Health, Safety, and Environment

Safety is a key priority across all Rosneft business segments. The Company pays close attention to matters of health, safety, and environment protection at the top management level and is committed to providing safe operation and workspaces, protects the health and safety of its employees and the local residents in regions of its operation as well as to mitigating its environmental impact.

Rosneft is the leader of the Russian oil and gas industry and a key global fuel and energy sector player having a major impact on the development of regions where it operates, including the social protection of its employees.

The Company is committed to protecting the health and safety of its employees, partners, and the local residents in regions of its operation, and makes every effort to prevent workplace accidents, emergencies, and fires where possible or mitigate their negative effects.

Rosneft’s high standards of industrial and fire safety, occupational safety and health, and environment protection are mandatory for all its employees and form part of its partner relations including contractors.

The Company’s key HSE principles:

  • Absolute priority of the lives, health, and safety of people over the Company’s performance
  • Prioritizing preventative measures over measures to contain and respond to emergencies
  • Sustainable use of natural resources in the Company’s operations, and efforts to protect, restore, and rehabilitate affected areas
  • Reducing the negative environmental impact from the Company’s operations
  • Efforts to conserve ecosystems and biodiversity, including during the implementation of offshore projects in environmentally sensitive locations

As part of the Rosneft 2022 Strategy, the Company updated its strategic targets for injury rates, environmental protection, integrity, road traffic accidents, and transparency of reporting by targeting the following HSE development priorities: occupational safety, safety culture, and environmental leadership, HSE risk assessment and production asset integrity, HSE management system, capabilities, reporting and performance assessment, monitoring compliance with the established HSE requirements.

Injury Reports Transparency Rates do not show absolute values.
Severity of Injuries, share of severe accidents in the total number of accidents involving lost time injuries
Lost Time Injury Frequency (LTIF)
Fatality Accident Rate (FAR)
Integrated hse management system

Rosneft operates an integrated health, safety, and environment (HSE) management system.

Proposals made by Rosneft’s relevant business units and Group Subsidiaries on finalizing improvements to the HSE process control procedure were collected, analyzed, and consolidated to improve HSE management controls, and scheduled internal corporate audits of the Health, Safety, and Environment Integrated Management System (HSE IMS) were also conducted.

In 2017, the British Standards Institution (BSI) conducted its second compliance audit of the Company’s HSE IMS compliance with the ISO 14001 and OHSAS 18001 standards, resulting in approval and confirmation of the System’s effectiveness.

Two new Group Subsidiaries, Samotlorneftegaz and LLC RN-Lubricants, were included in the HSE IMS scope in 2017.

The Company took further steps to align its operations with the ISO 14001:2015 international standard, and the number of Group Subsidiaries to be included within the scope of the Company’s HSE IMS certification of compliance with ISO 14001 and OHSAS 18001 standards will be expanded in 2018.

In adapting and integrating international best practice into its HSE management system , the Company developed and updated several HSE standards and regulations, including Waste Management, Contaminated and Disturbed Land Reclamation Management, Rosneft’s and Group Subsidiaries’ Obligations in Industrial and Fire Safety, Occupational Safety and Health, and Environment Protection.

Safety is Rosneft’s key priority Safety is Rosneft’s key priority

Key HSE initiatives in 2017:

  1. Rosneft’s Health, Safety, and Environment Committee was established for decision-making on strategic HSE matters such as HSE risk management, and the development and implementation of HSE improvement plans, with the Company’s top business and functional managers appointed as members of the Committee
  2. To share experience and incorporate HSE best practices:
    • Rosneft’s employees visited BP’s production facilities in Rotterdam and Baku
    • a number of joint workshops, meetings, and evaluation initiatives were held in Moscow and the Company’s regions of operation, including a Global Leadership in Industrial Safety joint workshop attended by top managers from Rosneft and BP
    • a Leadership in Industrial Safety Day was held, attended by representatives of Group Subsidiaries and BP
  3. A series of road safety initiatives were implemented, including to establish compliance with, and the implementation status of, the Company-wide Golden Rules of Safety
  4. The internal corporate courses, Leadership in Health and Safety, Incident Investigation, and HSE Risk Assessment and Management, were organized
  5. HSE performance indicators were updated
  6. A differential approach was developed for penalizing employees from contractors and subcontractors for violations of HSE regulations, or breaches of labor or operational discipline
  7. Requirements were approved for competitive procurement of accident- or injury-prone work and services to be performed in Russia at Rosneft or Group Subsidiaries sites or for their benefit, capping injury rates for bidders
  8. An inventory of worn-out tanks with multiple service life extensions was taken, followed by the development of strategies to improve tank farms at some Group Subsidiaries, including the replacement, overhaul, renovation, and upgrades of tanks that are past their service life
  9. Fire safety has been ensured in the living quarters at production facilities of the Company and its contractors (including workers’ wagon and other camps), and these areas are continuously monitored for fire safety, which helped avoid accidents caused by fires and fire outbreaks. The Company provided an early response to all reported fire accidents with no financial losses incurred
  10. A program was developed to ensure that fire safety requirements are met at Rosneft’s oil refining facilities, following the results of independent fire safety audits conducted throughout the year
  11. Targets were developed and introduced across the Company’s facilities for the key fire safety areas to improve fire response times, reduce fire damage, and prevent casualties in case of fire
Стать мировым лидером в области безопасности труда и экологии One of the Company’s strategic goals is to become a global HSE leader
Health and Safety Expenditures in 2017, RUB BLN

Environmental Protection

Environmental care is an integral part of Rosneft’s corporate culture and social responsibility.
The Company regularly carries out extensive activities focused on environmental safety and natural resource conservation and restoration.

The Company placed special emphasis on environmental protection in 2017 as it was declared the Year of the Environment by the Russian Presidential Decree.

In 2017, the Company was engaged in eight priority environmental projects covered by the Framework Action Plan for the Year of the Environment, approved by the Russian Government. One of such projects involved the renovation of the integrated biological wastewater treatment facilities at Bashneft and Bashneft-Ufaneftekhim, which enables to bring the standards of wastewater treatment in line with regulatory requirements, and increase water recycling, thus significantly reducing the adverse impact of Bashneft’s industrial wastewater on the Belaya River.

As part of the Year of the Environment, Rosneft implemented multiple initiatives, including themed festivals, contests, cleanup campaigns in national reserves, and voluntary cleanups of watersides, parks and woodlands throughout Russia. Ecology lessons were held across the country as part of the Rosneft Classes program, involving environmental specialists from the Group Subsidiaries.

HSE Sections were opened at six cluster R&D conferences and at the Inter-Regional Research and Development Conference of young specialists.

The culmination point of the Year of the Environment was Rosneft’s 4th Ecologists’ Day where reports on environmental protection priorities, best practices, and innovative environmental solutions were presented, along with Group Subsidiaries’ preliminary performance results and discussions of environmental challenges and solutions, as well as the proposed development of the integrated HSE Management System. The event was attended by environmental protection managers and specialists from over 120 of Group Subsidiaries.

As a leader of the Russian oil and gas industry, Rosneft incorporates environmental efficiency and environmental impact mitigation into its strategic goals and objectives. The Company understands the urgency of climate change issues and seeks to bring its environmental safety standards in line with global industry benchmarks.

The Company is running a number of programs to mitigate its environmental impact:

  • A gas investment program
  • A refining facility upgrade program covering the construction and renovation of both production facilities and environmental protection infrastructures
  • The Energy Saving Program
  • A program to improve environmental efficiency by 2025

The Company supports unique social and environmental projects – Evenki Reindeer and Sakhalin Taimen – aimed at preserving the species’ populations.

Альтернативный текст Renovation of the integrated biological wastewater treatment plants at Bashneft (Rosneft’s subsidiary)

The Company’s environmental activities in 2017 were highly commended by both supervisory authorities and the environmental community.

During the 5th All-Russian Congress of Environmental Protection Rosneft received the Proactive Environmental Policy during the Year of the Environment award for active involvement in the Year of the Environment events and implementing environmental projects.

Rosneft was awarded a diploma of the annual Environmental Responsibility Rating compiled by the World Wide Fund for Nature (WWF) Russia and CREON Group for Consistent Mitigation of Environmental Impact in 2014–2017.

In its drive to become an environmental safety leader among oil and gas companies, Rosneft is never complacent, maintaining its focus on corporate programs for environmental impact mitigation.

Диплом
Сертификат

Rosneft’s gross atmospheric emissions increased by 0.36 mmt Preliminary data. in 2017 due to identification of new emission sources and acquisition of new assets including Bashneft.

Water Consumption, bcm

A 12% year-on-year increase in Rosneft’s water consumption in 2017 was primarily due to the acquisition of Bashneft assets. Water consumption across Bashneft assets in 2017 was 0.25 bcm.

Expenditures on Environmental Protection and Sustainable Use of Natural Resources, RUB bln

Expenditures on environmental protection increased by 47% y-o-y as part of the Year of the Environment, including Bashneft’s expenditures of RUB 12 bln (54% of the total increase).

Program for marine ecosystem biodiversity conservation

In 2017, scientific and methodological research was conducted across Rosneft’s license areas in the Russian Arctic as part of the Program for Marine Ecosystem Biodiversity Conservation, including:

  • processing of data from the camera traps installed in places where female polar bears might mate and build their maternity dens, as well as walrus haulout sites on Wrangel Island, Bennett Island, and Greater Oran Islands to study polar bears and walruses
  • desk studies of bio samples obtained during the 2016 expedition
  • development of the procedure for on-the-way observations and mitigation of adverse environmental impacts on marine mammals during marine G&G studies
  • development of bioindicator species for sustainable marine ecosystems in the Company’s license areas in the Russian Arctic, and publication of a brochure on the Arctic’s biodiversity conservation
  • baseline environmental monitoring at three license areas in the Barents, East Siberian, and Laptev seas, marine mammals observations at twenty one license areas in the Barents, Pechora, Kara, East Siberian, Chukchi, and Laptev seas.

Publications issued in 2017 included the Ecological Atlas of the Laptev Sea and the Marine Mammals Atlas of the Russian Arctic and Far East which describe key findings of polar bear and walrus research and marine birds observations performed by the Company.

Промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды

Безопасность – ключевой приоритет работы ПАО «НК «Роснефть» во всех сферах бизнеса. Вопросам промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды Компания уделяет внимание на самом высоком уровне, понимая степень ответственности за обеспечение безаварийной производственной деятельности, безопасных условий труда работников, сохранения здоровья населения, проживающего в районах деятельности Компании, а также минимизации воздействия на окружающую среду.

Компания, являясь лидером нефтегазовой промышленности Российской Федерации, входит в число крупнейших мировых компаний топливно-энергетического комплекса и оказывает значительное влияние на развитие регионов присутствия, в том числе социальную защищенность работников.

Компания считает своим долгом обеспечить безопасные условия для сотрудников, партнеров и населения регионов, в которых ведет деятельность. Компания прилагает все усилия к тому, чтобы предотвращать несчастные случаи на производстве, аварийные ситуации и пожары, а при возникновении таковых – минимизировать их последствия.

Наши высокие стандарты по обеспечению промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды обязательны для всех без исключения сотрудников, а также учитываются во взаимоотношениях с партнерами, в том числе подрядными организациями.

Для достижения поставленных целей в рамках действующей системы управления ПБОТОС Компания берет на себя следующие обязательства:

  • отдавать приоритет безопасности, сохранения жизни и здоровья людей по отношению к результатам деятельности;
  • обеспечивать приоритет предупреждающих мер перед мерами, направленными на локализацию и ликвидацию последствий происшествий;
  • рационально использовать природные ресурсы при осуществлении хозяйственной деятельности Компании, принимать меры по их охране, восстановлению, реабилитации нарушенных территорий;
  • снижать уровень негативного воздействия на окружающую среду от реализуемой хозяйственной деятельности Компании;
  • обеспечивать меры по сохранению экосистем и биоразнообразия, в том числе при реализации шельфовых проектов и проектов на экологически чувствительных территориях.

В рамках утвержденной Стратегии Компании «Роснефть – 2022» установлены целевые показатели по травматизму, экологии, целостности, дорожно-транспортным происшествиям (ДТП), прозрачности отчетности и направления развития в области ПБОТОС: лидерство и культура безопасности, компетенции, система управления безопасностью, система контроля, управление рисками и целостность, отчетность и анализ результатов.

Показатели прозрачности отчетности по травматизму Показатели не отражают абсолютных значений.
Тяжесть травматизма, доля тяжелых НС в общем кол-ве НС с ВПТ
Производственный травматизм с потерей трудоспособности (LTIF)
Производственный травматизм со смертельным исходом (FAR)
ИНТЕГРИРОВАННАЯ Система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды

В ПАО «НК «Роснефть» функционирует интегрированная система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды.

В целях совершенствования контроля системы управления ПБОТОС проведена комплексная работа по сбору, анализу и консолидации предложений Обществ Группы и заинтересованных структурных подразделений ПАО «НК «Роснефть» по доработке процедуры производственного контроля за состоянием ПБОТОС. Также проведены внутренние аудиты корпоративного уровня интегрированной системы управления (ИСУ) ПБОТОС в соответствии с графиком.

Сертифицирующей организацией British Standards Institution (BSI) в 2017 году проведен второй надзорный аудит на соответствие ИСУ ПБОТОС Компании требованиям стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001. Подтверждена результативность системы управления.

В 2017 году в периметр ИСУ ПБОТОС включены два новых Общества Группы: АО «Самотлорнефтегаз», ООО «РН-Смазочные материалы».

Реализованы мероприятия 2017 года Плана мероприятий по приведению деятельности Компании в соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2015. В 2018 году планируется расширение количества охвата ОГ, включенных в сертификацию ИСУ ПБОТОС Компании на соответствие требованиям стандартов ISO 14001:2015 и OHSAS 18001:2007.

В рамках адаптации и интеграции лучших мировых практик в систему управления в области ПБОТОС в 2017 году в Компании разработан и актуализирован целый ряд стандартов и положений, среди которых «Управление отходами», «Порядок управления рекультивацией нарушенных, загрязненных земель», «Обязанности работников ПАО «НК «Роснефть» и Обществ Группы в области промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды».

Альтернативный текст Безопасность – ключевой приоритет работы ПАО «НК «Роснефть»

Ключевые мероприятия в области ПБОТ в 2017 году

  1. Создан Комитет по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ПАО «НК «Роснефть», в состав которого вошли топ-менеджеры по бизнес-и функциональным направлениям Компании. Цель создания Комитета – рассмотрение и принятие стратегических решений в области ПБОТОС, в том числе-управление рисками в области ПБОТОС, формирование и внедрение планов по повышению эффективности ПБОТОС.
  2. В целях обмена опытом и внедрения лучших практик в области ПБиОТ:
    • сотрудники ПАО «НК «Роснефть» посетили производственные объекты ВР в Роттердаме и Баку;
    • В Москве и регионах работы Компании был проведен ряд совместных семинаров, совещаний и оценочных мероприятий, в числе которых совместный семинар – совещание «Глобальное лидерство в промышленной безопасности» с участием топ-менеджеров ПАО «НК «Роснефть» и Компании ВР;
    • День лидерства в промышленной безопасности в блоке «Внутренний сервис» с участием представителей Обществ Группы и компании ВР.
  3. Проведен ряд мероприятий по безопасности дорожного движения, соблюдению и повсеместному внедрению «Золотых правил безопасности».
  4. Организовано обучение по внутрикорпоративным курсам «Лидерство в области ПБОТ», «Расследование происшествий», «Оценка и управление рисками в области ПБОТОС».
  5. Доработаны показатели эффективности в области ПБОТОС.
  6. Разработан дифференцированный подход в применении штрафных санкций по конкретным видам нарушений в области ПБОТОС, трудовой и производственной дисциплины работниками подрядных/субподрядных организаций.
  7. Утверждены требования к участникам закупки, регламентирующие пороговый показатель травматизма при закупке работ/услуг, планируемых к выполнению на территории России на объектах (или) в интересах Компании и Обществ Группы, по направлениям деятельности, связанным с высокими рисками аварийности и травматизма.
  8. Проведена оценка наличия резервуаров, отработавших расчетный срок службы и имеющих неоднократные продления остаточного ресурса. По результатам этой оценки в ряде Обществ Группы Компании разработаны Стратегии развития резервуарных парков, содержащие мероприятия по замене, капитальному ремонту, реконструкции и модернизации резервуаров, отработавших расчетный срок службы.
  9. Завершена работа по обеспечению пожарной безопасности жилых помещений на производственных объектах Компании и подрядных организаций (жилые вагон-дома, бытовки в вахтовых поселках и пр.). Контроль за поддержанием надлежащего уровня обеспечения пожарной безопасности на этих объектах осуществляется на постоянной основе. Проведенные мероприятия позволили избежать несчастных случаев при пожарах и возгораниях на этих объектах. Имевшие место происшествия ликвидировались на начальной стадии без материального ущерба.
  10. На основании результатов проведения независимых аудитов по оценке соответствия объектов нефтепереработки и нефтехимии требованиям пожарной безопасности, разработаны программы по приведению объектов НПЗ в соответствие требованиям пожарной безопасности.
  11. Разработаны и введены в действие целевые показатели основных направлений обеспечения пожарной охраны объектов Компании, реализация которых позволит повысить уровень готовности пожарной охраны объектов Компании и снизить ущерб от пожаров, исключить гибель людей при пожарах.
Стать мировым лидером в области безопасности труда и экологии Стать мировым лидером в области безопасности труда и экологии – одна из целей Стратегии Компании.
Расходы в области ПБиОТ в 2017 году, млрд руб.

Охрана окружающей среды

Забота об окружающей среде является неотъемлемой частью корпоративной культуры и социальной ответственности ПАО «НК «Роснефть».
Компания на регулярной основе проводит масштабную работу по обеспечению экологической безопасности, сохранению и восстановлению природных ресурсов.

Особое внимание к вопросам охраны окружающей среды (ООС) в Компании было привлечено в 2017 году, объявленном Указом Президента Российской Федерации Годом экологии.

В частности, в 2017 году Компанией осуществлялась реализация восьми приоритетных природоохранных проектов, включенных в План основных мероприятий по проведению Года экологии, утвержденный Правительством Российской Федерации. Один из указанных проектов – реконструкция единого комплекса биологических очистных сооружений ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Уфанефтехим», позволяющий обеспечить доведение качества очистки сточных вод до нормативных требований и увеличить объем повторного использования очищенной сточной воды, что существенно снижает негативное воздействие производственных сточных вод ПАО АНК «Башнефть» на р. Белая.

В рамках Года экологии ПАО «НК «Роснефть» реализовало многочисленные мероприятия, в том числе тематические фестивали, конкурсы, акции по очистке особо охраняемых природных территорий, субботники по уборке берегов водных объектов, парков и лесных массивов по всей стране. Во всех «Роснефть-классах» проведены уроки экологии с привлечением специалистов экологических служб Обществ Группы. На шести площадках кустовых научно-технических конференций (НТК) и на Межрегиональной НТК молодых специалистов была организована работа секции «Экология. Промышленная безопасность и охрана труда».

Завершение Года экологии ознаменовалось проведением IV Корпоративного съезда экологов, в рамках которого были представлены доклады, касающиеся актуальных аспектов природоохранной деятельности, лучших практик и инновационных решений вопросов экологии; подведены предварительные итоги деятельности дочерних обществ Компании; обсуждены проблемные вопросы в сфере ООС, предложения по их решению и развитию интегрированной системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды. В работе Съезда приняли участие руководители и специалисты в области охраны окружающей среды из более чем 120 дочерних обществ Компании.

Являясь ведущей компанией российской нефтегазовой отрасли, ПАО «НК «Роснефть» формирует свои стратегические цели и задачи с учетом мероприятий, направленных на повышение экологической эффективности и снижение влияния на окружающую среду. Компания осознает актуальность вопросов изменения климата и стремится соответствовать наилучшим мировым отраслевым показателям в области обеспечения экологической безопасности.

Осуществляется реализация ряда программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду:

  • Инвестиционной газовой программы;
  • Программы модернизации нефтеперерабатывающих производств, предусматривающей строительство и реконструкцию производственных объектов и природоохранной инфраструктуры;
  • Программы энергосбережения;
  • Программы повышения экологической эффективности до 2025 года.

Оказывается поддержка уникальным социально-экологическим проектам «Эвенкийский олень» и «Сахалинский таймень», направленным на обеспечение сохранения их популяций.

Альтернативный текст Реконструкция комплекса Биологических очистных сооружений (БОС) АНК «Башнефть» (дочернее общество ПАО «НК «Роснефть»)

Деятельность Компании в сфере охраны окружающей среды высоко оценена как контролирующими органами, так и экологическим сообществом.

На V Всероссийском съезде по охране окружающей среды ПАО «НК «Роснефть» награждена сертификатом «Активная экологическая политика компании в Год экологии» за активное участие в мероприятиях Года экологии и реализацию природоохранных проектов.

По результатам проведенного WWF России и агентством CREON рейтинга экологической ответственности нефтегазовых компаний России «Роснефть» награждена дипломом «За стабильное снижение воздействия на окружающую среду в 2014–2017 годы».

Стремясь к достижению лидерства в сфере экологической безопасности среди нефтегазовых компаний, НК  «Роснефть» не останавливается на достигнутых результатах и продолжает развитие корпоративных программ, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Диплом
Сертификат

Объем валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от деятельности Компании в 2017 году увеличился на 0,36 Предварительные данные. , что связано с выявлением новых источников выбросов загрязняющих веществ и приобретением новых активов, включая ПАО АНК «Башнефть».

Водопотребление, млрд куб. м

Рост потребления водных ресурсов на 12 % в 2017 году по сравнению с 2016 годом связан в основном с приобретением активов ПАО АНК «Башнефть». Потребление водных ресурсов по активам ПАО АНК «Башнефть» в 2017 году составило 0,25 млрд куб. м.

Затраты в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, млрд руб.

Рост затрат на природоохранную деятельность в основном обусловлен увеличением в 2017 году инвестиций на 47 % относительно 2016 года в рамках Года экологии, включая инвестиции ПАО АНК  «Башнефть» в размере 12 млрд. руб. (54 % от общего роста ивестиций).

Программа сохранения биологического разнообразия морских экосистем

В 2017 году в рамках реализации Программы сохранения биологического разнообразия морских экосистем на лицензионных участках ПАО «НК «Роснефть», расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, проведены научно-исследовательские и методические работы:

  • обработаны данные фотоловушек, установленных в местах вероятных встреч и формирования самками родовых берлог белых медведей, районах береговых лежбищ моржей на о. Врангеля, о. Беннетта, Бол. Оранских о-ах с целью исследования белых медведей и моржей. Выполнена камеральная обработка образцов биологических материалов, полученных в ходе экспедиции 2016 года;
  • разработаны методики попутных наблюдений и минимизации воздействия на морских млекопитающих при проведении морских геолого-геофизических работ;
  • разработан перечень видов-биоиндикаторов устойчивого состояния морских экосистем на лицензионных участках Компании в арктических морях, издана брошюра по сохранению биологического разнообразия в Арктике;
  • выполнен фоновый экологический мониторинг на трех лицензионных участках в Баренцевом, Восточно-Сибирском морях и в море Лаптевых, а также наблюдения за морскими млекопитающими на 21-м лицензионном участке – в Баренцевом, Печорском, Карском, Восточно-Сибирском, Чукотском морях и в море Лаптевых.

В 2017 году подготовлены и выпущены издания «Экологический атлас. Море Лаптевых» и «Морские млекопитающие Российской Арктики и Дальнего Востока», содержащие ключевые результаты работ Компании по исследованию популяций белого медведя, моржа, наблюдений за морскими млекопитающими.