Performance Results

Commerce and Logistics

Oil sales

Rosneft pursues a policy aimed at ensuring a balanced mix of oil monetisation channels, including refining at its own facilities in Russia and Germany, export sales under long-term contracts, tender-based spot transactions and domestic sales.

The Company continuously monitors the cost efficiency of its oil monetisation channels to maximise the share of high-margin channels in its overall sales structure.

In the reporting year, the Company supplied about 100.1 mmt of oil to Russian refineries. In addition to shipments to its refineries in Russia during 2019, the Company supplied 2.8 mmt of own oil to German refineries where it holds a stake.

The total sales to third parties in 2019 amounted to 155.0 mmt, including 5.6 mmt of oil sold domestically.

Oil Exports to FSU and Non-FSU Countries

In the reporting year, Rosneft’s FSU and non-FSU oil exports totalled 149.4 mmt. Eastbound exports, in particular pipeline supplies to China and sales via the Kozmino and De-Kastri ports, are the most profitable for the Company. In 2019, supplies in eastern direction, including international trading, reached 79.7 mmt, up 35% year-on-year. Oil produced in Russia accounted for 53.9 mmt of these supplies (up 7% year-on-year), with another 25.8 mmt sold through international trading units, which represents an almost threefold increase year-on-year. In addition, the Company exported 61.0 mmt of oil to Northwestern, Central, and Eastern Europe, the Mediterranean and other non-CIS countries, while also shipping 8.7 mmt to the CIS.

The bulk of crude oil is exported via the Transneft system, including the trunk pipeline network and ports. In the reporting year, we primarily exported crude oil via the following channels:

  • Pipeline: approximately 114.4 mmt (76.6% of total FSU and non-FSU exports), with 49.5 mmt of this volume shipped via ports, and around 64.9 mmt through pipelines to China, Belarus, and Central and Eastern Europe;
  • Rail and mixed transport: 2.2 mmt, accounting for 1.5% of total exports, excluding the effect of asset acquisition. These were mainly supplies via the Caspian Pipeline Consortium (CPC) running from the Tengiz field in Western Kazakhstan to the port of Novorossiysk;
  • Other, including shipments through the De-Kastri export terminal: 4.0 mmt.

Rosneft joined the CPC in 1996. It holds a 7.5% stake in the project via Rosneft Shell Caspian Ventures Ltd., a joint venture between the Company (51%) and Shell (49%).

Breakdown of Exports, %

Key Achievements

  • In 2019, eastbound oil supplies, including international trading, soared 35% to 79.7 mmt, with around 58.3 mmt shipped to China, up 17% year-on-year.
  • Shipments under a long-term contract with CNPC, our key counterparty, remained robust at 40.0 mmtpa.
  • Rosneft’s trading subsidiaries shipped 28.7 mmt of third-party oil to non-FSU countries, many times more than in 2018.
Commerce/logistics

Oil Supplies under Long-Term Contracts

In 2019, the Company continued supplying oil to China National Petroleum Corporation (CNPC) under the China-Russia government agreement. The supplies, which total 40.0 mmtpa, including 10.0 mmt transported through Kazakhstan, enable Rosneft to retain its presence in this strategic export market.

Expanding Cooperation with Oil and Petroleum Product Consumers

In 2019, the Company continued to focus on end-consumers, with exports exceeding 72 mmt.

In an effort to maintain and strengthen cooperation, we signed a two-year contract with PKN Orlen S. A. to supply oil to Poland via the Druzhba pipeline. We also obtained a three-year extension for the existing contract with this company to ship oil to refineries in the Czech Republic. Furthermore, Rosneft made an agreement with JXTG Nippon to supply ESPO and Sokol crude in 2020.

We continue to foster collaboration with end-consumers of petroleum products. In 2019, we shipped 0.7 mmt of stable natural gasoline to JXTG Nippon.

The Company steps up domestic sales of vacuum gasoil processed at TANECO and Orsknefteorgsintez refineries. Over the year, we supplied 27.4 kt of this product.

Результаты деятельности

Коммерция и логистика

Реализация нефти

ПАО «НК «Роснефть» проводит политику, направленную на обеспечение сбалансированности каналов монетизации нефти, в том числе переработки на собственных нефтеперерабатывающих мощностях в России и Германии, реализации на экспорт по долгосрочным контрактам и на основе спотовых продаж в ходе проводимых тендеров, а также реализации на внутреннем рынке.

Компания на постоянной основе осуществляет мониторинг экономической эффективности каналов монетизации нефти, что позволяет максимизировать долю высокомаржинальных каналов в общей структуре продаж.

В отчетном году ПАО «НК «Роснефть» поставило около 100,1 млн т нефти на заводы в России. Помимо поставок нефти на собственные НПЗ в России, Компания в 2019 году поставила 2,8 млн т собственной нефти на заводы с долей участия Компании в Германии.

Общий объем реализации нефти третьим лицам в 2019 году составил 155,0 млн т, включая 5,6 млн т нефти, проданной на внутреннем рынке.

Реализация нефти в страны дальнего и ближнего зарубежья

Объем реализации нефти в страны дальнего и ближнего зарубежья составил 149,4 млн т. Среди экспортных направлений реализации нефти экономически наиболее привлекательным для Компании является восточное направление – поставки по трубопроводу в Китай, реализация в портах Козьмино и Де-Кастри. Объем поставок в восточном направлении с учетом международного трейдинга в 2019 году составил 79,7 млн т, что на 35 % превышает аналогичный показатель прошлого года. Из них поставки российского ресурса составили 53,9 млн т, что на 7 % выше показателя 2018 года, а объемы поставки через международные трейдинговые подразделения – 25,8 млн т, что выше предыдущего года почти в три раза. Помимо этого, Компания реализовала 61,0 млн т нефти в Северо-Западную, Центральную и Восточную Европу, в страны Средиземноморья и по другим направлениям дальнего зарубежья. Экспорт в СНГ составил 8,7 млн т.

Основная часть экспортных поставок Компании осуществляется через мощности компании «Транснефть», включая сеть магистральных трубопроводов и порты. В отчетном году экспортные поставки осуществлялись в основном с использованием следующих транспортных маршрутов:

  • трубопроводным транспортом – около 114,4 млн т, что составило 76,6 % от общего объема реализации нефти в страны дальнего и ближнего зарубежья. 49,5 млн т из данного объема было экспортировано через порты, а около 64,9 млн т – посредством трубопровода в направлении Китая, Беларуси, Центральной и Восточной Европы;
  • железнодорожным и смешанным транспортом – 2,2 млн т, или 1,5 % от общего объема экспортных поставок без учета эффекта по приобретенным активам. В основном это поставки по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), пролегающего от Тенгизского нефтяного месторождения в Западном Казахстане до порта Новороссийск;
  • прочее, включая поставки через экспортный терминал Де-Кастри – 4,0 млн т.

ПАО «НК «Роснефть» участвует в проекте КТК с 1996 года через совместное предприятие «Роснефть Шелл Каспиэн Венчурс Лтд.» (доля в проекте – 7,5 %). Компания владеет 51 % акций в совместном предприятии, компании Shell принадлежит 49 %.

Структура экспортных поставок, %
Структура экспортных поставок, %

Ключевые достижения

  • Объемы реализации нефти в восточном направлении с учетом международного трейдинга в 2019 году выросли на 35 %, до 79,7 млн т, из них поставки нефти в Китай составили около 58,3 млн т, увеличившись на 17 %.
  • По долгосрочным контрактам с ключевым контрагентом «Китайской национальной нефтегазовой Корпорацией» объем поставок нефти в Китай сохраняется на высоком уровне в размере 40,0 млн т в год.
  • В страны дальнего зарубежья было реализовано около 28,7 млн т стороннего ресурса через трейдинговые подразделения Компании, что многократно превышает аналогичный показатель прошлого года.
Поставки нефти

Поставки нефти в рамках долгосрочных контрактов

В рамках соглашения между Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Российской Федерации продолжаются поставки нефти в адрес КННК в объеме 40 млн т в год, включая 10 млн т транзитом через территорию Республики Казахстан. Это позволяет сохранять присутствие Компании на одном из стратегических для «Роснефти» направлений.

Расширение сотрудничества с конечными потребителями нефти и нефтепродуктов

В течение 2019 года Компания продолжила сотрудничество с конечными потребителями. Экспортные поставки нефти в адрес конечных потребителей в 2019 году составили свыше 72 млн т.

В 2019 году в рамках сохранения и расширения сотрудничества с конечными потребителями нефти ПАО «НК «Роснефть» заключило долгосрочный контракт на два года с польской компанией PKN Orlen S.A. на поставку нефти по нефтепроводу «Дружба» в направлении Польши и пролонгировало на следующие три года контракт с PKN Orlen S.A. на поставку нефти на НПЗ в Чехии. Помимо этого был заключен контракт с компанией JXTG Nippon на поставку нефти сортов ESPO и «Сокол» в 2020 году.

Компания также продолжает развивать сотрудничество с конечными потребителями в рамках поставки нефтепродуктов. Так, в 2019 году в адрес JXTG Nippon было поставлено 0,7 млн т бензина газового стабильного (БГС).

Компания продолжает развивать поставки вакуумного газойля на внутреннем рынке Российской Федерации для дальнейшей переработки на НПЗ «Танеко» и Орском НПЗ. Всего за 2019 год было поставлено 27,4 тыс. т продукта.