управления портфелем проектов