Corporate Governance

Managing Possible Conflicts of Interest

Possible conflicts of interest are address ed at all corporate governance levels.

Shareholders

For the avoidance of any potential conflicts among its shareholders, the Company provides equal opportunities for exercising shareholder rights established by the applicable laws.

The Corporate Secretary is responsible for shareholder relations of the Company and also contributes to preventing corporate conflicts. The Corporate Secretary has to promptly notify the Board of Directors of any threatened violation of the applicable laws or shareholder rights and any possible conflicts of interest. The Company manages shareholder relations, including shareholders’ requests for explanation.

Board of Directors

The Board of Directors is responsible for managing any conflicts of interest in the Company. The Charter sets out the procedure for considering interested-party transactions by the Board of Directors. The Regulations on the Board of Directors determine the duties of Board members related to prevention and management of any conflicts of interest.

When considering agenda items, members of the Board of Directors assess potential conflict between their interests and those of the Company. With respect to any issue that may, in the opinion of a Board member, result in such a conflict of interest, the director shall not participate in voting and, where necessary, in the discussion of such issue. Board members must report any actual/potential conflicts of interest to the Chairman of the Board of Directors or the Corporate Secretary.

For the avoidance of any potential conflicts among the Company’s employees, the Board of Directors introduced rules for conducting transactions in financial instruments by persons included in the insider list and rules for disclosing insider information, and monitors compliance on a regular basis.

Rosneft’s Regulations Rosneft’s Regulations on Internal Control Rules for the Prevention, Detection and Suppression of Illegal Use of Insider Information in Rosneft and/or Market Manipulation.

The Corporate Secretary, Svetlana Gritskevich, is in charge of compliance with regulatory and internal requirements for countering the illegal use of insider information.

Executive Bodies

In accordance with the internal regulations, members of the Management Board and the Chief Executive Officer:

  • shall refrain from any actions that may cause a conflict of interest and, should such a conflict arise, immediately notify the Chairman of the Management Board / the Chairman of the Board of Directors and/or the Corporate Secretary;
  • while in office, may not hold and/or control 20 or more percent of voting shares (interests or stakes) in any entity competing with the Company or having any business interest in maintaining relations with the Company;
  • may not accept any gifts from persons interested in resolutions passed as part of their duties or otherwise benefit from such persons.

The Board of Directors reviews, on a quarterly basis, information on assessment and monitoring of potential conflicts of interest in case of the Head of Internal Audit serving on the Management Board and considers the Company’s efforts to minimise this risk as adequate.

Top Managers and Employees

The rules for the avoidance and prevention of conflicts of interest are governed by the Code of Business and Corporate Ethics which defines the terms “conflict of interest” and “corruption” and sets out the procedure for preventing corporate fraud. The Company’s Council for Business Ethics also contributes to managing conflicts of interest.

The rules for the avoidance and prevention of conflicts of interest are set forth in the Corporate Governance Code, the Code of Business and Corporate Ethics, and the Regulations on Managing Conflicts of Interest in Rosneft and Group Subsidiaries.

Special rules for the prevention of corporate fraud are laid down in the Company’s Policy on Combating Corporate Fraud and Involvement in Corruption Activities. This Policy establishes the key principles and the organisational structure for combating corporate fraud, monitoring procedures, and anti-corruption training for the employees, including response protocols in case of threatened violation of anti-corruption rules.

Special rules aiming to prevent the securities market manipulation and the illegal use of insider information are laid down in Rosneft’s Regulations on Internal Control Rules for the Prevention, Detection and Suppression of Illegal Use of Insider Information in Rosneft, which determine the rules for disclosing insider information and the rules for conducting transactions in financial instruments by persons included in the insider list.

Special rules for the prevention of corporate fraud are governed by the Company’s Policy on Combating Corporate Fraud and Involvement in Corruption Activities.

Company’s Policy

Anti-corruption Efforts

In 2019, Rosneft continued to focus on countering corruption and corporate fraud and ensuring compliance by the Company’s employees with international and Russian anti-corruption laws, and its internal regulations.

Rosneft was consistently improving its framework for building anti-corruption elements of the corporate culture and organisational structure, as well as rules and procedures intended to prevent corporate fraud and corruption and mitigate reputational risks and risks of sanctions for bribery that might be imposed on the Company.

To this end, Rosneft’s Council for Business Ethics put together and introduced the Comprehensive Anti-Fraud and Anti-Corruption Programme for 2019–2020Approved by the Council for Business Ethics on 10 December 2018 (Minutes No. 7).. In 2019, programme activities included:

  • adopting Rosneft’s Guidelines on Prosecution of the Company’s Officers/ Employees for the Failure to Prevent and/or Manage a Conflict of InterestIn accordance with the Guidelines on Prosecution of Officers for the Failure to Prevent and/or Manage a Conflict of Interest developed by the Russian Ministry of Labour in pursuance of Clause 10 of the National Anti-Corruption Plan.;
  • drafting and communicating to all employees the Concise Guide to Compliance, including anti-fraud and anti-corruption provisions governing, inter alia, exchange of business gifts and hospitality;
  • arranging for and collecting ethical declarations, analysing them and doing selective fact-checking. Rosneft’s Council for Business Ethics approvedMinutes No. 10 dated 16 August 2019. the outputs;
  • quarterly updating the Company’s employees on typical violations of anti-fraud and anti-corruption rules (including management of conflicts of interest);
  • drafting recommendations on anti-fraud and anti-corruption measures and communicating the same to the Group Subsidiaries and joint ventures;
  • conducting 405 anti-corruption audits of draft internal regulations and implementation documents;
  • publishing the All about Compliance information bulletin (quarterly) and an article devoted to the International Anti-Corruption Day;
  • arranging for and conducting an employee survey on combating corporate fraud and involvement in corruption activities;
  • developing and launching the new distance learning course – Business Ethics Compliance: Corporate Gifts and Hospitality;
  • developing and implementing the Company’s Regulations on Coordinating Anti-Fraud and Anti-Corruption Processes, including the following procedures:
    • assessment of corporate fraud and corruption risks;
    • protection of whistleblowers;
    • reporting of suspected corporate frauds or corruption and investigations;
    • training and communications in combating corporate fraud and corruption;
    • monitoring and control of anti-fraud and anti-corruption processes.

In pursuance of Clause 22 and Subclause b of Clause 28 of the National Anti-Corruption Plan, the Company continued to provide anti-corruption training to its employees, including newly hired staff.

The Company’s in-house coaches held in-person trainings in Managing Conflicts of Interest for heads of business units, including members of the Board of Directors / supervisory boards of the Group Subsidiaries. The Company held in-person trainings for representatives of overseas Group Subsidiaries in Anti-Corruption Compliance: Managing Conflicts of Interest in the context of local anti-corruption laws.

In the reporting year, the Company kept on updating the Executive Office of the Russian Government on its progress towards Instruction of the Russian Government No. DM-P17-4575 dated 23 July 2018 on the implementation of the National Anti-Corruption Plan for 2018–2020 approved by Presidential Executive Order No. 378 dated 29 June 2018 (5 July 2019, 18 July 2019, 22 November 2019, 25 November 2019, 2 December 2019).

The Company attended the Participation of Organisations in Combating Corruption conference held by the Prosecutor General’s Office and the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation which focused on anti-corruption law enforcement practices by organisations tasked with supporting federal executive authorities.

The Company has in place the Code of Business and Corporate Ethics (the Code) and the Policy on Combating Corporate Fraud and Involvement in Corruption Activities (the Policy), both approved by Rosneft’s Board of Directors, which outline Company-wide principles and approaches aiming to ensure compliance with anti-corruption requirements.

The Code reflects the Company’s culture, while underlining its commitment to the highest standards of business ethics and imposing the responsibility for compliance with ethical standards on all employees regardless of their status and position. The Code explains the key terms on how to manage conflicts of interest and exchange corporate gifts.

The Policy imposes the responsibility on all employees and members of the Company’s governing bodies, regardless of their position, for compliance with anti-corruption principles and requirements as well as for actions (omissions) of their subordinates. The Policy also requires employees to report any inducement to corruption offences to the authorised officers and functions.

The Company also has in place the Regulations on Managing Conflicts of Interest in Rosneft and Group Subsidiaries which set out a framework to classify conflicts of interest, including conflicts of interest between shareholders and members of the Company’s governing bodies (e.g. decisions made by corporate governing bodies that might adversely affect the Company’s financial and operating performance; the Company failing to make a statutory disclosure or members of corporate governing bodies underreporting on their positions in governing bodies of other entities, on interests (stakes) held in other entities, or other information required to be disclosed by the applicable laws, the Company’s Charter or internal regulations).

The Company has set up conflict of interest commissions.

The Company makes organisational arrangements to meet the requirements for hiring former government officials, collect and verify information on income, property, and property-related obligations for certain categories of employees; enhance the commitment of the Company’s management to preventing corruption, including conflicts of interest, by adding relevant provisions into employment contracts, and amending employee job descriptions with provisions on liability for failure to comply with anti-fraud and anti-corruption requirements of the Company’s internal regulations.

The Company operates a 24/7 Security Hotline to report on cases of corporate fraud and corruption

which gathers and analyses incoming information on corporate frauds, corruption and conflicts of interest.

In 2019, the Security Hotline received 35,106 calls amounting to RUB 40.46 mln of damage identified/prevented. The Company terminated 34 employment contracts and took disciplinary actions against 92 employees. In 19 cases, the investigation findings were submitted to law-enforcement authorities.

Members of the Company’s Board of Directors are updated on the Security Hotline operation on a quarterly basis.

The analysis of the Security Hotline operation proved its high efficiency in preventing and deterring employees from offending against the Company’s internal regulations or engaging in other abusive practices.

The Corruption Control section on the official corporate website has:
  • the Company’s statement on its zero tolerance for corruption;
  • key provisions of international and Russian anti-corruption laws;
  • internal corruption control regulations of the Company (Rosneft’s Code of Business and Corporate Ethics and Policy on Combating Corporate Fraud and Involvement in Corruption Activities);
  • Security Hotline contact details;
  • information on cooperation with law enforcement authorities.

section Corruption Control

Система корпоративного управления

Регулирование возможных конфликтов интересов

В Компании на всех уровнях управления осуществляется регулирование возможных конфликтов интересов.

Акционеры

В целях предотвращения возможных конфликтов на уровне акционеров Компания обеспечивает равные возможности для реализации акционерами прав, предусмотренных действующим законодательством.

Обеспечение взаимодействия Компании с акционерами и участие в предупреждении корпоративных конфликтов отнесены к компетенции Корпоративного секретаря. Корпоративный секретарь обязан незамедлительно информировать Совет директоров о ситуациях, создающих угрозу нарушения норм законодательства, прав акционеров и возникновения конфликта интересов. В Компании организована работа по взаимодействию с акционерами, в том числе разъяснению позиции Компании по запросам акционеров.

Совет директоров

Функция управления конфликтом интересов в Компании возложена на Совет директоров. В Уставе определен порядок рассмотрения Советом директоров сделок с заинтересованностью. Положение о Совете директоров определяет обязанности членов Совета директоров, связанные с предотвращением и урегулированием конфликта интересов.

При рассмотрении вопросов повестки дня членами Совета директоров оценивается их возможный конфликт с интересами Компании. По вопросам, которые могут, по мнению члена Совета директоров, повлечь такой конфликт интересов, директор не принимает участия в голосовании, а при необходимости – не участвует в его обсуждении. О наличии конфликта интересов или возможности его возникновения член Совета директоров уведомляет Председателя Совета директоров или Корпоративного секретаря.

Для недопущения конфликта интересов на уровне работников Компании Совет директоров установил правила совершения операций с финансовыми инструментами лицами, включенными в список инсайдеров, правила раскрытия инсайдерской информации и регулярно контролирует их исполнение.

Положение ПАО «НК «Роснефть» «Правила внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации ПАО «НК «Роснефть» и (или) манипулирования рынком».

Ответственным лицом за организацию работы по исполнению требований законодательства и внутренних документов в области противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации назначен Корпоративный секретарь – Светлана Валентиновна Грицкевич.

Исполнительные органы

В соответствии с внутренними документами члены Правления и Главный исполнительный директор:

  • воздерживаются от совершения действий, которые могут привести к возникновению конфликта интересов, а в случае возникновения такого конфликта обязаны немедленно поставить в известность Председателя Правления / Председателя Совета директоров и (или) Корпоративного секретаря;
  • в период замещения должности не могут владеть и (или) контролировать 20 или более процентов голосующих акций (долей, паев) лица, конкурирующего с Компанией или имеющего коммерческий интерес во взаимоотношениях с Компанией;
  • не принимают подарки от лиц, заинтересованных в принятии решений, связанных с исполнением своих обязанностей, а также не пользуются иными выгодами, предоставленными такими лицами.

Совет директоров ежеквартально рассматривает информацию об оценке и результатах мониторинга риска возникновения потенциального конфликта интересов, связанного с замещением руководителем Службы внутреннего аудита должности члена Правления, и оценивает меры, предпринимаемые Компанией для минимизации данного риска, как достаточные.

Топ-менеджеры и работники

Правила предотвращения и профилактики конфликта интересов регулируются Кодексом деловой и корпоративной этики, в котором определены понятия конфликта интересов и коррупционного действия, урегулирован порядок профилактики корпоративных мошенничеств. В Компании действует Совет по этике, одной из задач которого является урегулирование конфликтов интересов.

Правила предотвращения и профилактики конфликта интересов закреплены в Кодексе корпоративного управления и Кодексе деловой и корпоративной этики, а также в Положении Компании «Порядок управления конфликтом интересов в ПАО «НК «Роснефть» и Обществах Группы».

Специальные правила по профилактике корпоративных мошенничеств содержатся также в Политике Компании противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность. Политикой определены ключевые принципы, организационная структура в Компании по противодействию корпоративному мошенничеству, процедуры мониторинга, а также обучения сотрудников антикоррупционным практикам, в том числе алгоритмам действий в случае возникновения угрозы нарушения антикоррупционных правил.

Специальные правила, направленные на предотвращение манипулирования рынком ценных бумаг и неправомерного использования инсайдерской информации, предусмотрены в Положении «Правила внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации ПАО «НК «Роснефть», в котором определены правила раскрытия инсайдерской информации, проведения операций с финансовыми инструментами лицами, включенными в список инсайдеров.

Специальные правила по профилактике корпоративных мошенничеств регулируются Политикой Компании в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность.

Исполнительные органы

Противодействие коррупции

В 2019 году в Компании проводилась системная работа по противодействию коррупции и корпоративному мошенничеству, обеспечению выполнения работниками положений международного и российского антикоррупционного законодательства, а также локальных нормативных документов Компании.

На постоянной основе совершенствовалась система формирования элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, обеспечивающих недопущение фактов корпоративного мошенничества и коррупции, а также снижающих риски потери деловой репутации и риски применения к Компании мер ответственности за подкуп должностных лиц.

В этих целях разработана и утверждена Советом по деловой этике ПАО «НК «Роснефть» Комплексная программа по предупреждению и противодействию корпоративному мошенничеству и коррупции в ПАО «НК «Роснефть» на 2019–2020 годыУтверждена 10 декабря 2018 года Советом по деловой этике (протокол № 7).. В рамках выполнения программы в 2019 году:

  • утверждены Методические указания Компании «Привлечение к ответственности должностных лиц / работников Компании за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов»В соответствии с Методическими рекомендациями Минтруда России по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, разработанными во исполнение п. 10 Национального плана. ;
  • разработана и доведена до всех работников Компании брошюра «Краткое руководство по комплаенс», включающая в себя вопросы противодействия корпоративному мошенничеству и коррупции, в том числе порядка обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
  • в отчетном периоде организована и проведена работа по сбору этических деклараций, выполнен их анализ и выборочные проверки указанных сведений. Советом по деловой этике ПАО «НК «Роснефть» утвержденыПротокол от 16 августа 2019 года №  10. результаты работы по сбору и анализу этических деклараций;
  • ежеквартально в адрес работников Компании направлялась информация о типичных нарушениях в области корпоративного мошенничества и коррупции (в том числе управления конфликтом интересов);
  • разработаны и направлены в Общества Группы и на совместные предприятия рекомендации по внедрению мероприятий по предупреждению и противодействию корпоративному мошенничеству и коррупции;
  • проведено 405 антикоррупционных экспертиз проектов локальных нормативных документов и распорядительных документов об их введении в действие;
  • ежеквартально публиковались Вестники Компании «Все о системе комплаенс», опубликована статья, посвященная международному дню борьбы с коррупцией;
  • организован и проведен опрос среди работников ПАО «НК «Роснефть», посвященный теме противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность;
  • разработан и введен в действие новый дистанционный обучающий курс «Соблюдение норм деловой этики в Компании: деловые подарки и знаки делового гостеприимства»;
  • разработано и введено в действие Положение Компании «Координация процесса в области противодействия корпоративному мошенничеству и коррупции», предусматривающее процедуры:
    • по оценке риска корпоративного мошенничества и коррупции;
    • защите работников, сообщивших о фактах корпоративного мошенничества и коррупционных правонарушений;
    • информированию о нарушениях, имеющих признаки корпоративного мошенничества и коррупции, и проверке таких сообщений;
    • организации обучения и коммуникации по противодействию корпоративному мошенничеству и коррупции;
    • а также мониторингу и контролю процесса противодействия корпоративному мошенничеству и коррупции.

Во исполнение пункта 22 и подпункта «б» пункта 28 Национального плана в Компании организовывалось обучение работников, в том числе вновь принятых, по образовательным программам в области противодействия коррупции.

Силами внутренних тренеров Компании проведены очные тренинги «Управление конфликтом интересов» для руководителей структурных подразделений Компании, в том числе для членов Совета директоров / наблюдательных советов Обществ Группы. Проведены очные тренинги для представителей зарубежных Обществ Группы по теме «Антикоррупционный комплаенс. Управление конфликтом интересов» с учетом применимого антикоррупционного законодательства указанных стран.

В Аппарат Правительства Российской Федерации в течение отчетного года направлялись доклады об исполнении поручения Правительства Российской Федерации от 23 июля 2018 года № ДМ-П17- 4575 о выполнении Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 (5 июля 2019 года, 18 июля 2019 года, 22 ноября 2019 года, 25 ноября 2019 года, 2 декабря 2019 года).

Принято участие в работе конференции «Участие организаций в противодействии коррупции», проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. На конференции рассмотрены вопросы применения законодательства о противодействии коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами государственной власти.

В Компании действуют утвержденные Советом директоров ПАО «НК «Роснефть» Кодекс деловой и корпоративной этики ПАО «НК «Роснефть» (далее – Кодекс) и Политика в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность (далее – Политика), которыми определены единые принципы и подходы в деятельности Компании в целях соблюдения антикоррупционных требований.

Кодекс отражает корпоративную культуру Компании, утверждает приверженность высоким этическим принципам бизнеса и определяет ответственность за соблюдение этических норм всеми работниками независимо от положения и занимаемой должности. Кодекс содержит ключевые понятия процесса урегулирования конфликта интересов и обмена деловыми подарками.

Политика определяет ответственность всех работников и членов органов управления Компании независимо от занимаемой должности за соблюдение антикоррупционных принципов и требований, а также за действия (бездействия) подчиненных им лиц. Также устанавливается обязанность работников информировать уполномоченных лиц и подразделения обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Также действующее в Компании Положение «Порядок управления конфликтом интересов в ПАО «НК «Роснефть» и Обществах Группы» определяет классификацию конфликта интересов, в том числе выделяет конфликт интересов акционеров и членов органов управления Компании (например, принятие органами управления Компании решений, которые могут привести к ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности Компании; нераскрытие Компанией информации в соответствии с законодательством либо предоставление неполной информации лицами, входящими в состав органов управления Компании, о должностях, занимаемых в органах управления других организаций, о владении долями (акциями) других организаций, иной информации в соответствии с требованиями законодательства, Устава Компании и локальных нормативных документов).

В Обществах Группы созданы и функционируют комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В Компании осуществляется ряд организационных мероприятий, связанных с соблюдением процедуры приема на работу бывших государственных служащих; сбором и проверкой сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий работников; повышением ответственности руководства Компании за профилактику противодействия коррупции, в том числе конфликта интересов, путем внесения соответствующих условий в трудовые договоры, а также включения в должностные инструкции работников Компании нормативных положений об ответственности за несоблюдение требований локальных нормативных документов Компании в области противодействия корпоративному мошенничеству и коррупции.

В Компании организована работа горячей линии безопасности для круглосуточного приема сообщений о фактах корпоративного мошенничества и коррупции.

Осуществляется сбор и анализ поступившей по каналам связи горячей линии безопасности информации о фактах выявленных нарушений в области корпоративного мошенничества, коррупции, конфликта интересов.

В 2019 году на горячую линию безопасности поступило 35 106 обращений. Сумма выявленного/предотвращенного ущерба составила 40,46 млн руб. Расторгнуты трудовые договоры с 34 работниками, в отношении 92 работников применены дисциплинарные взыскания. Материалы 19 проверок направлены в правоохранительные органы.

Ежеквартально информация о работе горячей линии безопасности представляется Совету директоров ПАО «НК «Роснефть».

Анализ работы горячей линии безопасности показал, что данная работа оказывает на работников существенное профилактическое воздействие, удерживает их от нарушений локальных нормативных документов Компании и от иных противоправных действий.

На официальном сайте Компании в подразделе «Противодействие коррупции» размещена следующая информация:
  • заявление Компании о непримиримом отношении к коррупции;
  • основные положения международного и российского законодательства о противодействии коррупции;
  • локальные нормативные документы Компании о противодействии коррупции (Кодекс деловой и корпоративной этики ПАО «НК «Роснефть», Политика Компании в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность);
  • контакты горячей линии безопасности;
  • информация о сотрудничестве с правоохранительными органами.

Подраздел «Противодействие коррупции»