Market Overview and Competitive Landscape

Operational and Financial Efficiency

The reporting year was marked by a number of events that had a significant impact on the Company's production volumes, including the extension of OPEC+ agreement, as well as the incident with high levels of organic chlorides found in Transneft’s network in April, leading to major failures in trunk pipeline operation. In spite of that, high efficiency and rational allocation of exploration and production capex in 2019 ensured a balanced output growth through new projects and stimulating production at mature fields.

Rosneft is highly efficient in its exploration and production operations and maintains traditionally low finding and development costs. Rosneft's average F&D costs over the last five years stood at USD 4.56 per barrel, while the RRR of SEC1P reserves in 2014–2018 reached 151%.

Low unit production costs is yet another indicator of Rosneft’s operational efficiency. In the reporting period, we maintained undisputed leadership in production costs in Russia through the use of most suitable technologies and stringent cost controls. Rosneft's current operating costs per barrel are significantly lower than those of international majors, and 15–25% lower than the lifting costs of Russian peers. This gap could be bigger if we factored in temporary decrease or slowdown of growth in the costs of Russian competitors in 2018–2019 due to the shutdown of low-margin wells and limited production at mature fields in Russia, and increased production at greenfields with tax breaks, while the production is limited by OPEC+ decisions.

Over many years, Rosneft has demonstrated a positive free cash flow, which makes us stand out among most competitors, whose performance tends to be highly volatile and sometimes negative as a result of asset acquisition or at the start of investment projects. In 2018–2019, Rosneft was in the middle of the investment cycle and bore considerable capital expenditures for construction and launch of new projects, and still demonstrated unit free cash flow of USD 6–8 per boe.

Unit capex in exploration and productionPetrobras unit capex in exploration and capex in Brasil, USD /boe
Unit capex in exploration and production, USD/boe
Unit productionPetrobras data, unit capex in Brazil, USD /boe
Unit production, USD/boe
Free cash flow 2017–2019, comparative analysis (majors) in USD /boePer boe of liquid hydrocarbons production, including subsidiaries
Free cash flow 2017–2019, comparative analysis (majors) in USD /boe

Обзор рынка и конкурентная среда

Операционная и финансовая эффективность

Следует отметить, что 2019 год охарактеризовался рядом событий, оказавших существенное влияние на объемы производства Компании – ​в первую очередь, это продление действия соглашения ОПЕК+, а также произошедший в апреле 2019 года инцидент по превышению содержания хлорорганических соединений в системе ПАО «Транснефть», приведший к масштабным сбоям в работе магистральных нефтепроводов. Тем не менее благодаря высокой эффективности и рациональному распределению капитальных вложений в разведку и добычу в 2019 году Компания обеспечила сбалансированный уровень добычи, как за счет ввода новых проектов, так и за счет интенсификации добычи на зрелых месторождениях.

«Роснефть» демонстрирует высокую эффективность в разведке и добыче, традиционно сохраняя низкие затраты на поиск и разработку запасов углеводородов. За последние пять лет средние затраты на поиск и разработку запасов (F&D costs) Компании составили 4,56 долл/барр. При этом коэффициент органического замещения запасов Компании по классификации SEC1P за пять лет (2014–2018 годы) составил 151 %.

Сохранение низких удельных затрат на добычу – ​еще один показатель операционной эффективности добычи «Роснефти». За рассматриваемый период Компания удерживала роль безусловного лидера в Российской Федерации по затратам на добычу благодаря использованию оптимальных технологий добычи и постоянному контролю затрат. Текущие операционные затраты на баррель добычи «Роснефти» существенно ниже, чем у международных компаний-мейджоров, и на 15–25 % ниже затрат на подъем российских нефтегазовых компаний. Этот разрыв мог быть больше, если учесть временное снижение или замедление темпов роста затрат российских конкурентов в 2018–2019 годах в связи с остановкой низкорентабельных скважин и ограничением добычи на зрелых месторождениях в Российской Федерации и наращиванием добычи на новых месторождениях с налоговыми льготами в условиях ограничения добычи в рамках ОПЕК+.

На протяжении многих лет ПАО «НК «Роснефть» стабильно показывает положительный свободный денежный поток. Этим наша Компания выгодно отличается от большинства конкурентов, показатели которых в период после покупки активов и в фазе запуска инвестиционных проектов часто подвержены значительной волатильности с переходом в отрицательную зону. В 2018–2019 годах, находясь в середине инвестиционного цикла, сопровождаемого значительными капитальными затратами в связи со строительством и запуском новых проектов, «Роснефть» обеспечила удельный свободный денежный поток на уровне 6–8 долл. / барр. н. э.

Удельные капитальные затраты на разведку и добычуДанные Petrobras – удельные капитальные затраты на разведку и добычу в Бразилии., долл. барр. н. э.
Удельные капитальные затраты на разведку и добычу1, долл. барр. н. э.
Удельные затраты на добычуДанные Petrobras – удельные затраты на добычу в Бразилии., долл./ барр. н. э.
Удельные затраты на добычу1, долл./ барр. н. э.
Свободный денежный поток 2017–2019 годов: сравнительный анализ (мейджоры)На барр н. э. добычи углеводородов с учетом зависимых обществ., долл. / барр. н. э.
Свободный денежный поток 2017–2019 годов: сравнительный анализ (мейджоры), долл. / барр. н. э.