Key Operating and Financial Results

Key Operating Results
Metric 2017 2016 Change 2015
Proved reserves of hydrocarbons under SEC standards (mmboe) 39,907 37,772 6% 34,465
Proved reserves of hydrocarbons under PRMS standards (mmboe) 46,520 46,075 1% 42,917
Proved marketable gas reserves under SEC standards (bcm)Including fuel gas. 1,949 1,714 14% 1,609
Proved marketable gas reserves under PRMS standards (bcm)Including fuel gas. 2,309 2,273 2% 2,161
Hydrocarbon reserve life under PRMS standards (years) 23 24 23
LH production (mmt) 225.5 210.0 7% 202.8
Gas production (bcm) 68.4 67.1 2% 62.5
Oil sales abroad (mmt) 121.8 114.9 6% 109.1
Oil refining (mmt) 112.8 100.3 12% 96.9
Petroleum product and petrochemical output (mmt) 109.1 98.2 11% 95.4
Petroleum product sales abroad (mmt)Including fuel gas. 71.9 67.4 7% 65.8
Retail sales of petroleum products in Russia (mmt) 11.7 10.9 7% 10.9
Key Financial Results
Metric 2017 2016 Change 2015
Sales revenue and income from associates and joint ventures (RUB bln) 6,014 4,988 21% 5,150
EBITDA (RUB bln) 1,403 1,278 10% 1,245
EBITDA margin 22.6% 25.0% –2.4 p.p. 23.8%
Taxes (RUB trln) 2.6 2.0 30% 2.3
Net profit (RUB bln) 297 192 55% 356
Net profit margin 4.9% 3.8% 1.1 p.p. 6.9%
ROACE 11.6% 13.9% –2.3 p.p. 13.4%
ROAE 5.6% 5.2% 0.4 p.p. 12.2%
CAPEX (RUB bln) 922 709 30% 595
Unit upstream CAPEX (USD/boe)Calculated using the average monthly exchange rate of the Bank of Russia. 7.1 5.0 42% 4.3
Unit production OPEX (USD/boe)Calculated using the average monthly exchange rate of the Bank of Russia. 3.2 2.5 28% 2.6
Free cash flow (RUB bln) 245 439 –44% 802
Dividend per share (RUB) 10.48Including the dividend for 1H 2017 and the dividend recommended by the Board of Directors for approval at the General Shareholders Meeting in June 2018. 5.98 75% 11.75
Total accrued dividends (RUB bln) 111.1Including the dividend for 1H 2017 and the dividend recommended by the Board of Directors for approval at the General Shareholders Meeting in June 2018. 63.4 75% 124.5
Proved Reserves of Liquid Hydrocarbons, mmb
Proved Reserves of Marketable Gas, bcm
Hydrocarbon Reserve Replacement Ratio, SECHydrocarbon reserve replacement ratio is calculated in metric units.
LH Production, mmt
Gas Production, bcm
Upstream OPEX,Unit opex per boe, excluding expenses on the acquired Bashneft assets, amounted to RUB 177 per boe (USD 3.0 per boe) in 2017 and RUB 163 per boe (USD 2.5 per boe) in 2016. RUB per boe

The Company’s liquid hydrocarbons production increased by 7.3% year-on-year in 2017. The growth was mainly due to the Bashneft assets acquired in Q4 2016, enhancing recovery at mature fields, active development of new projects, and Rosneft raising its stake in Petromonagas JV, Venezuela, in May 2016. Key drivers of organic oil and liquid hydrocarbons production growth were accelerated production growth at RN-Yuganskneftegaz driven by ramped-up production drilling using advanced well survey and completion technologies, development of new major projects – the Suzunskoye, Yurubcheno-Tokhomskoye, and East Messoyakha fields, as well as enhanced production at a number of mature fields.

The Company is in full compliance with the overall oil output cuts agreed earlier by OPEC and non-OPEC major oil producers.

In 2017, gas production amounted to 68.41 bcm, up 2.0% year-on-year. The growth was driven by the Bashneft assets acquired in Q4 2016, new well start-ups by Varyoganneftegaz in 2017, and higher gas deliveries through the Tyumen compressor station following its renovation, as well as new well start-ups and optimization of the existing well operations at Sibneftegaz.

Organic growth of expenses was mainly due to increased costs of electricity, infrastructure facilities, and oilfield equipment maintenance services, with relevant increase in materials and transportation service costs.

OPEX of Russian Refineries per Tonne of Refined Oil, RUB per tonne
EBITDA and Net Profit, RUB bln
EBITDA and Net Profit, USD bln

In 2017, unit OPEX per tonne of refined oil at the Company’s Russian refineries was up 26.2% year-on-year due to growing tariffs of natural monopolies and salary indexation, as well as the acquisition of Bashneft’s assets, which were characterized by more complex technological refining processes such as the production of oils and aromatic hydrocarbons, therefore generating higher unit costs.

EBITDA increased 9.8% in RUB terms for full year 2017 to RUB 1,403 bln (USD 24.0 bln, up 24.4%). The considerable improvement in full-year EBITDA was achieved through the successful realization of synergies from new asset integration and involvement in international projects, as well as close control of current operating costs.

The growth in net profit was partly due to the recognition of an income of RUB 100 bln following the out-of-court settlement with Sistema. Under the out-of-court agreement reached by the parties to the dispute in late 2017, the defendants (PJSFC Sistema and JSC Sistema-Invest) undertook to indemnify Bashneft for RUB 100 bln of losses. The net impact on net profit for 2017 was RUB 80 bln, including RUB 48 bln attributable to the Company’s shareholders.

Refining Throughput, mmt
Dividend per Share, RUB per share
Revenue, RUB bln

Refinery utilization within Russia has been optimized to meet the current demand. During 2017, the Company’s oil refining volumes increased 12.5% year-on-year due mostly to the Bashneft assets acquired in Q4 2016. The Ufa group of refineries started supplies of high-octane components to Rosneft’s refineries as part of the ongoing process to integrate Bashneft’s refining assets into the Company’s unified plant production chain.

On 25 April 2018, the Board of Directors recommended for payment of the final dividend of 6.65 RUB per share for 2017. After being approved at the Annual Shareholders’ Meeting and including semi-year dividends of 2017 the final dividend amounts to 10.48 RUB per share which constitutes 50% of the net income under IFRS.

The increase in sales volumes in 2017 was driven by expansions in trade operations, positive changes in the market price trend (oil price growth in rubles by 9.9%), and integration of new assets.

Ключевые производственные и финансовые показатели

Основные производственные показатели
Показатель 2017 2016 Изменение 2015
Доказанные запасы углеводородов по классификации SEC (млн барр. н. э.) Доказанные запасы углеводородов по классификации SEC (млн барр. н. э.) 39 907 37 772 6 % 34 465
Доказанные запасы углеводородов по классификации PRMS (млн барр. н. э.) 46 520 46 075 1 % 42 917
Доказанные запасы рыночного газаС учетом топливного газа. по классификации SEC (млрд куб. м) 1 949 1 714 14 % 1 609
Доказанные запасы рыночного газаС учетом топливного газа. по классификации PRMS (млрд куб. м) 2 309 2 273 2 % 2 161
Обеспеченность запасами углеводородов по классификации PRMS (лет) 23 24 23
Добыча ЖУВ (млн т) 225,5 210,0 7 % 202,8
Добыча газа (млрд куб. м) 68,4 67,1 2 % 62,5
Реализация нефти за рубежом (млн т) 121,8 114,9 6 % 109,1
Переработка нефти (млн т) 112,8 100,3 12 % 96,9
Производство нефтепродуктов и нефтехимии (млн т) 109,1 98,2 11 % 95,4
Реализация нефтепродуктов за рубежомС учетом топливного газа. (млн т) 71,9 67,4 7 % 65,8
Розничная реализация нефтепродуктов в России (млн т) 11,7 10,9 7 % 10,9
Основные финансовые показатели
Показатель 2017 2016 Изменение 2015
Выручка от реализации и доход от ассоциированных и совместных предприятий (млрд руб.) 6 014 4 988 21 % 5 150
EBITDA (млрд руб.) 1 403 1 278 10 % 1 245
Маржа EBITDA 22,6 % 25,0 % –2,4 п. п. 23,8 %
Налоги (трлн руб.) 2,6 2,0 30 % 2,3
Чистая прибыль (млрд руб.) 297 192 55 % 356
Маржа чистой прибыли 4,9 % 3,8 % 1,1 п. п. 6,9 %
ROACE 11,6 % 13,9 % –2,3 п. п. 13,4 %
ROAE 5,6 % 5,2 % 0,4 п. п. 12,2 %
Капитальные затраты (млрд руб.) 922 709 30 % 595
Удельные капитальные расходы на РиДРасчет выполнен с использованием среднемесячного курса Банка России. (долл. США / барр. н. э.) 7,1 5,0 42 % 4,3
Удельные операционные затраты на добычуРасчет выполнен с использованием среднемесячного курса Банка России. (долл. США / барр. н. э.) 3,2 2,5 28 % 2,6
Свободный денежный поток (млрд руб.) 245 439 –44 % 802
Дивиденды на акцию (руб.) 10,48С учетом дивидендов по итогам первого полугодия 2017 года и дивидендов, рекомендованных Советом директоров для утверждения на Общем собрании акционеров в июне 2018 года. 5,98 75 % 11,75
Общий объем начисленных дивидендов (млрд руб.) 111,1С учетом дивидендов по итогам первого полугодия 2017 года и дивидендов, рекомендованных Советом директоров для утверждения на Общем собрании акционеров в июне 2018 года. 63,4 75 % 124,5
Доказанные запасы жидких углеводородов, млн барр.
Доказанные запасы рыночного газа, млрд куб. м
Коэффициент замещения запасов углеводородовКоэффициенты рассчитаны на основании метрических единиц измерения углеводородов., SEC млн барр/сут
Добыча ЖУВ, млн т
Добыча газа, млрд куб. м
Операционные расходы сегмента «Разведка и добыча»Исключая затраты новых приобретенных активов «Башнефти», операционные затраты на баррель нефтяного эквивалента составили 177 руб. / барр. н. э. (3,0 долл. США / барр. н. э.) за 2017 год и 163 руб. / барр. н. э. (2,5 долл. США / барр. н. э.) за 2016 год., руб. / барр. н. э.

За 2017 год добыча ЖУВ Компании увеличилась на 7,3 % по отношению к 2016 году. Рост обусловлен в основном приобретением активов «Башнефти» в 4-м квартале 2016 года, интенсификацией добычи на зрелых месторождениях и активной разработкой новых проектов, а также увеличением доли участия в совместном предприятии Petromonagas S.A. (Венесуэла) в мае 2016 года. Основными факторами органического увеличения добычи нефти и ЖУВ стали опережающий рост производства «РН-Юганскнефтегаз» в результате наращивания темпов эксплуатационного бурения с применением современных технологий исследования и заканчивания скважин, развитие крупных новых проектов – Сузунского, Юрубчено-Тохомского и Восточно-Мессояхского месторождений, – а также увеличение добычи на ряде зрелых активов.

Компания выполняет обязательства по достигнутой ранее договоренности по общему сокращению добычи нефти стран – членов ОПЕК и крупных производителей нефти, не являющихся членами ОПЕК.

Добыча газа за 2017 год составила 68,41 млрд куб. м, что на 2,0 % выше уровня 2016 года. Рост добычи обусловлен приобретением в 4-м квартале 2016 года активов «Башнефти», запуском в 2017 году в «Варьеганнефтегазе» новых скважин и увеличением сдачи газа через Тюменскую компрессорную станцию после реконструкции, запуском новых и оптимизацией имеющихся режимов работы действующих скважин в «Сибнефтегазе».

Органический рост затрат в основном связан с увеличением расходов на электроэнергию, обслуживание объектов инфраструктуры и нефтепромыслового оборудования с соответствующим ростом затрат на материалы и транспортные услуги.

Операционные расходы заводов России на тонну переработанной нефти, руб/т
EBITDA и чистая прибыль, млрд руб.
EBITDA и чистая прибыль, млрд долл. США

По сравнению с 2016 годом удельные операционные расходы на тонну переработанной нефти НПЗ, находящихся в России, за 2017 год увеличились на 26,2 %, что связано с ростом тарифов естественных монополий и индексацией заработной платы, а также приобретением активов «Башнефти», которые характеризуются наличием более сложных технологических процессов переработки (производство масел и ароматики) и, соответственно, более высокими удельными затратами.

За 12 месяцев 2017 года показатель EBITDA увеличился на 9,8 % в рублевом выражении и cоставил 1 403 млрд руб. (24,0 млрд долл. США, увеличение на 24,4 %). Значительный рост EBITDA по итогам года является результатом эффективной реализации синергетических эффектов от интеграции новых активов и участия в международных совместных проектах наряду с контролем над уровнем текущих операционных затрат.

На рост чистой прибыли оказало эффект признание дохода в размере 100 млрд руб. по итогам достигнутого мирового соглашения с АФК «Система». В конце 2017 года между участниками спора было достигнуто мировое соглашение, по условиям которого ответчики (АФК «Система» и АО «Система-Инвест») обязались возместить ПАО АНК «Башнефть» убытки в размере 100 млрд руб. Нетто-эффект на чистую прибыль за 2017 год составил 80 млрд руб., в том числе 48 млрд руб. в доле акционеров Компании.

Объем переработки нефтяного сырья, млн т
Дивиденды на акцию, руб/акция
Выручка, млрд руб.

Объем загрузки НПЗ в России оптимизирован в услових текущего спроса. За 2017 год объем переработки нефти на заводах Компании превысил на 12,5 % показатель за 2016 год, в основном в связи с приобретением активов «Башнефти» в 4-м квартале 2016 года. В рамках процесса интеграции предприятий «Башнефти» в единую производственную цепочку заводов «Роснефти» начаты поставки высокооктановых компонентов с Уфимской группы НПЗ на заводы «Роснефти».

25 апреля 2018 года Совет директоров рекомендовал к выплате итоговый дивиденд за 2017 год в размере 6,65 руб. на акцию. После утверждения данной рекомендации на Годовом собрании акционеров и с учетом промежуточных дивидендов за 1 полугодие 2017 года суммарный дивиденд за 2017 год составит 10,48 руб. на акцию, что соответствует новому коэффициенту выплат в размере 50 % чистой прибыли по МСФО.

Положительными факторами роста реализации в 2017 году стали расширение трейдинговой активности, положительное изменение ценового тренда на рынке (рост цены на нефть на 9,9 % в рублевом выражении) и интеграция новых активов.