Localization and Development of Industrial Clusters

Import Substitution and Equipment Localization Program

In efforts to reduce dependence on imports and develop the industrial and engineering potential of Russia, Rosneft developed the Import Substitution and Equipment Localization Program in the Russian Federation for the medium- and long-term, effective since May 2015.

The Program aims at maximizing the share of products, works, and services procured on the Russian market through the development and localization of existing Russian production and maintenance services supporting high-potential projects and the Company’s current operations.

The projected localization level of foreign equipment manufacturing in Russia is 70% by 2025

Scheduled to continue through to 2025, the program includes the following key stages:

  • Seeking existing Russian analogues of imported equipment and providing rationale for their use, thereby encouraging higher manufacturing standards and product quality, as well as promoting import substitution
  • Establishment of partnerships and joint ventures with the world’s leading equipment manufacturers to produce equipment within the Russian Federation
  • Gradual localization of foreign equipment manufacturing in Russia through established partnerships, from assembly to local production, to achieve a localization level of no less than 70% by 2025
Equipment
INDUSTRIAL AND SHIPBUILDING CLUSTER IN THE RUSSIAN FAR EAST

Upon instruction from the President of the Russian Federation, a consortium formed by Rosneft, Gazprombank, and ROSNEFTEGAZ represented by the joint venture, JSC Modern Shipbuilding Technologies (MST), is creating an industrial and shipbuilding cluster in the Russian Far East through OJSC Far Eastern Shipbuilding and Ship Repair Center (FESRC), with a project to build a new core shipyard, the Zvezda shipbuilding complex in Bolshoy Kamen.

The cutting-edge Zvezda shipbuilding complex is scheduled for two phases:

  • Construction from 2012 to 2019 of a hull production block, paint rooms, outfitting docks with an open outfitting berth and a loadout barge for the construction of vessels and marine equipment such as ice-class supply ships, salvage vessels, seismic vessels, tankers, liquefied gas tankers, topsides of drilling and production platforms, floating drilling units, etc.
  • Construction from 2016 to 2024 of a dry dock and full-cycle production shops for the construction of large-capacity vessels and marine equipment such as displacement marine equipment, offshore oil and gas facilities, large-capacity cargo vessels, as well as increasing production capacity for marine equipment and offshore oil and gas facilities

In 2016, the hull production block and paint rooms were commissioned, and commissioning of the open outfitting berth was approved in August 2017.

The project ensures the commissioning of the most modern Russian shipyard, with a metal working capacity of 330 ktpa.

The production program is projected to consist of 178 vessels and marine equipment items by 2035.

The Zvezda product line will comprise high-tech large-capacity vessels, offshore drilling, exploration and production platforms, and both service fleet and ice class vessels.

Special tankers and liquefied gas tankers for hydrocarbon transportation will be essential elements of the production program, their construction will require the Russian shipbuilding industry to develop unique pioneering technical solutions.

The shipyard’s main technological advantage is high production automation, with automated production lines and equipment with numerical control.

Cooperation in Equipment Localization

In 2017, Rosneft concluded a number of important agreements with world-leading companies such as General Electric, Gaztransport & Technigaz, Hyundai Heavy Industries, Samsung Heavy Industries, DSEC, and Lamor regarding the localization of equipment and other products not currently produced in the Russian Federation.

COOPERATION WITH GENERAL ELECTRIC

Within the shipbuilding projects and construction under way at the Zvezda Shipyard, a steerable thrusters production plant was launched in Bolshoy Kamen.

At the 2017 St. Petersburg International Economic Forum, Rosneft and General Electric signed a research and development agreement regarding a new steerable thruster design for large-capacity vessels.

Zvezda Shipbuilding Complex

COOPERATION WITH GAZTRANSPORT & TECHNIGAZ (GTT)

In June 2017, a Memorandum of Understanding was signed on the design and construction of Cargo Containment Systems and LNG carriers in the Russian Federation. The Memorandum includes preparing the Zvezda Shipbuilding Complex for LNG carrier construction. An agreement was signed at the Eastern Economic Forum for technical evaluation of the shipbuilding complex’ capabilities for building membrane LNG containment systems necessary for the subsequent purchase of GTT’s license to build LNG carriers. The Zvezda Shipbuilding Complex has passed GTT’s initial audit.

COOPERATION WITH HYUNDAI HEAVY INDUSTRIES (HHI)

During the St. Petersburg International Economic Forum and the Eastern Economic Forum, Rosneft and Hyundai Heavy Industries signed several documents enabling the continued cooperation to build Aframax class oil tankers through the Zvezda–Hyundai joint venture, including technical support in designing, engineering, building, and technical documents development for building Aframax class vessels.

The cooperation will provide the Zvezda Shipbuilding Complex with documentation allowing the construction of a series of Aframax tankers for transporting oil between Baltic Sea ports. The vessel’s technical documentation is to be developed by the Lazurit Central Design Bureau under the HHI’s design supervision.

COOPERATION WITH SAMSUNG HEAVY INDUSTRIES (SHI)

In September 2017, Heads of Agreement were signed by the Zvezda Shipbuilding Complex and Samsung Heavy Industries at the Eastern Economic Forum, establishing a joint venture to manage shuttle tanker construction projects.

Cooperation with Samsung Heavy Industries enables shuttle tanker construction to be launched at the Zvezda Shipbuilding Complex, as well as procurement of a set of materials and shipboard equipment with the prospect of future localization.

COOPERATION WITH DSEC

Following the Memorandum of Understanding dated 2 September 2016 at the Eastern Economic Forum, a subsidiary of JSC FESRC, LLC Far Eastern Design Institute Vostokproektverf, and Korean DSEC Co., Ltd signed an agreement to establish a joint venture specializing in shipyard construction design, engineering, procurement, management, and supervision.

COOPERATION WITH LAMOR

At the Eastern Economic Forum, the Company signed an agreement with Lamor to establish a joint venture in manufacturing oil spill response equipment at the JSC 82 Ship Repair Plant. The required legal documentation for the joint venture is currently being prepared by Rosneft and its Finnish partners.

SAPPHIRE APPLIED ENGINEERING AND TRAINING CENTER

PROJECT TO DESIGN STEERABLE THRUSTERS

Rosneft, General Electric, and LLC Sapphire Applied Engineering and Training Center (Sapphire Center) are conducting a project to design and localize the production of steerable thrusters, a key component of marine electric propulsion systems.

In 2017, a research contract with General Electric was signed at the St. Petersburg International Economic Forum for the purpose of developing a new design for steerable thrusters for large-capacity vessels, which will complement the plant’s product range by increasing the capacity up to 15 MW on large-capacity tankers and LNG carriers.

Currently, the draft design of 7.5 MW steerable thrusters is in development for reinforced ice-class multi-functional support vessels, which are currently under construction at the Zvezda Shipbuilding Complex. Technical documents were officially approved by the Russian Maritime Register of Shipping, initiating the procedure of procuring and manufacturing long-lead components.

Marine equipment

CONSTRUCTION OF A COASTAL SUPPORT BASE FOR OFFSHORE PROJECTS

Rosneft is continuing to build a supporting infrastructure for oil and gas projects on the Russian Arctic shelf at Ship Repair Plant 82 in the residential area of Roslyakovo in Murmansk.

Along with conserving and upgrading the plant’s ship repair facilities are plans to construct a coastal support base on the premises for offshore projects, as well as an oilfield service equipment production block, and an infrastructure to produce concrete gravity-based structures with a facility for assembling topsides for oil and gas platforms and LNG plants.

The project was driven by the need to reduce dependence on foreign manufacturers, cut production costs, and localize the production of high-tech components.

Локализация и развитие промышленных кластеров

Программа импортозамещения и локализации производства оборудования

В целях снижения зависимости от импорта и развития производственного и инженерного потенциала страны в «Роснефти» сформирована и с мая 2015 года реализуется Программа импортозамещения и локализации производства иностранного оборудования на территории Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Целью Программы является максимизация доли закупок товаров, работ и услуг на российском рынке за счет развития имеющегося российского производства и сервиса оборудования и за счет локализации производства и сервиса оборудования, требуемого для реализации перспективных проектов и обеспечения текущей деятельности Компании.

70 % прогнозируемый уровень локализации производства иностранного оборудования на территории Российской Федерации к 2025 году

Реализация Программы рассчитана на период до 2025 года и включает ряд основных этапов:

  • поиск имеющихся российских аналогов импортного оборудования, обоснование целесообразности их использования и замещение ими иностранного оборудования за счет развития уровня российского производства и повышения качества;
  • создание партнерств и совместных предприятий по производству оборудования на территории Российской Федерации с ведущими мировыми производителями оборудования;
  • поэтапная локализация производства иностранного оборудования на территории Российской Федерации от сборки к собственному производству на базе созданных партнерств с достижением к 2025 году уровня локализации не менее 70 %.
Оборудование
Промышленный и судостроительный кластер на Дальнем Востоке

По поручению Президента Российской Федерации консорциум компаний ПАО НК «Роснефть», АО «Газпромбанк» и АО «Роснефтегаз» в лице совместного предприятия АО «Современные технологии судостроения» (СТС) создает на Дальнем Востоке России промышленный и судостроительный кластер на базе АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), ядром которого станет новый судостроительный комплекс «Звезда» в г. Большом Камне.

Реализация проекта по созданию современного судостроительного комплекса «Звезда» предусматривает две очереди:

  • блок корпусных производств, окрасочные камеры, цеха насыщения с открытым тяжелым стапелем и передаточным доком для строительства судов и морской техники (суда снабжения ледового класса, аварийно-спасательные суда, суда сейсморазведки, танкеры, газовозы, верхние строения буровых и добычных платформ, плавучие буровые установки и др.) – 2012–2019 годы;
  • сухой док и производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники (водоизмещающая морская техника, морские нефтегазовые сооружения, крупнотоннажные транспортные суда; увеличение количественной возможности производства морской техники, морских нефтегазовых сооружений) – 2016–2024 годы.

Блок корпусных производств и окрасочные камеры сданы в эксплуатацию в 2016 году. В августе 2017 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию открытого достроечного стапеля.

По итогам реализации проекта будет введена в эксплуатацию самая современная в Российской Федерации верфь с объемом металлообработки 330 тыс. т в год.

Производственная программа до 2035 года составит 178 единиц судов и морской техники.

Продуктовую линейку «Звезды» составят высокотехнологичные, крупнотоннажные суда, морские буровые, разведочные и добычные платформы, суда обслуживающего флота, в том числе ледового класса.

Важнейшими элементами производственной программы будут специальные танкеры и суда-газовозы для транспортировки углеводородов. Строительство таких судов потребует уникальных технических решений, большинство из которых российскому судостроению предстоит осваивать впервые.

Основным технологическим преимуществом создаваемой верфи является высокая автоматизация производства с использованием автоматизированных линий и оборудования с числовым программным управлением.

Сотрудничество в области локализации оборудования

В 2017 году ПАО «НК «Роснефть» заключило ряд важнейших Соглашений в области локализации оборудования и иной продукции, не производящейся на текущий момент на территории Российской Федерации, с ведущими мировыми компаниями, такими как General Electric, Gaztransport & Technigaz, Hyundai Heavy Industries, Samsung Heavy Industries, DSEC, Lamor.

Сотрудничество с General Electric

В рамках развития судостроительных проектов судоверфи «Звезда» в г. Большом Камне начато строительство завода по производству винто-рулевых колонок (ВРК) для судов.

«Роснефть» и General Electric в рамках Петербургского международного экономического форума 2017 года подписали Договор о выполнении научно-исследовательских работ в целях разработки ВРК новой конструкции для крупнотоннажных судов.

Судостроительный комплекс «Звезда»

Сотрудничество с Gaztransport & Technigaz (GTT)

В июне 2017 года подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросу проектирования и строительства грузовых систем и судов-газовозов СПГ в Российской Федерации. Меморандум предусматривает подготовку к производству на судостроительном комплексе «Звезда» судов-газовозов, в развитие которого на площадке Восточного экономического форума 2017 года заключено Соглашение о технической оценке возможностей судостроительного комплекса по строительству систем хранения СПГ мембранного типа для последующего приобретения лицензии GTT на строительство судов-газовозов. Судостроительный комплекс «Звезда» успешно прошел первичный аудит компании GTT.

Сотрудничество с Hyundai Heavy Industries (HHI)

На площадках Петербургского международного экономического форума и Восточного экономического форума с Hyundai Heavy Industries подписан ряд документов, предусматривающих продолжение сотрудничества в области строительства танкеров класса «Афрамакс» в рамках работы совместного предприятия ООО «Звезда – Хендэ» (техническая поддержка в отношении проектирования и строительства, выполнение проектно-конструкторских работ, разработка технической документации по проекту для строительства судов класса «Афрамакс»).

Данное сотрудничество позволит судостроительному комплексу «Звезда» получить документацию для строительства серии танкеров типа «Афрамакс», предназначенных для перевозки нефти между портами Балтийского моря. ЦКБ «Лазурит» будет осуществлять разработку технической документации судна под авторским надзором HHI.

Сотрудничество с Samsung Heavy Industries (SHI)

В сентябре 2017 года на площадке Восточного экономического форума между судостроительным комплексом «Звезда» и Samsung Heavy Industries подписаны Основные условия по созданию совместного предприятия по управлению проектами строительства челночных танкеров.

Сотрудничество с Samsung Heavy Industries создает возможность организовать строительство челночных танкеров на судостроительном комплексе «Звезда», а также приобрести комплект материалов и судового оборудования с перспективой дальнейшей локализации.

Сотрудничество с DSEC

ООО ДПИ «Востокпроектверфь», дочерним предприятием АО «ДЦСС», и корейской DSEC Co., Ltd в развитие Меморандума о взаимопонимании от 2 сентября 2016 года в рамках Восточного экономического форума подписано Соглашение о создании совместного предприятия, специализирующегося на проектировании, инжиниринге, поставках и управлении и надзоре в области строительства верфей.

Сотрудничество с Lamor

В рамках Восточного экономического форума с компанией Lamor подписан Договор об учреждении совместного предприятия по производству оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти на базе АО «82-й судоремонтный завод».

Прикладной инженерный и учебный центр «Сапфир»

Проект по разработке ВРК

ПАО «НК «Роснефть», General Electric и ООО «ПИУЦ Сапфир» (далее – Центр «Сапфир») осуществляют проект по разработке и локализации производства ключевого элемента судовой электродвижительной системы – ВРК.

В рамках Петербургского международного экономического форума в 2017 году c General Electric был подписан Договор на выполнение научно-исследовательских работ в целях разработки ВРК новой конструкции. Его практическая реализация позволит расширить номенклатуру продукции завода ВРК для крупнотоннажных судов (увеличенной мощности – до 15 МВт, применяемой на крупнотоннажных танкерах и газовозах).

На текущий момент разработан проект ВРК мощностью 7,5 МВт для многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, строящихся на судостроительном комплексе «Звезда». Получено официальное одобрение технической документации в Российском морском регистре судоходства, начата процедура закупки и изготовления комплектующих длительного цикла изготовления.

Mорская техника

СОЗДАНИЕ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ БЕРЕГОВОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШЕЛЬФОВЫХ ПРОЕКТОВ

ПАО «НК «Роснефть» продолжает реализацию мероприятий по созданию на базе площадки АО «82-й судоремонтный завод» в жилом районе Росляково г. Мурманска инфраструктуры обеспечения нефтегазовых проектов на арктическом континентальном шельфе Российской Федерации.

В дополнение к сохранению и модернизации судоремонтных мощностей предприятия на его площадке и прилежащих территориях планируется обустроить базу берегового обеспечения шельфовых проектов, построить блок цехов для производства нефтесервисного оборудования, а также создать инфраструктуру для производства бетонных оснований гравитационного типа с площадкой для сборки верхних строений морских нефтегазовых платформ и СПГ-заводов.

Реализация проекта обусловлена необходимостью снижения зависимости от зарубежных производителей, уменьшения себестоимости продукции, а также потребностью в локализации производства высокотехнологичных компонентов.