Market Overview and Competitive Landscape

Overview of Key Taxation Changes in the Russian Federation with the Largest Impact on the Company’s Financial and Business Operations

Tax policy in the oil industry: tax manoeuvre completion and AIT introduction

Completion of the tax manoeuvre in the oil industry

On 1 January 2019, the Russian Tax Code and Russian Law on the Customs Tariff were amended to effect a phased reduction in export duties on oil, gas condensate and petroleum products until they are reduced to zero in 2024, with an equivalent increase in MET for oil and gas condensate.

Additionally, the tax manoeuvre ended with the adoption of the so-called reverse excise tax on petroleum feedstock, a scheme providing for an excise tax to be levied when crude oil is sent to a refinery with increased deductions received. The right to receive the reverse excise tax and to have relevant amounts reimbursed by the government is granted to the owners of petroleum feedstock sent for refining (including under tolling arrangements) in Russia.

Introduction of reverse excise tax on petroleum feedstock

The excise tax rate per tonne of petroleum feedstock to be refined depends on the actual past-month macroeconomic performance (Urals price and USD rate) and the refinery's product portfolio. An increased rate applies to refineries located in certain regions. For example, the highest multipliers are used in the excise tax calculation formulas for the Krasnoyarsk Territory (1.5) and Irkutsk Region (1.4).

The reverse excise tax also contains the so-called damping component (damper), which increases (in case of a positive damper) or decreases the final amount of excise tax reimbursed by the government, depending on the volume of motor gasoline and diesel fuel produced and supplied by the taxpayer to the domestic market, as well as the difference between the export alternative and notional domestic prices. Simultaneously, the MET calculation formula for oil was changed to include C MGDF, an additional summand increasing the rate in case of a positive damper.

Formula of reverse excise tax on petroleum feedstock
Excise tax due Tax deduction amount Amount to be reimbursed by the government (reverse excise tax)
E PF × V PF E PF × V PF × 2 + СDAMP E PF × V PF × 2 + СDAMP

E PF is the excise tax rate depending on the actual past-month macroeconomic performance, the portfolio of products made at the refinery and refinery location;

V PF is the volume of petroleum feedstock sent for refining;

C DAMP is a damping component determined depending on the volume of motor gasoline and class 5 diesel fuel sold domestically and the difference between the domestic and international prices for these petroleum products (can be either positive or negative). The CDAMP calculation formula effective since 1 January 2019, was adjusted on 1 July 2019.

Tax on additional income from production of hydrocarbons

picture

With effect from 1 January 2019, a limited number of oil production projects in Russia (see below for applicability criteria) are subject to a tax on additional income from hydrocarbon extraction (AIT).

AIT applicability
Group Geographic location of subsoil areas Depletion level as at 1 January 2017 Notes
1 Sakha Republic (Yakutia), Irkutsk Region, Nenets Autonomous Area, Yamal-Nenets Autonomous Area, north of the 65th parallel north, Krasnoyarsk Territory, Caspian Sea Below 5% Right of one-time exemption from AIT payment
2 No applicable limitations No applicable limitations

Subsoil areas include reserves of the fields specified in Note 8 to the EAEU Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity as at 1 January 2018.

Voluntary transition to AIT

3 Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra, Yamal-Nenets Autonomous Area, Komi Republic, Tyumen Region 20%–80% (10%–80% if the depletion level as at 1 January 2011 is below 1%) The subsoil areas are listed in the law
4 Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra, Yamal-Nenets Autonomous Area, Komi Republic, Tyumen Region Below 5% The subsoil areas are listed in the law

The AIT rate is 50% of the tax base determined individually for each subsoil area using the following formula:

For the purpose of AIT tax base calculation, the estimated revenue is determined based on the market prices for hydrocarbons, the capital expenditures are recognised when paid, and losses (including historical losses incurred in the development of subsoil areas of groups 1, 2 and 4) are carried forward with an annual indexation of 16.3%. Given the specifics of tax base calculation, AIT is actually paid after the start of commercial production in the subsoil area and reimbursement of losses incurred.

Transition to AIT does not exempt from MET, though payable at a much lower rate than usual, and export customs duties. Besides, subsoil areas belonging to groups 1 and 2 are expected to be exempt from oil export duties at the initial development stage (seven years from the beginning of commercial production).

Excise on Petroleum Products

With effect from 1 January 2019, excise duties on petroleum products increased as planned (excise duties grew by 50% for Euro5 motor gasoline and diesel fuel, and by 39% for middle distillates, compared to the rates applied from June 2018) and a reverse excise tax was introduced for dark marine fuel with an increased tax deduction (with rate 2) allowed when it is used as fuel for marine vessels and installations (structures).

VAT and Corporate Property Tax

On 1 January 2019, the generally applicable VAT rate increased from 18% to 20%, and movable property ceased to be subject to corporate property tax.

Excise rates for petroleum products in 2018–2019, RUB per tonne
Excisable goods 1 January to 31 May 2018 1 June to 31 December 2018 1 January to 31 December 2019
Motor gasoline
Non-compliant with EURO-5 13,100 13,100 13,100
EURO-5 compliant 11,213 8,213 12,314
Straight-run gasoline 13,100 13,100 13,912 The rates are determined using the following formulas: ESRG = 100 + 865  × Cadj for straight-run gasoline; EBPO = 800 + 774  × Cadj, where Cadj= 0.167, for benzene, paraxylene, orthoxylene.
Diesel fuel 7,665 5,665 8,541
Jet fuel 2,800 2,800 2,800
Motor oils 5,400 5,400 5,400
Benzene, paraxylene, orthoxylene 2,800 2,800 2,929 The rates are determined using the following formulas: ESRG = 100 + 865  × Cadj for straight-run gasoline; EBPO = 800 + 774  × Cadj, where Cadj= 0.167, for benzene, paraxylene, orthoxylene.
Middle distillates 8,662 6,665 9,241
Dark marine fuel 2,100For fuel sold by an organisation registered as an entity engaged in petroleum feedstock refining, and produced at the refining facilities located in the Khabarovsk Territory; in other cases of sale (receipt) of dark marine fuel, the excise is equal to zero.

Further changes in tax legislation

A number of laws adopted in 2019 provide for further changes in the oil industry's fiscal regime. Some of the new tax measures with the greatest impact on the Company include:

  • adjustment of MET on oil due to the changing damper mechanism
  • to compensate for additional budget expenses arising out of the changing damper mechanism, which is used as part of the reverse excise tax on petroleum feedstock, from 1 January 2020, the C MGDF coefficient used to increase MET rate for oil will be supplemented with a new increment in the amount commensurate with the new damper (the new damper calculation formula has been in use since 1 July 2019 and is generally meant to increase excise deductions compared to the previously used formula);
  • changes in middle distillate excise taxation
  • From 1 April 2020, the middle distillates category used for excise calculation and payment purposes will be significantly expanded to include nearly all heavy petroleum products, with certain exceptions listed in Article 181 of the Russian Tax Code.

From the said date, a new middle distillate excise rate formula will apply. The formula is linked to the excise rate for diesel fuel and prices for diesel fuel. An increased tax deduction (with coefficient 2) will be introduced for middle distillates used as fuel for electricity and/or heat generation, and the tax deduction will increase for the sale of middle distillates as a bunker fuel taken outside of the Russian Federation as supplies.

Обзор рынка и конкурентная среда

Обзор основных изменений налогообложения Российской Федерации, оказавших наибольшее влияние на производственную и финансовую деятельность Компании

Налоговый режим в нефтяной отрасли: завершение налогового маневра и введение НДД

Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», предусматривающие поэтапное снижение вывозных таможенных пошлин на нефть, газовый конденсат и нефтепродукты, вплоть до полного их обнуления с 2024 года, и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газовый конденсат в размере, равном снижению пошлин.

Также в рамках завершения налогового маневра был введен так называемый возвратный акциз на нефтяное сырье – ​механизм, предполагающий начисление акциза при направлении нефтяного сырья на переработку и получение вычета в повышенном размере. Право на получение возвратного акциза и возмещение соответствующих сумм из бюджета имеют организации – ​собственники нефтяного сырья, направляемого на переработку (в том числе на давальческой основе) в Российской Федерации.

Введение возвратного акциза на нефтяное сырье

Размер возвратного акциза на 1 т нефтяного сырья, направленного на переработку, зависит от фактически сложившихся макропараметров за истекший месяц (цена нефти Urals и курс доллара США) и корзины производимых на НПЗ продуктов. Для НПЗ, расположенных в отдельных регионах, установлен повышенный размер возвратного акциза: наибольшие значения повышающего коэффициента в формуле расчета акциза установлены для Красноярского края (1,5) и Иркутской области (1,4).

Также при определении суммы возвратного акциза учитывается так называемая демпфирующая составляющая (или демпфер), увеличивающая (при положительном демпфере) или уменьшающая итоговый размер возмещения акциза из бюджета в зависимости от объема поставок налогоплательщиком произведенных им автомобильного бензина и дизельного топлива на внутренний рынок, а также соотношения величины экспортной альтернативы и условных цен внутреннего рынка продуктов. Одновременно в формулу расчета НДПИ на нефть было включено новое дополнительное слагаемое Кабдт, увеличивающее ставку налога в случае положительного демпфера.

Формула возвратного акциза на нефтяное сырье
Сумма начисленного акциза Сумма налогового вычета Сумма к возмещению из бюджета (возвратный акциз)
АНС × VНС АНС × VНС × 2 + КДЕМП АНС × VНС + КДЕМП

АНС – ​ставка акциза, зависящая от фактических макропараметров за истекший месяц, корзины производимых на НПЗ продуктов и региона расположения НПЗ;

VНС – ​количество направленного на переработку нефтяного сырья;

КДЕМП – ​демпфирующая составляющая, определяемая в зависимости от объема реализации автомобильного бензина и дизельного топлива класса 5 на внутреннем рынке и соотношения цен на данные нефтепродукты на внешнем и внутреннем рынках (может принимать положительное или отрицательное значение). Формула расчета КДЕМП, действовавшая с 1 января 2019 года, была скорректирована с 1 июля 2019 года.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

picture

С 1 января 2019 года в Российской Федерации для ограниченного числа проектов в нефтедобыче (см. ниже периметр применения) был введен налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

Периметр применения режима НДД
Группа Географическое расположение участков недр Выработанность на 01.01.2017 Примечания
1 Республика Саха (Якутия), Иркутская область, НАО, ЯНАО севернее 650 с. ш.; Красноярский край; Каспийское море Не более 5 % Право однократного отказа от НДД
2 Ограничения не установлены Ограничения не установлены

Участки недр включают запасы месторождений, указанных в Примечании 8 к ЕТН ВЭД ЕАЭС на 01.01.2018.

Добровольный переход на НДД

3 ХМАО – ​Югра, ЯНАО, Республика Коми, Тюменская область 20–80 % (10–80 % при условии, что на 01.01.2011 выработанность более 1 %) Перечень участков недр определен законом
4 ХМАО – ​Югра, ЯНАО, Республика Коми, Тюменская область Не более 5 % Перечень участков недр определен законом

НДД взимается по ставке 50 % от налоговой базы, определяемой обособленно по каждому участку недр по следующей формуле:

При определении налоговой базы по НДД расчетная выручка определяется исходя из рыночных цен на углеводороды, капитальные затраты учитываются в момент оплаты, убытки (в том числе исторические убытки при разработке участков недр первой, второй и четвертой групп) переносятся на будущее с ежегодной индексацией в размере 16,3 %. Учитывая особенности определения налоговой базы, НДД фактически уплачивается после начала промышленной добычи на участке недр и возмещения понесенных затрат.

При переходе на НДД сохраняется обязанность уплаты НДПИ, ставка которого существенно ниже общеприменимой ставки НДПИ, и вывозных таможенных пошлин. При этом для участков недр первой и второй групп предполагается освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть на первоначальном этапе разработки (до истечения семи лет с начала промышленной добычи).

Акцизы на нефтепродукты

С 1 января 2019 года были планово повышены ставки акцизов на нефтепродукты (по сравнению со ставками, действовавшими с июня 2018 года, ставки акцизов увеличились: на 50 % для автомобильного бензина класса «Евро‑5» и дизельного топлива; на 39 % для средних дистиллятов), а также введен возвратный акциз на темное судовое топливо, в рамках которого установлен повышенный налоговый вычет (с коэффициентом 2) при его использовании в качестве топлива для водных судов, установок (сооружений).

НДС и налог на имущество организаций

С 1 января 2019 года с 18 до 20 % увеличена общеприменимая ставка НДС; из объекта налогообложения налогом на имущество организаций исключено движимое имущество.

Ставки акцизов на нефтепродукты в 2018–2019 годах, руб/т
Подакцизные товары С 01.01.2018 по 31.05.2018 С 01.06.2018 по 31.12.2018 С 01.01.2019 по 31.12.2019
Автомобильный бензин
не соответствующий классу «Евро‑5» 13 100 13 100 13 100
соответствующий классу «Евро‑5» 11 213 8 213 12 314
Прямогонный бензин 13 100 13 100 13 912 Ставки определяются по формулам: на прямогонный бензин – ​АПБ = 13 100 + 4 865 × Ккорр; на бензол, параксилол, ортоксилол – ​АБПО =  = 2 800 + 774 × Ккорр, где Ккорр = 0,167.
Дизельное топливо 7 665 5 665 8 541
Авиационный керосин 2 800 2 800 2 800
Моторные масла 5 400 5 400 5 400
Бензол, параксилол, ортоксилол 2 800 2 800 2 929Ставки определяются по формулам: на прямогонный бензин – ​АПБ = 13 100 + 4865 × Ккорр; на бензол, параксилол, ортоксилол – ​АБПО =  = 2 800 + 774× Ккорр, где Ккорр = 0,167.
Средние дистилляты 8 662 6 665 9 241
Темное судовое топливо 2 100В отношении топлива, реализованного организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и произведенного на нефтеперерабатывающих мощностях, расположенных в Хабаровском крае; в иных случаях реализации (получения) темного судового топлива ставка акциза равна 0.

Дальнейшие изменения налогового законодательства

В 2019 году принят ряд законов, предусматривающих дальнейшую корректировку фискального режима в нефтяной отрасли. К новацияшм, имеющим наибольшее значение для Компании, относятся:

  • корректировка НДПИ на нефть в связи с изменением механизма демпфера.
  • С 1 января 2020 года с целью компенсации дополнительных бюджетных расходов в связи изменением механизма демпфера, используемого в рамках возвратного акциза на нефтяное сырье, коэффициент Кабдт, увеличивающий ставку НДПИ на нефть, дополняется новой надбавкой, размер которой коррелирует с параметрами нового демпфера (новая формула расчета демпфера применяется с 1 июля 2019 года и предполагает в целом увеличение размера акцизного вычета по сравнению с ранее действующей формулой);
  • изменение акцизного налогообложения средних дистиллятов.
  • С 1 апреля 2020 года существенно расширяется понятие «средние дистилляты», используемое для целей исчисления и уплаты акцизов, в результате чего к средним дистиллятам будут отнесены практически все темные нефтепродукты, за рядом исключений, указанных в ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации.

С указанной даты устанавливается формула расчета ставки акциза на средние дистилляты, зависящая от ставки акциза на дизельное топливо и цен на дизельное топливо, вводится повышенный налоговый вычет (с коэффициентом 2) при использовании средних дистиллятов в качестве топлива для производства электрической и (или) тепловой энергии, а также увеличивается налоговый вычет при реализации средних дистиллятов в качестве бункерного топлива, вывозимого за пределы территории Российской Федерации в виде припасов.