Market Overview and Competitive Landscape

Refining and Commerce

Rosneft is the largest refiner in Russia. Its refining business includes 13 large refineries, as well as petrochemical and gas processing plants in five federal districts – Central, Volga, Southern, Siberian, and Far Eastern. The Company’s oil refining operations are focused on the strategic task of supplying high-quality petroleum products to the Russian domestic market, including remote regions. The Achinsk, Komsomolsk, and Angarsk Refineries are the key suppliers of motor fuels for the Eastern Siberian and the Far Eastern regions, ensuring uninterrupted supply and curbing price growth that would inevitably be the case if petroleum products were delivered from Central Russian refineries. In 2019, as the largest supplier of motor fuels to the Far Eastern Federal District, Rosneft ensured stability of small-scale wholesale and retail prices in the region through building up its supplies (+15% vs. 2018). However, the Far Eastern increment to the damper was not introduced after all since there were no executive orders by Russia’s Government and Federal Antimonopoly Service that would set forth the procedure for its application.

In general, unlike those of most of the Russian producers, the Company’s oil refineries are located far from export markets, which limits the economic efficiency of oil refining. Meanwhile, the Company continues its efforts to connect the refineries to Transneft’s oil trunk pipeline system. In the third quarter of 2019, a 8 mmt oil pipeline section between the ESPO and the Komsomolsk Refinery was commissioned. The completion of this project will enable he Company to enhance the reliability of petroleum product supplies to the Far Eastern Federal District. The project was financed under a long-term tariff agreement with Transneft, with the total investment for connecting the Komsomolsk Refinery to the trunk pipeline system amounting to RUB 50 bln.

The oil refineries continue upgrade and maintenance projects related to their existing capacities. In March 2019, the Ryazan Refinery, a subsidiary of Rosneft, completed the upgrade of a catalytic reforming unit, replacing reactors on the reformer. As a result, the octane grade of the motor gasoline component increased to 97 according to the research method. Moreover, the unit was switched to a three-year run between repairs, significantly improving its economic, environmental and safety performance.

As an environmentally responsible company, Rosneft is consistent in improving and expanding the development and output of high-tech petroleum products with enhanced environmental performance.

The Company was the first in Russia to start the production and sale of Euro 6 gasoline in 2018, gradually expanding the sales geography in 2019. Currently, Euro 6 gasoline is offered at 727 filling stations of Rosneft in the Republic of Bashkortostan, Krasnodar Territory, Republic of Adygeya, Tula, Kaluga, Ryazan and Vladimir Regions,in Moscow and the Moscow Region, as well as in small-scale wholesale quantities. The Ufa Refinery launched the production of AI-100 motor gasoline. Retail sales of AI-100 gasolines have started in the Republic of Bashkortostan, Republic of Mordovia, Orenburg, Sverdlovsk, Bryansk, Voronezh, Lipetsk, Orel, Penza, Rostov, Archangelsk, Samara and Ulianovsk Regions, and also in the Krasnodar Territory.

In 2019, the Komsomolsk Refinery started the production of RLMS, a low-sulphur marine fuel compliant with the IMO 2020 requirements.

In March 2019, RN-TsIR (a Rosneft R&D unit), with the help of RN-Lubricants, patented a know-how to produce eco-friendly technical TDAE (treatment distillated aromatic extract) oil, which is used for the production of synthetic rubbers, tyres, and industrial rubber products. This know-how will enable the Company to become a leading producer and supplier of safe and high-quality TDAE oil for the production of synthetic rubbers, tyres and industrial rubber products.

Rosneft’s Innovation Development Programme is aimed at substituting imported technologies for the production of high-quality petroleum products. Its key objective is for the Company’s refineries to start using catalysts produced in-house in order to mitigate the exposure to foreign-made products, cut refining costs and boost the competitiveness of Rosneft’s refining segment.

Currently, the Company’s specialist enterprises play a key role in the import substitution programme for additives and catalysts. In particular, the Angarsk Plant of Catalysts and Organic Synthesis, the Novokuibyshevsk Catalyst Plant, RN-Kat and corporate R&D units (RN-TsIR and VNII NP) develop and manufacture samples of high-tech products for the oil refining industry.

In 2018, the Company started using catalysts made by the Angarsk Plant of Catalysts and Organic Synthesis at hydrogen units of the Kuibyshev Refinery and the Ryazan Refinery. Before that, Angarsk Plant’s catalysts replaced foreign-made steam methane reforming analogues at hydrogen units of Bashneft-Ufaneftekhim Bashneft-Novoil and Syzran Refinery. The share of own steam reforming catalysts in the production of hydrogen at the Company’s refineries reached 77% in 2019.

Рязанская НПК (3).jpg

The Ryazan Refinery has started using Angarsk Plant’s catalysts to produce Euro 5 gasoline, as well as innovative Euro 6 and AI-100 gasoline grades.

In 2019, RN-Kat, Rosneft’s specialist catalyst production subsidiary, conducted industrial tests at the Company’s Ufa refineries on the first batch of hydrotreating catalysts suitable for Euro 5 compliant diesel fuel. This is a unique hydrotreating agent capable of fully replacing its foreign peers for the Russian refining industry.

The Digital Plant system is being rolled out as part of Rosneft–2022 Strategy with a focus on qualitative changes across all business segments. In 2019, the Digital Plant was tested and implemented on units and systems at the refineries in Komsomolsk-on-Amur, Novokuibyshevsk, Ryazan, and Syzran.

Rosneft is an active player in the domestic and foreign oil and petroleum product markets and Russia’s largest oil exporter. Its crude oil is exported to European, Asia-Pacific, and CIS countries, sold on international markets, and supplied to the Company’s own refineries in Russia and abroad.

In general, the Company continues diversifying its oil supply channels, while increasing crude oil exports to the east. Amid growing competition in the oil market, the Company is focused on boosting export volumes under long-term contracts, including oil supplies to China National Petroleum Corporation (CNPC) and supplies to Europe under direct contracts. In 2018, Rosneft signed long-term contracts with Grupa Lotos to supply from 6.4 mmt to 12.6 mmt of oil to Poland and with Total Oil Trading to supply from 4.8 mmt to 10.8 mmt of oil to Germany. The Company also captures opportunities of expanding partnerships through short-term contracts. In November 2018, Rosneft and China National Chemical Corporation (ChemChina) signed a contract to supply up to 2.4 mmt of ESPO crude annually via the port of Kozmino. Thanks to the contract, the Company can increase direct oil supplies to China, which is a strategic market for Rosneft. It also signed annual contracts with Shell and Eni to export 3.9 mmt of crude oil to Germany, and with Socar Trading to supply up to 1 mmt of oil to Socar’s Turkish refinery. The Company continues its cooperation with the Republic of Belarus, and in 2019 it signed contracts with Naftan, Belarusian Oil Company and Mozyr Oil Refinery to supply them with up to 8.7 mmt of oil. In February 2017, Rosneft also signed a contract with the government of Iraqi Kurdistan for sale and purchase of oil in 2017–2019. This contract expands the Company’s trading opportunities and bolsters the efficiency of supplying feedstock to Rosneft’s refineries abroad.

The Company is consolidating its competitive position in the European market through the operation of its German refineries. As of 1 January 2017, following the restructuring of the ROG joint venture with BP Plc Rosneft’s indirect interest in the Bayernoil Refinery increased from 12.5% to 25%, in the MiRO Refinery from 12% to 24%, and in the PCK Refinery (Schwedt) from 35.42% to 54.17%. The Gelsenkirchen Refinery is now fully controlled by BP Plc. In December 2019, Rosneft Deutschland closed the deal to acquire 3.57% of shares in Bayernoil Raffineriegesellschaft mbH oil refinery from BP Europa SE, increasing its stake to 28.57%. As a result, the Company saw its share in the refining capacities of Bayernoil Refinery grow to almost 3 mmtpa, its total throughput in Germany now reaching 12.8 mmtpa, which strengthened its positions both in Bavaria, one of the largest industrial regions of Germany, and in Austria. Rosneft is currently the third largest player in the German refining market. Its capacities provide, on average, oil refining depth of 93% and refinery complexity of 9.0, according to the Nelson Index.

The local operator is Rosneft Deutschland GmbH. This subsidiary manages the supply of crude to Rosneft-owned refineries (PCK Raffinerie GmbH, MiRO, Bayernoil) and the sales of petroleum products.

Rosneft is consistent in its expansion efforts in the Asia-Pacific Region. Rosneft closed a strategic deal to acquire a 49% stake in Essar Oil Limited in August 2017 (Nayara Energy Limited since June 2018). The acquisition of a stake in the best-in-class asset with a significant upside potential enabled the Company to enter the oil refining market of India, one of the fastest growing emerging markets. The Vadinar Refinery strategy is currently being shaped, with a focus on the setup of petrochemical production and entry to the Indian petrochemical market. In March 2019, Nayara Energy Limited launched its first high-tech railway terminal for fuels and lubricants. Located in Wardha, the state of Maharashtra, it has an area of over 200 thousand sq m and a capacity of about 16 mln litres. Petroleum products will be supplied from the Vadinar Refinery, the state of Gujarat. Thanks to the unique location of the railway terminal, Nayara Energy will be able to meet the needs of customers and partners operating in the eastern Vidarbha region of Maharashtra. As an environmentally responsible company, Nayara Energy has launched a 300 kVA solar power plant at the terminal. The power plant is designed to generate 450 thousand kWh per year.

Rosneft’s main competitors in Russian oil exports are vertically integrated companies such as LUKOIL, Surgutneftegas, Gazprom Neft, and Tatneft. Meanwhile, all Russian oil producers have their own export schedule for oil transportation outside the Russian customs zone based on equal access to the oil trunk pipeline system and seaport terminals. Key competitors supplying other crude oil grades to export markets are international and national oil companies such as Shell, ВР, ExxonMobil, Chevron, Total, Equinor, Saudi Aramco, NIOC, etc.

The Company consistently supplies petroleum products to the domestic market in required quantities. Rosneft is a major player in the Russian wholesale motor gasoline and diesel fuel market. The Company expanded its Russian retail chain to 3,006 filling stations at year-end 2019, offering petroleum products in all federal districts. The Company relies on extensive proprietary and third-party infrastructure to market and distribute petroleum products (oil depots, filling stations), which takes into account the capacity of regional markets and consumer demand. The Rosneft trademark is one of the most recognisable for petroleum products across the regions where the Company operates and is associated with quality fuel on sale at filling stations.

In 2019, despite a year-on-year decrease in refining volumes in Russia due to major overhauls at the refineries in Saratov, Syzran, Kuibyshev, Tuapse and Achinsk, Rosneft increased supplies of Euro 5 gasoline to the domestic market against a backdrop of a negative domestic gasoline premium. Other Russian oil refining companies mostly cut their volumes of Euro 5 gasoline supply to the domestic market.

The Company exports its petroleum products, just like crude oil, to European, Asia-Pacific, and CIS countries. Its competitive advantage lies in its ability to maintain stable relations with foreign partners, and, specifically, expand and renew petroleum product supply contracts. In partnership with Petrocas Energy JV, in which Rosneft holds a 49% stake, the Company ships petroleum products to the Mediterranean market, primarily to Turkey and Greece. In the first quarter of 2017, Rosneft and Turkey’s Demiroren Group Companies signed a product supply agreement for 2018–2020. In 2019, the actual supply volume amounted to 0.6 mmt of diesel fuel with ultra low sulphur content of 10 ppm. As the Company seeks to expand cooperation with end consumers, it signed a contract with Japan’s JXTG Nippon for the supply of over 0.7 mmt of gasoline and gas mixture in 2019. In the first half of 2018, the Company signed long-term contracts for the supply of gasoline and diesel fuel with Mongolia’s largest importers of petroleum products. The total value of contracts amounts to USD 2.1 bln. For over 10 years on the Mongolian fuel market, Rosneft has boosted its share to 80%.

On 1 January 2019, Rosneft Deutschland GmbH initiated the direct sales of petroleum products manufactured at the three German refineries partially owned by Rosneft. The product mix includes gasoline, diesel, heating oil, jet fuel, LPG, bitumen, fuel oil and petrochemical products. The company is a leader in the German petroleum product wholesale market. The company supplies petroleum products directly from three German oil refineries partially owned by Rosneft, as well as from over 30 German terminals by road, rail, and river. The company’s customer base includes more than 500 enterprises in Germany, Poland, the Czech Republic, Switzerland, Austria, and France.

Over the past year, the company’s customer base has grown by 30%, with bitumen products delivered to Poland, Austria, the Czech Republic, Switzerland, France and other countries.

Russia’s Oil Refining Dynamics, mmt
* Source: CDU TEK, Rosneft’s reports

Apart from that, Rosneft Deutschland has signed contracts on into-plane fuelling with airports in Munich and Berlin (Tegel and Schönefeld) as part of its jet fuel market share expansion in Germany. Rosneft Deutschland owns a stake in the PCK Refinery in Brandenburg, which produces ca. 300 ktpa of jet fuel, accounting for almost a half of the total kerosene consumed at Berlin airports.

Alongside Rosneft, Russian oil majors LUKOIL, Surgutneftegas, Gazprom Neft, Tatneft and other oil companies offer petroleum products in the domestic market. Key competitors in export markets include transnational oil companies Shell, ВР, Total, ExxonMobil, Chevron, etc.

The Company is also developing its gas business, with a focus on production technologies, efficient gas monetisation by building a portfolio of long-term supply contracts and participating in LNG production projects as well as in Russia’s gas motor fuel development programme, and the work to create equal conditions for access to infrastructure facilities and consumers.

Developing an NGV filling station network in Russia is one of Rosneft’s key priorities in the retail business and one of the most important focus areas, since it enables the Company to expand its competitive advantages in the domestic market. In November 2018, Rosneft and Beijing Gas Group Company Limited (Beijing Gas) signed a joint venture agreement for construction and operation of an NGV filling station network in Russia based on Vankorskoye UTT. Under the terms of this agreement, Beijing Gas will own a 45% stake in the JV. The parties are planning to build about 170 NGV filling stations in Russia. They will also be considering options for using LNG as a motor fuel.

Rosneft is also building up its trading potential and trading competencies in the international LNG market.

Russia’s Oil Refining Breakdown, mmt
Russia’s Oil Refining Breakdown
* Source: CDU TEK, Rosneft’s reports
Russia’s motor fuel productionReporting data. Rosneft’s diesel fuel volumes do not include marine fuel., mmt
Russia’s motor fuel production
Source: CDU TEK

Обзор рынка и конкурентная среда

Переработка и коммерция

«Роснефть» является крупнейшим переработчиком в Российской Федерации. В состав перерабатывающего блока Компании входят 13 крупных нефтеперерабатывающих заводов, а также нефтехимические и газоперерабатывающие предприятия, расположенные в пяти федеральных округах: Центральном, Приволжском, Южном, Сибирском и Дальневосточном. Деятельность Компании в области нефтепереработки в первую очередь направлена на выполнение стратегической задачи по обеспечению внутреннего рынка высококачественными нефтепродуктами, включая удаленные регионы страны. Так, Ачинский и Комсомольский НПЗ и Ангарская НХК являются ключевыми поставщиками моторных топлив для районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, гарантируя бесперебойное снабжение и сдерживая рост цен, который неизбежно наблюдался бы в случае поставок нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов Центральной России. В 2019 году, являясь крупнейшим поставщиком моторного топлива в Дальневосточный федеральный округ, ПАО «НК «Роснефть» обеспечило стабильность мелкооптовых и розничных цен в регионе за счет наращивания поставок (+15 % к 2018 году). При этом механизм дальневосточной надбавки к демпферу так и не был реализован на практике ввиду отсутствия подзаконных актов Правительства Российской Федерации и ФАС России, определяющих порядок его применения.

В целом, в отличие от основной части других российских производителей, для нефтеперерабатывающих предприятий Компании характерна значительная в силу географического расположения удаленность от экспортных рынков, что ограничивает экономическую эффективность переработки. В то же время продолжается работа по подключению нефтеперерабатывающих заводов Компании к системе магистральных продуктопроводов АК «Транснефть». В 3-м квартале 2019 года в эксплуатацию введен нефтепровод-отвод «ВСТО – ​Комсомольский НПЗ» мощностью 8 млн т в год. Завершение строительства позволит Компании повысить надежность поставок нефтепродуктов в Дальневосточный федеральный округ. Финансирование данного проекта осуществлялось Компанией в рамках соглашения об установлении долгосрочного тарифа с ПАО «Транснефть». Общий объем инвестиций по подключению Комсомольского НПЗ к системе магистральных нефтепроводов составил 50 млрд руб.

На предприятиях нефтепереработки ПАО «НК «Роснефть» продолжается реализация проектов развития и поддержания действующих мощностей. В марте 2019 года АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», дочернее общество ПАО «НК «Роснефть», завершило модернизацию установки каталитического риформинга с заменой реакторов на блоке риформинга. Итогом проделанной работы стало увеличение октанового числа получаемого компонента автобензина до 97 пунктов по исследовательскому методу. Кроме того, был осуществлен перевод установки на трехлетний межремонтный пробег, что существенно повысило экономические показатели эксплуатации установки, а также уровень экологической и промышленной безопасности завода.

ПАО «НК «Роснефть» как экологически ответственная компания постоянно совершенствует и расширяет разработку и производство высокотехнологичных видов нефтепродуктов с улучшенными экологическими характеристиками.

В 2018 году Компания первой в России начала выпуск и продажу бензина «Евро‑6» и постепенно расширила географию его реализации в 2019 году. В настоящее время бензин «Евро-6» реализуется на 727 АЗС Компании в Башкирии, Краснодарском крае, Республике Адыгея, Тульской, Калужской, Рязанской и Владимирской областях, в Москве и Московской области, а также мелким оптом. Компания также приступила к выпуску на Уфимском нефтеперерабатывающем комплексе автомобильного бензина АИ‑100. Розничные продажи АИ-100 начались Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Оренбургской, Свердловской, Брянской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Ростовской, Архангельской, Самарской и Ульяновской областях и Краснодарском крае.

На Комсомольском НПЗ в 2019 году налажено производство малосернистого судового топлива RMLS, соответствующего требованиям IMO 2020.

Специалисты ООО «РН-ЦИР» (входит в состав корпоративного научно-проектного комплекса «Роснефти») при содействии ООО «РН-Смазочные материалы» в марте 2019 года запатентовали способ получения экологически чистого технического масла TDAE (Treatment Distillated Aromatic Extract), используемого для производства синтетических каучуков, шин и резинотехнических изделий. Реализация данного способа позволит Компании стать ведущим производителем и поставщиком безопасного и высококачественного масла TDAE для производства синтетического каучука, шин и резинотехнических изделий.

Действующая программа инновационного развития ПАО «НК «Роснефть» направлена на замещение импортных технологий в производстве высококачественных нефтепродуктов. Одной из главных задач программы является переход нефтеперерабатывающих заводов Компании на использование катализаторов собственного производства, что позволит снизить риски зависимости от зарубежной продукции, оптимизировать затраты на нефтепереработку и увеличить конкурентоспособность перерабатывающего сегмента «Роснефти».

В настоящее время ключевую роль в развитии программы импортозамещения производства присадок и катализаторов играют специализированные предприятия Компании: Ангарский завод катализаторов и органического синтеза, Новокуйбышевский завод катализаторов, ООО «РН-Кат», предприятия корпоративного научно-проектного комплекса («РН-ЦИР» и «ВНИИНП»), которые занимаются разработкой и выпуском собственных образцов высокотехнологичной продукции для нефтеперерабатывающей отрасли.

Предприятия корпоративного научно-проектного комплекса

В 2018 году Компания начала использовать катализаторы Ангарского завода катализаторов и органического синтеза на установках по производству водорода на Куйбышевском НПЗ и Рязанской НПК. Ранее такие же ангарские катализаторы заменили импортные аналоги парового риформинга метана на водородных установках «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-Новойл» и Сызранского НПЗ. Доля собственных катализаторов парового риформинга при производстве водорода на НПЗ Компании достигла 77 % в 2019 году.

Рязанский НПЗ начал использовать на установке каталитического риформинга бензинов катализаторы Ангарского завода катализаторов и органического синтеза для производства бензинов «Евро‑5», а также инновационных бензинов – ​«Евро‑6» и АИ‑100.

Компания «РН-Кат», специализированное предприятие ПАО «НК «Роснефть» по производству катализаторов, провела в 2019 году на базе уфимской группы НПЗ Компании промышленные испытания первой партии катализаторов для процессов гидроочистки, которые позволяют производить дизельное топливо в соответствии со стандартом «Евро‑5». Это первый катализатор гидроочистки для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги.

Реализация системы «Цифровой завод» осуществляется в рамках выполнения Стратегии Компании «Роснефть – ​2022», ориентированной на качественное изменение по всем направлениям бизнеса. В 2019 году испытание и внедрение системы «Цифровой завод» проводилось на установках и системах Комсомольского НПЗ, Новокуйбышевского НПЗ, Рязанского НПК, Сызранского НПЗ.

Компания – ​активный участник рынка нефти и нефтепродуктов как в России, так и за ее пределами. «Роснефть» является крупнейшим экспортером нефти в Российской Федерации. Экспорт нефти осуществляется в страны Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и СНГ, нефть реализуется на международном рынке и поставляется на переработку на нефтеперерабатывающие заводы в Российской Федерации и зарубежные НПЗ.

В целом Компания продолжает успешно диверсифицировать каналы поставки нефти при общем наращивании экспорта сырья в восточном направлении. В условиях растущей конкуренции на нефтяном рынке Компания уделяет особое внимание увеличению объемов экспортных поставок по долгосрочным контрактам, включая поставки нефти по контрактам с КННК (CNPC), а также поставки по прямым договорам в Европу. В 2018 году были заключены долгосрочные контракты на поставку нефти в Польшу в объеме от 6,4 млн до 12,6 млн т с компанией Grupa Lotos и в Германию объемом от 4,8 млн до 10,8 млн т с компанией Total Oil Trading. «Роснефть» также использует возможности расширения партнерских связей на базе краткосрочных контрактов. ПАО «НК «Роснефть» и Китайская национальная химическая корпорация (China National Chemical Corporation, ChemChina) в ноябре 2018 года подписали контракт, предусматривающий поставку нефти сорта ВСТО в течение года в объеме до 2,4 млн т через порт Козьмино. Заключение контракта дает возможность увеличить прямые поставки нефти на стратегический для Компании рынок Китая. Также были подписаны годовые контракты с Shell и Eni на экспорт сырья в Германию объемом 3,9 млн т и c Socar Trading на поставку нефти в адрес турецкого нефтеперерабатывающего завода в объеме до 1 млн т. В рамках сотрудничества с Республикой Беларусь Компания в 2019 году заключила договоры с ОАО «Нафтан», ЗАО «БНК» и ОАО «Мозырский НПЗ» на поставку нефти общим объемом до 8,7 млн т. В феврале 2017 года заключен контракт с правительством Иракского Курдистана на покупку и продажу нефти на период 2017–2019 годов. Выполнение этого контракта расширяет трейдинговые возможности Компании и позволяет увеличить эффективность поставок сырья на зарубежные НПЗ Компании.

Укреплению конкурентных позиций Компании на европейском рынке способствует переработка нефти на НПЗ, расположенных в Германии. С 1 января 2017 года в результате реструктуризации СП ROG с BP Plc увеличились косвенные доли участия ПАО «НК «Роснефть» в НПЗ Bayernoil – ​до 25 % (с 12,5 %); НПЗ MiRO – ​до 24 % (с 12 %); НПЗ PCK (г. Шведт) – ​до 54,17 % (с 35,42 %), контроль над НПЗ Gelsenkirchen полностью перешел к BP Plc. В декабре 2019 года Rosneft Deutschland завершила сделку по приобретению у BP Europa SE 3,57 % акций НПЗ Bayernoil Raffineriegesellschaft mbH. В результате Компания увеличила свою долю в НПЗ до 28,57 %. Благодаря закрытию сделки Компания нарастила долю в перерабатывающих мощностях НПЗ Bayernoil почти до 3 млн т в год, а общий объем переработки Компании на НПЗ Германии – до 12,8 млн т в год. Приобретение доли в НПЗ Bayernoil укрепило позиции Компании как в Баварии, являющейся одним из крупнейших промышленных регионов Германии, так и в Австрии. «Роснефть» на текущий момент – ​третий по величине игрок на немецком рынке нефтепереработки. Средняя глубина переработки мощностей – ​93 %, средний индекс сложности по Нельсону – ​9,0.

Операционная деятельность осуществляется дочерним предприятием Rosneft Deutschland GmbH. Эта компания управляет как поставками сырья в адрес НПЗ, доли в которых принадлежат ПАО «НК «Роснефть» (PCK Raffinerie GmbH, НПЗ MiRO, НПЗ Bayernoil), так и продажами нефтепродуктов.

ПАО «НК «Роснефть» последовательно реализует планы по расширению своего присутствия на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. В августе 2017 года «Роснефть» успешно завершила стратегическую сделку по приобретению 49 % акций Essar Oil Limited (с июня 2018 года – ​Nayara Energy Limited). Приобретение доли в первоклассном активе со значительным потенциалом развития позволило Компании выйти на рынок нефтепереработки Индии – ​один из наиболее динамично развивающихся мировых рынков. В настоящее время разрабатывается программа развития НПЗ Вадинар, включая организацию нефтехимического производства и выход на индийский нефтехимический рынок. В марте 2019 года Nayara Energy Limited запустила в эксплуатацию первый высокотехнологичный железнодорожный терминал горюче-смазочных материалов. Терминал площадью более 200 тыс. кв. м и мощностью около 16 млн литров нефтепродуктов расположен в городе Вардха, штат Махараштра. Нефтепродукты будут поставляться компанией с принадлежащего ей НПЗ Вадинар, штат Гуджарат. Благодаря уникальному расположению терминала Nayara Energy сможет удовлетворять потребности клиентов и партнеров, работающих в регионе Видарбха (находится на востоке штата Махараштра). Уделяя особое внимание заботе об окружающей среде, Nayara Energy на территории терминала запустила солнечную электростанцию мощностью 300 кВА. Установка будет производить 450 тыс. кВт•ч в год.

Наряду с ПАО «НК «Роснефть» поставки российской нефти на внешний рынок осуществляют российские вертикально интегрированные нефтяные компании ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Татнефть». При этом поставки нефти на экспорт всех российских производителей осуществляются на основании графика транспортировки нефти за пределы территории Российской Федерации, основанного на принципе равнодоступности к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах. Основными конкурирующими поставщиками других сортов нефти на внешних рынках являются международные и национальные нефтяные компании, включая Shell, BP Plc, ExxonMobil, Chevron, Total, Equinor, Saudi Aramco, NIOC и др.

Компания стабильно поставляет на внутренний рынок необходимые объемы нефтепродуктов. «Роснефть» является одним из крупнейших участников оптового рынка автомобильных бензинов и дизельного топлива в Российской Федерации. Компания увеличила свою розничную сеть АЗС в России до 3 006 АЗС по состоянию на конец 2019 года. Продажа нефтепродуктов на внутреннем рынке проводится во всех федеральных округах Российской Федерации. В распоряжении Компании находится значительная собственная и привлеченная инфраструктура нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, АЗС/АЗК), которая учитывает емкость региональных рынков и наличие платежеспособного спроса. Товарный знак ПАО «НК «Роснефть» является одним из самых узнаваемых на рынке нефтепродуктов в регионах деятельности Компании и ассоциируется у потребителей с высоким уровнем качества топлива, продаваемого на АЗС.

В 2019 году «Роснефть», несмотря на снижение объемов переработки в Российской Федерации по сравнению с 2018 годом в связи с проведением крупных капитальных ремонтов на площадках Саратовского, Сызранского, Куйбышевского, Туапсинского и Ачинского НПЗ, увеличила поставки автобензина «Евро‑5» на внутренний рынок в условиях отрицательной премии внутреннего рынка по бензинам. Другие российские нефтепереработчики в основном снизили объемы поставок автобензина «Евро‑5» на рынок Российской Федерации.

Экспорт нефтепродуктов, так же как и нефти, осуществляется в страны Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и СНГ. Конкурентным преимуществом Компании является умение поддерживать стабильные отношения с зарубежными партнерами, включая расширение и возобновление контрактов по поставке нефтепродуктов. В рамках деятельности СП Petrocas Energy (доля ПАО «НК «Роснефть» – ​49 %) осуществляются поставки нефтепродуктов на рынок Средиземноморья, преимущественно в Турцию и Грецию. В 2017 году ПАО «НК «Роснефть» и турецкая Demiroren Group Companies подписали соглашение о поставках нефтепродуктов в период 2018–2020 годов. Фактический объем поставок в 2019 году составил 0,6 млн т дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы 10 ppm. В ходе расширения сотрудничества с конечными потребителями заключен контракт с японской компанией JXTG Nippon, предусматривающий поставку более 0,7 млн т бензино-газовой смеси в 2019 году. В первом полугодии 2018 года подписаны долгосрочные контракты на поставку бензинов и дизельного топлива с крупнейшими монгольскими импортерами нефтепродуктов. Общая стоимость контрактов – ​2,1 млрд долл. США. За десять лет присутствия на монгольском топливном рынке доля ПАО «НК «Роснефть» выросла до 80 %.

1 января 2019 года Rosneft Deutschland GmbH приступила к прямым продажам нефтепродуктов. Компания осуществляет реализацию всех нефтепродуктов, которые производятся Rosneft Deutschland на трех немецких НПЗ с долей участия ПАО «НК «Роснефть», включая бензин, дизель, печное топливо, авиатопливо, сжиженный углеводородный газ, битум, мазут и продукты нефтехимического производства. Компания выступает ведущим оптовым поставщиком нефтепродуктов на рынке Германии. Компания поставляет нефтепродукты напрямую с трех НПЗ в Германии с долей участия ПАО «НК «Роснефть», а также с более чем 30 отгрузочных терминалов на территории Германии, используя автомобильный, железнодорожный и речной транспорт. Клиентская база компании насчитывает более 500 предприятий в Германии, Польше, Чехии, Швейцарии, Австрии и Франции.

За прошедший год клиентская база немецкой компании выросла на 30 %. Битумная продукция была поставлена в Польшу, Австрию, Чехию, Швейцарию, Францию и другие страны.

Динамика переработки нефти в Российской Федерации, млн т
* Источник ЦДУ ТЭК, «Роснефть» – данные отчетности.

В рамках расширения присутствия на немецком рынке авиатоплива Rosneft Deutschland заключила контракты на выполнение заправки «в крыло» с аэропортами Мюнхен, Тегель и Шенефельд. Rosneft Deutschland, являясь акционером НПЗ PCK в Бранденбурге, производит около 300 тыс. т авиатоплива в год, что составляет около половины всего объема керосина, потребляемого в берлинских аэропортах.

Наряду с ПАО «НК «Роснефть» продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке осуществляются такими крупными компаниями, как ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Татнефть» и другими. На внешнем рынке основными конкурирующими поставщиками нефтепродуктов являются такие крупнейшие международные нефтегазовые компании, как Shell, BP Plc, Total, ExxonMobil, Chevron и другие.

Компания уделяет особое внимание развитию газового бизнеса, в том числе повышению технологичности производства, эффективной монетизации газа, включая формирование долгосрочного портфеля контрактов на поставку, участие в проектах по производству СПГ, программе развития газомоторного топлива в Российской Федерации, а также работе по созданию равных условий доступа к инфраструктурным мощностям и потребителям.

Развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в России является одним из ключевых приоритетов «Роснефти» в розничном бизнесе и одним из важнейших направлений, позволяющих расширить конкурентные преимущества Компании на внутреннем рынке. ПАО «НК «Роснефть» и Beijing Gas Group Company Limited (далее – ​Beijing Gas) в ноябре 2018 года заключили соглашение по созданию совместного предприятия по строительству и эксплуатации в России сети АГНКС на базе ООО «Ванкорское УТТ». По условиям соглашения Beijing Gas получит долю 45 %. Стороны построят в России около 170 АГНКС, а также рассмотрят возможности использования СПГ в качестве моторного топлива.

«Роснефть» также наращивает трейдинговый потенциал и трейдинговые компетенции на международном рынке СПГ.

Структура переработки нефти в Российской Федерации, млн т
Источник ЦДУ ТЭК, «Роснефть» – данные отчетности.
Производство моторных топлив в Российской ФедерацииДанные отчетности. Объемы дизельного топлива «Роснефти» указаны без учета судового топлива., млн т
Источник: ЦДУ ТЭК