Market Overview and Competitive Landscape

Competitive analysis

Hydrocarbon Exploration and Production

Rosneft is the largest oil and gas company in Russia and a leader in terms of reserves and hydrocarbon liquid production among global peers whose shares or depositary receipts trade on international stock exchanges. Resource sustainability, including the size of reserves, reserves-to-production ratio and efficient reserves management, is one of the key investment highlights of an oil and gas company.

For many years, we have been steadily building up our reserves of commercially recoverable hydrocarbons. This was possible thanks to our consistent efforts to increase production from brownfields and launch new fields and prospects, as well as to our successful exploration operations. We pay special attention to exploration and sustainable reserves growth at the existing licence areas, with resource base integration and expansion being key focus areas at our new assets.

42,018 mmboe Proved hydrocarbon reserves (SEC)

Under the SEC (U.S. Securities and Exchange Commission) classification, Rosneft’s proved hydrocarbon reserves totalled 42,018 mmboe (5,678 mmtoe) as at 31 December 2019. Compared to the end of 2018, our hydrocarbon reserves grew by 587 mmboe (81 mmtoe), or 1%. We engaged DeGolyer & MacNaughton to conduct a life-of-field audit of the reserves.

As at the year-end, Rosneft’s SEC-proved reserve life exceeded 20 years, and the SEC-proved organic reserve replacement ratio stood at 129% in 2019 and 163% in 2017–2019.

Reserve Replacement and F&D Costs
Reserve Replacement and F&D Costs
Source: company reports.
Global oil production
Sources: company reports; Wood Mackenzie (Gazprom).


For several years now, Rosneft has surpassed the world's public oil and gas majors in terms of SEC-proved reserve replacement ratio. At the same time, we boast high exploration and production efficiency and maintain traditionally low finding and development costs.

As at 31 December 2019, the Company’s reserves under the PRMS (Petroleum Resources Management System) standards, according to DeGolyer & MacNaughton, totalled 47,289 mmboe (6,400 mmtoe) in the 1P category, 84,926 mmboe (11,504 mmtoe) in the 2P category, and 125,296 mmboe (16,976 mmtoe) in the 3P category. In 2019, total 3P reserves grew by over 4 bboe (550 mmtoe).

Reserves-to-production ratio (SEC) in 2019, yearsIncluding affiliates. PetroChina data for 2018 does not include affiliates.
Source: company reports.
Organic reserves growth (SEC), bboeIncluding affiliates. PetroChina data for 2016–2018 does not include affiliates.
Organic reserves growth (SEC), bboe
Source: company reports.


An upward revision of reserves estimates and the full replacement of hydrocarbon production in 2019 were due to successful exploration and production drilling and the use of advanced recovery enhancement techniques to extract hard-to-recover reserves, among others. The key contributors to the reserves base were the fields of RN-Yuganskneftegaz, RN-Nyaganneftegaz, and Varyeganneftegaz along with assets in Eastern Siberia.

For years, Rosneft has invariably maintained a high reserve replacement ratio (reserve replacement cost in 2017–2019 was USD 0.3 per boe). In 2020–2022, we intend to replace no less than 100% of our hydrocarbon production. The Company also plans to fast-track the development of new reserves by reducing preparation timelines, accelerate viability-based resources to reserves conversion, and make exploration drilling in Russia more successful.

77,566 kbpd global oil production in 2019
Сибирь

The Company accounts for 41% of the total oil production of Russia and for approximately 6% of the global oil output. On top of that, we boast the highest 10-year average production growth among peers.

Rosneft is Russia’s leading petroleum company in terms of launching new projects. In 2016, we put on stream a number of large fields, including Suzunskoye, Yurubcheno-Tokhomskoye, Kondinskoye, Tagulskoye, Russkoye, Srednebotuobinskoye (Phase 2), Zapadno-Erginskoye, Vostochno-Messoyakhskoye and Kuyumbinskoye. We also made great progress in developing RN-Yuganskneftegaz mature fields, our key asset, and the fields of Samaraneftegaz, RN-Nyaganneftegaz and Varyeganneftegaz. At Samotlor, we optimised production decline rates. In the medium term, we plan to enhance production from mature fields and develop new high-potential oil and gas projects, including the Vankor, Erginsky and Danilovsky clusters, Rospan, Kharampurskoye and Severo-Komsomolskoye fields to increase the output through organic growth.

Oil and gas condensate production in Russia, mmb per day
Oil and gas condensate production in Russia, mmb per day
Source: CDU TEK
Hydrocarbon production in 2019, mmboe per day
Hydrocarbon production in 2019, mmboe per day
Source: company reports for 2019.


In furtherance of the Russian President's instruction to increase the cargo flow along the Northern Sea Route, we are preparing for a large-scale hydrocarbon production project, which will set the stage for a comprehensive development of the new oil and gas province in the Krasnoyarsk Territory’s north (Vostok-Oil project). Together with our partners, we will build a unique world-class oil and gas cluster in this location.

To ensure production growth in the long run, we create an optimal portfolio of major greenfield projects, while also using advanced production technologies at our existing fields. Technology advance is a key focus area of the Rosneft–2022 Strategy and a powerful driving force behind our competitiveness.

To develop our technological capabilities, we keep rolling out cutting-edge techniques that help expand the pay zone coverage, increase flow rates, and optimise well and infrastructure construction. As part of our digitalisation efforts, we launched the Digital Field information system covering all key oil production and logistics processes at the Ilishevskoye field in the Republic of Bashkortostan. The expertise gained in the course of the pilot project will be rolled out at all of our fields. RN-UfaNIPIneft, part of Rosneft's research and design cluster, developed the first commercial software suite for geomechanical modelling of drilling operations – RN-Sigma. It enables the Company’s engineers to capitalise on wider applications of geomechanical calculations for borehole stability and reduce the risk of complications while drilling directional and horizontal wells.

Pursuant to our plans to diversify our portfolio of production assets and implement international upstream projects, we are expanding production outside Russia. In particular, we keep developing production blocks in Iraqi Kurdistan under the Production Sharing Agreements signed in October 2017. In the first quarter of 2019, we piloted production at Block 11 of the Bejil field. By taking part in the development of the unique Zohr field together with Eni (a 50% stake) and BP (a 10% stake) – global energy majors and our strategic partners – we were able to promptly step up gas production abroad and penetrate the Egyptian market with a view to further strengthening our foothold both in the country and the entire region. June 2018 saw Mubadala Petroleum join the project. The field was put on stream in December 2017, and in August 2019, five months ahead of schedule, it reached the full design capacity of 76 mmcm per day.

Average production growth for ten years, %
Rosneft 9.3%
PetroChina 2.7%
Shell 1.6%
Chevron 1.3%
Petrobras 0.9%
LUKOIL 0.7%
Gazprom 0.6%
ExxonMobil 0.1
BP -0.6%
Sources: company reports; Wood Mackenzie (Gazprom).
production

Обзор рынка и конкурентная среда

Конкурентный анализ

Разведка и добыча углеводородов

«Роснефть» является крупнейшей нефтегазовой компанией в Российской Федерации и лидирует по запасам и добыче жидких углеводородов среди международных публичных нефтегазовых компаний, акции / депозитарные расписки которых торгуются на международных фондовых биржах. Показатели устойчивости ресурсной базы, включая размер запасов, обеспеченность запасами и эффективное управление запасами являются одними из наиболее важных критериев инвестиционной привлекательности нефтегазовой компании.

«Роснефть» в течение многих лет стабильно демонстрирует постоянный рост объемов экономически рентабельных запасов углеводородов. Такой эффект достигается благодаря системной работе по повышению эффективности разработки действующих и по запуску новых месторождений и площадей, а также успешной реализации программы геологоразведочных работ. В Компании уделяется особое внимание геологоразведке и стабильному приросту запасов на имеющихся лицензионных площадях, а также интеграции и наращиванию ресурсной базы на новых активах и лицензионных участках.

42 018 млн барр. н. э. доказанные запасы углеводородов по классификации SEC

Доказанные запасы углеводородов ПАО «НК «Роснефть» на 31 декабря 2019 года по классификации SEC составили 42 018 млн барр. н. э. (5 678 млн т н. э.). Запасы углеводородов по сравнению с запасами на конец 2018 года увеличились на 587 млн барр. н. э. (81 млн т н. э.), или на 1 %. Аудит, предусматривающий оценку запасов до конца срока рентабельной разработки месторождений, проведен компанией DeGolyer & MacNaughton.

По итогам 2019 года обеспеченность Компании доказанными запасами углеводородов по классификации SEC составила более 20 лет. Коэффициент замещения доказанных запасов углеводородов по классификации SEC в 2019 году составил 129 %, за три года (2017–2019 годы) – ​163 %.

Возмещение запасов и затраты на разведку и добычу
Возмещение запасов и затраты на разведку и добычу
Источник: отчетность компаний
Добыча нефти в мире
Добыча нефти в мире
Источник: Wood Mackenzie


На протяжении ряда лет ПАО «НК «Роснефть» с заметным отрывом опережает крупнейшие международные нефтегазовые компании-мейджоры по уровню обеспеченности доказанными запасами по классификации SEC. При этом Компания демонстрирует высокую эффективность в разведке и добыче, традиционно сохраняя низкие затраты на поиск и разработку запасов углеводородов.

По оценке компании DeGolyer & MacNaughton, запасы углеводородов по категории 1Р на 31 декабря 2019 года составили 47 289 млн барр. н. э. (6 400 млн т н. э.), по категории 2Р – ​84 926 млн барр. н. э. (11 504 млн тн. э.), по категории 3Р — 125 296 млн барр. н. э. (16 976 млн т н. э.) по классификации PRMS (Система управления углеводородными ресурсами). Суммарная оценка запасов по категории 3Р в 2019 году была увеличена более чем на 4 млрд барр. н. э. (550 млн т н. э.).

Обеспеченность доказанными запасами в 2019 году (SEC), летПоказатели с учетом зависимых обществ. PetroChina — данные за 2018 год, без учета зависимых обществ.
Источник: отчетность компаний
Органический прирост запасов (по класcификации SEC), млрд барр. н. э.Показатели с учетом зависимых обществ. PetroChina — данные за 2016–2018 годы, без учета зависимых обществ.
Источник: отчетность компаний


Увеличение оценки запасов и полное возмещение добычи в 2019 году было достигнуто благодаря успешному поисково-разведочному и эксплуатационному бурению, применению передовых методов увеличения нефтеотдачи (в том числе на залежах трудноизвлекаемых запасов). Основной прирост запасов был получен на месторождениях предприятий ООО «РН-Юганскнефтегаз», АО «РН-Няганьнефтегаз», ПАО «Варьеганнефтегаз», а также на месторождениях проектов в Восточной Сибири.

ПАО «НК «Роснефть» в течение многих лет стабильно обеспечивает высокие уровни покрытия текущей добычи приростом запасов (стоимость замещения запасов в 2017–2019 годах составила 0,3 долл. США / барр. н. э.). В 2020–2022 годах Компания намерена замещать не менее 100 % добываемых углеводородов. Одновременно предполагаются ускоренное вовлечение запасов в разработку с сокращением сроков подготовки проектов, перевод ресурсов в запасы с учетом их рентабельности и повышение успешности поисково-разведочного бурения в Российской Федерации.

77 566 тыс. барр. / сут. добыча нефти в 2019 году в мире
Сибирь

Доля Компании в добыче нефти в Российской Федерации составляет около 41 %, а в мировой добыче – ​6 %. «Роснефть» лидирует по среднему темпу прироста добычи углеводородов за десять лет.

Компания является лидером российской нефтяной отрасли по запуску новых добычных проектов. С 2016 года были запущены такие крупные проекты, как Сузунское, Юрубчено-Тохомское, Кондинское, Тагульское и Русское месторождения, вторая очередь Среднеботуобинского месторождения, Западно-Эргинское месторождение, Восточно-Мессояхское и Куюмбинское месторождения. Достигнуты существенные успехи в разработке зрелых месторождений — ​крупнейшего актива Компании предприятия ООО «РН-Юганскнефтегаз», на активах предприятий АО «Самаранефтегаз», АО «РН-Няганьнефтегаз» и ПАО «Варьеганнефтегаз», оптимизированы темпы снижения добычи на Самотлорском месторождении. В среднесрочной перспективе интенсификация добычи на зрелых месторождениях и разработка новых перспективных нефтяных и газовых проектов, включая Ванкорский кластер, Эргинский кластер, Даниловский кластер, «Роспан», Харампурское, Северо-Комсомольское и др, позволит продолжать наращивать объемы добычи Компании за счет органического роста.

Добыча нефти и газового конденсата в Российской Федерации, млн барр. / сут.
Добыча нефти и газового конденсата в Российской Федерации, млн барр. / сут.
Источник: ЦДУ ТЭК
Добыча углеводородов в 2019 году, млн барр. н. э. / сут.
Источник: отчетность компаний за 2019 год


Во исполнение задачи президента Российской Федерации по загрузке Северного морского пути Компания создает основу для реализации масштабного проекта по добыче углеводородов, который позволит воплотить в жизнь комплексную программу освоения новой нефтегазовой провинции на севере Красноярского края (проект «Восток Ойл»). Вместе с партнерами «Роснефть» планирует создать в этом регионе уникальный нефтегазовый кластер мирового значения. Гарантией перспективного роста добычи Компании является оптимальный набор новых крупных добывающих проектов и использование передовых технологий добычи на действующих месторождениях. Развитие технологического потенциала — один из ключевых элементов Стратегии «Роснефть — 2022» и основа роста конкурентоспособности Компании.

С целью развития своего технологического потенциала Компания продолжает внедрение и тиражирование современных технологий, позволяющих увеличить охват продуктивных пластов разработкой, повысить дебиты нефти, оптимизировать объемы строительства скважин и объектов инфраструктуры. В рамках программы цифровизации «Роснефть» запустила информационную систему «Цифровое месторождение» с охватом основных процессов нефтедобычи и логистики на базе Илишевского месторождения в Башкортостане. Опыт, полученный в ходе реализации пилотного проекта на Илишевском месторождении, будет востребован на всех месторождениях «Роснефти». Специалисты «РН-УфаНИПИнефть» (входит в корпоративный научно-проектный комплекс «Роснефти») завершили разработку первой промышленной версии корпоративного программного комплекса «РН-СИГМА», предназначенного для геомеханического моделирования при бурении. Созданный программный комплекс позволяет инженерам Компании расширить применение геомеханических методов расчета устойчивости ствола скважины и снизить риски осложнений при бурении наклонно-направленных и горизонтальных скважин.

В соответствии с планами по диверсификации портфеля добывающих активов и реализации проектов по разведке и добыче Компании за рубежом осуществляется развитие добычных проектов за пределами Российской Федерации. Продолжается разработка добычных блоков, расположенных на территории Иракского Курдистана, по которым в октябре 2017 года Компанией были заключены соглашения о разделе продукции. В 1-м квартале 2019 года начата пробная добыча на месторождении Биджил на Блоке 11. Участие в разработке уникального добывающего актива Зохр совместно с мировыми мейджорами и стратегическими партнерами «Роснефти» – ​Eni (50 %) и BP Plc (10 %) – позволило Компании существенно нарастить добычу газа за рубежом в короткий срок и выйти на газовый рынок Египта с перспективой дальнейшего развития деятельности в стране и регионе в целом. В июне 2018 года к проекту также присоединилась компания Mubadala Petroleum. Проект введен в эксплуатацию в декабре 2017 года. В августе 2019 года (на пять месяцев раньше намеченного срока) добыча газа на проекте достигла 76 млн куб. м / сут. (100 % проекта), что соответствует проектной мощности.

Средний темп прироста добычи углеводородов за 10 лет, %
ПАО «НК «Роснефть» 9,3 %
PetroChina 2,7 %
Shell 1,6 %
Chevron 1,3 %
Petrobras 0,9 %
ПАО «ЛУКОЙЛ» 0,7 %
ПАО «Газпром» 0,6 %
E xx onMobil 0,1 %
BP Plc – 0,6 %
Источник: отчетность компаний; ПАО «Газпром» – Wood Mackenzie
Добыча