Локализация и развитие промышленных кластеров

Программа импортозамещения и локализации производства оборудования

В целях снижения зависимости от импорта и развития производственного и инженерного потенциала страны в «Роснефти» сформирована и с мая 2015 года реализуется Программа импортозамещения и локализации производства иностранного оборудования на территории Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Целью Программы является максимизация доли закупок товаров, работ и услуг на российском рынке за счет развития имеющегося российского производства и сервиса оборудования и за счет локализации производства и сервиса оборудования, требуемого для реализации перспективных проектов и обеспечения текущей деятельности Компании.

70 % прогнозируемый уровень локализации производства иностранного оборудования на территории Российской Федерации к 2025 году

Реализация Программы рассчитана на период до 2025 года и включает ряд основных этапов:

  • поиск имеющихся российских аналогов импортного оборудования, обоснование целесообразности их использования и замещение ими иностранного оборудования за счет развития уровня российского производства и повышения качества;
  • создание партнерств и совместных предприятий по производству оборудования на территории Российской Федерации с ведущими мировыми производителями оборудования;
  • поэтапная локализация производства иностранного оборудования на территории Российской Федерации от сборки к собственному производству на базе созданных партнерств с достижением к 2025 году уровня локализации не менее 70 %.
Оборудование
Промышленный и судостроительный кластер на Дальнем Востоке

По поручению Президента Российской Федерации консорциум компаний ПАО НК «Роснефть», АО «Газпромбанк» и АО «Роснефтегаз» в лице совместного предприятия АО «Современные технологии судостроения» (СТС) создает на Дальнем Востоке России промышленный и судостроительный кластер на базе АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), ядром которого станет новый судостроительный комплекс «Звезда» в г. Большом Камне.

Реализация проекта по созданию современного судостроительного комплекса «Звезда» предусматривает две очереди:

  • блок корпусных производств, окрасочные камеры, цеха насыщения с открытым тяжелым стапелем и передаточным доком для строительства судов и морской техники (суда снабжения ледового класса, аварийно-спасательные суда, суда сейсморазведки, танкеры, газовозы, верхние строения буровых и добычных платформ, плавучие буровые установки и др.) – 2012–2019 годы;
  • сухой док и производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники (водоизмещающая морская техника, морские нефтегазовые сооружения, крупнотоннажные транспортные суда; увеличение количественной возможности производства морской техники, морских нефтегазовых сооружений) – 2016–2024 годы.

Блок корпусных производств и окрасочные камеры сданы в эксплуатацию в 2016 году. В августе 2017 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию открытого достроечного стапеля.

По итогам реализации проекта будет введена в эксплуатацию самая современная в Российской Федерации верфь с объемом металлообработки 330 тыс. т в год.

Производственная программа до 2035 года составит 178 единиц судов и морской техники.

Продуктовую линейку «Звезды» составят высокотехнологичные, крупнотоннажные суда, морские буровые, разведочные и добычные платформы, суда обслуживающего флота, в том числе ледового класса.

Важнейшими элементами производственной программы будут специальные танкеры и суда-газовозы для транспортировки углеводородов. Строительство таких судов потребует уникальных технических решений, большинство из которых российскому судостроению предстоит осваивать впервые.

Основным технологическим преимуществом создаваемой верфи является высокая автоматизация производства с использованием автоматизированных линий и оборудования с числовым программным управлением.

Сотрудничество в области локализации оборудования

В 2017 году ПАО «НК «Роснефть» заключило ряд важнейших Соглашений в области локализации оборудования и иной продукции, не производящейся на текущий момент на территории Российской Федерации, с ведущими мировыми компаниями, такими как General Electric, Gaztransport & Technigaz, Hyundai Heavy Industries, Samsung Heavy Industries, DSEC, Lamor.

Сотрудничество с General Electric

В рамках развития судостроительных проектов судоверфи «Звезда» в г. Большом Камне начато строительство завода по производству винто-рулевых колонок (ВРК) для судов.

«Роснефть» и General Electric в рамках Петербургского международного экономического форума 2017 года подписали Договор о выполнении научно-исследовательских работ в целях разработки ВРК новой конструкции для крупнотоннажных судов.

Судостроительный комплекс «Звезда»

Сотрудничество с Gaztransport & Technigaz (GTT)

В июне 2017 года подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросу проектирования и строительства грузовых систем и судов-газовозов СПГ в Российской Федерации. Меморандум предусматривает подготовку к производству на судостроительном комплексе «Звезда» судов-газовозов, в развитие которого на площадке Восточного экономического форума 2017 года заключено Соглашение о технической оценке возможностей судостроительного комплекса по строительству систем хранения СПГ мембранного типа для последующего приобретения лицензии GTT на строительство судов-газовозов. Судостроительный комплекс «Звезда» успешно прошел первичный аудит компании GTT.

Сотрудничество с Hyundai Heavy Industries (HHI)

На площадках Петербургского международного экономического форума и Восточного экономического форума с Hyundai Heavy Industries подписан ряд документов, предусматривающих продолжение сотрудничества в области строительства танкеров класса «Афрамакс» в рамках работы совместного предприятия ООО «Звезда – Хендэ» (техническая поддержка в отношении проектирования и строительства, выполнение проектно-конструкторских работ, разработка технической документации по проекту для строительства судов класса «Афрамакс»).

Данное сотрудничество позволит судостроительному комплексу «Звезда» получить документацию для строительства серии танкеров типа «Афрамакс», предназначенных для перевозки нефти между портами Балтийского моря. ЦКБ «Лазурит» будет осуществлять разработку технической документации судна под авторским надзором HHI.

Сотрудничество с Samsung Heavy Industries (SHI)

В сентябре 2017 года на площадке Восточного экономического форума между судостроительным комплексом «Звезда» и Samsung Heavy Industries подписаны Основные условия по созданию совместного предприятия по управлению проектами строительства челночных танкеров.

Сотрудничество с Samsung Heavy Industries создает возможность организовать строительство челночных танкеров на судостроительном комплексе «Звезда», а также приобрести комплект материалов и судового оборудования с перспективой дальнейшей локализации.

Сотрудничество с DSEC

ООО ДПИ «Востокпроектверфь», дочерним предприятием АО «ДЦСС», и корейской DSEC Co., Ltd в развитие Меморандума о взаимопонимании от 2 сентября 2016 года в рамках Восточного экономического форума подписано Соглашение о создании совместного предприятия, специализирующегося на проектировании, инжиниринге, поставках и управлении и надзоре в области строительства верфей.

Сотрудничество с Lamor

В рамках Восточного экономического форума с компанией Lamor подписан Договор об учреждении совместного предприятия по производству оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти на базе АО «82-й судоремонтный завод».

Прикладной инженерный и учебный центр «Сапфир»

Проект по разработке ВРК

ПАО «НК «Роснефть», General Electric и ООО «ПИУЦ Сапфир» (далее – Центр «Сапфир») осуществляют проект по разработке и локализации производства ключевого элемента судовой электродвижительной системы – ВРК.

В рамках Петербургского международного экономического форума в 2017 году c General Electric был подписан Договор на выполнение научно-исследовательских работ в целях разработки ВРК новой конструкции. Его практическая реализация позволит расширить номенклатуру продукции завода ВРК для крупнотоннажных судов (увеличенной мощности – до 15 МВт, применяемой на крупнотоннажных танкерах и газовозах).

На текущий момент разработан проект ВРК мощностью 7,5 МВт для многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, строящихся на судостроительном комплексе «Звезда». Получено официальное одобрение технической документации в Российском морском регистре судоходства, начата процедура закупки и изготовления комплектующих длительного цикла изготовления.

Mорская техника

СОЗДАНИЕ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ БЕРЕГОВОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШЕЛЬФОВЫХ ПРОЕКТОВ

ПАО «НК «Роснефть» продолжает реализацию мероприятий по созданию на базе площадки АО «82-й судоремонтный завод» в жилом районе Росляково г. Мурманска инфраструктуры обеспечения нефтегазовых проектов на арктическом континентальном шельфе Российской Федерации.

В дополнение к сохранению и модернизации судоремонтных мощностей предприятия на его площадке и прилежащих территориях планируется обустроить базу берегового обеспечения шельфовых проектов, построить блок цехов для производства нефтесервисного оборудования, а также создать инфраструктуру для производства бетонных оснований гравитационного типа с площадкой для сборки верхних строений морских нефтегазовых платформ и СПГ-заводов.

Реализация проекта обусловлена необходимостью снижения зависимости от зарубежных производителей, уменьшения себестоимости продукции, а также потребностью в локализации производства высокотехнологичных компонентов.