Performance Results

Retail Sales

As at the year-end, Rosneft’s retail sales covered 66 Russian regions. We operate the largest and most geographically diverse retail chain in Russia, holding a leading position in most regions. We also have retail chains in Abkhazia, Belarus, and Kyrgyzstan. Rosneft is a leading Russian fuel brand in terms of recognition and quality perception.

As at 31 December 2019, the Company’s retail chain comprised 3,069 filling stations, including 63 in Belarus, Abkhazia, and Kyrgyzstan. Our own and leased filling stations operated 2,079 shops. Over the same period, the Company had 132 oil depots with a combined capacity of 2.2 mmcm and approximately a thousand gasoline tanker trucks in operation.

In 2019, Rosneft closed a deal to acquire a 100% equity stake in Petersburg Fuel Company. As a result, Rosneft established itself as a leader in one of its key regions, while also expanding its retail chain to 3,069 filling stations as at the year-end.

Petroleum product retail sales increased by 6% year-on-year to 14.5 mmt, mostly driven by the use of fuel cards (+ 16%), and average sales per filling station came in at 13.1 t per day.

In accordance with its retail business strategy, the Company took the following steps:

  • expanded the Family Team and BP Club loyalty programmes to cover 13.6 million people in 64 regions as at 31 December 2019;
  • launched virtual BP Club and Family Team cards issued via a mobile app to eliminate the need for a plastic card;
  • kicked off a service for exchanging bonus points or miles between the BP Club and Family Team programmes and the Aeroflot Bonus programme;
  • held a survey of Family Team and BP Club members, which showed a satisfaction level of 98–99%;
  • piloted fuel payments via Moscow Credit Bank’s World of Privileges mobile app. The service enables BP customers in Moscow, the Moscow Region, St Petersburg and Tver to pay for fuel without leaving the car;
  • launched a virtual B2B fuel card across our entire retail chain;
  • expanded sales geography for the better performing eco-friendly Euro-6 motor gasoline, a Top 100 product in Russia, to cover nine regions where our retail networks operate;
  • closed a deal to acquire a 100% equity stake in Petersburg Fuel Company, the largest independent motor fuel operator in St Petersburg;
  • refurbished 102 filling stations in the Rostov, Kursk and Belgorod regions as part of the TNK-to-Rosneft rebranding project;
  • increased the number of CNG modules at the existing filling stations to a total of 12. These modules service 2.5 thousand vehicles daily, with monthly sales standing at 1,7–2 mmcm;
  • continued to expand the food offering in cafés at filling stations by creating self-service areas and installing hot dog rollers. As at 31 December 2019, we served coffee at 2,530 outlets and hot dogs at 1,450 outlets, with self-service areas and coffee corners available at 780 outlets. Our retail stations saw hot drink revenue and non-fuel revenue for the year increase by 6% and 2% year-on-year, respectively;
  • carried on with the Active Sales programme, with sales targets set for key product categories at each filling station;
  • staged over 100 nationwide promos of various types at Rosneft, BP and Bashneft filling stations to boost non-fuel sales;
  • completed a project to overhaul 14 existing BP filling stations with a focus on the café offering, opened five additional small-size filling stations in the Moscow Region and Tver. The refurbished filling stations feature a single customer service area which accommodates a Wild Bean Café and a fuel section;
  • arranged for private label products (water, chocolate bars, wipes, and screen wash) to be sold at 35 subsidiaries;
  • performed over 9,000 checks at the filling stations in 47 Russian regions as part of the ongoing fuel quality assessment using mobile laboratories;
  • In 2019, the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology (Rosstandart) conducted 32 independent inspections across Russia, which covered 4 oil depots and 74 retail stations. The inspections confirmed the high quality of our motor fuel.
Retail Sales

Improvements in Retail Business Efficiency

In 2019, the Company continued with phased automation of all material flow measurements and introduction of a monitoring system keeping track of inventories at subsidiaries. As at 31 December 2019, we automated measurements at 81 oil depots and more than 2,900 filling stations and provided measuring instruments for 99% of material flows at filling stations and 79% at oil depots.

To ensure sustainable demand and maximise retail and wholesale customer loyalty, we will focus on:

  • developing a risk-based fuel quality management system across the supply chain, from refinery to consumer;
  • implementing an electronic system to guarantee the quality and quantity of petroleum products delivered in gasoline tanker trucks;
  • expanding the fuel offering in regions where Rosneft operates its retail chain;
  • expanding the non-fuel offering, including private label products and merchandise from other FMCG players;
  • developing digital communication channels at filling stations to acquire new customers and enhance customer experience.

In 2019, the Company continued to improve the efficiency of its retail business by optimising administrative costs and operating costs at filling stations and oil depots. Despite an increase in variable storage and transportation costs driven by a 9% rise in retail sales, we managed to reduce unit operating costs by 3% year-on-year.

As part of our efforts to improve the efficiency of oil depot facilities, we shut down seven underperforming depots that did not meet its technical requirements. We also cut transportation costs by optimising the logistics of direct petroleum product supplies from refineries using tanker trucks. In 2019, we increased direct supply volumes by 4% year-on-year.

Результаты деятельности

Розничная реализация

По состоянию на конец 2019 года география розничного бизнеса Компании охватывала 66 регионов России. Компания является крупнейшей розничной сетью в Российской Федерации с наибольшим географическим покрытием и занимает в большинстве регионов своего присутствия одну из лидирующих позиций. Кроме того, Компания имеет розничную сеть в Абхазии, Беларуси и Киргизии. Бренд АЗС «Роснефть» является одним из лидеров в России по узнаваемости и восприятию качества топлива.

На 31 декабря 2019 года сеть действующих АЗС Компании включала в себя 3 069 станций, в том числе 63 АЗС в Беларуси, на территории Абхазии и в Киргизии. Собственные и арендуемые АЗС располагали 2 079 магазинами. Нефтебазовое хозяйство Компании на 31 декабря 2019 года включало 132 действующие нефтебазы общей емкостью 2,2 млн куб. м, а также около 1 тыс. бензовозов.

В 2019 году Компания завершила сделку по приобретению 100 % долей в обществах группы «Петербургская топливная компания». По результатам сделки Компания заняла одну из лидирующих позиций на ключевом региональном рынке страны и увеличила свою розничную сеть АЗС до 3 069 АЗС по состоянию на конец года.

Объем реализации нефтепродуктов в розницу в 2019 году составил 14,5 млн т, что превышает показатели 2018 года на 6 %. Основным драйвером роста розничных объемов стала реализация по топливным картам (+16 %), при этом реализация нефтепродуктов на одной АЗС составила в среднем 13,1 т/сут.

В рамках развития розничного бизнеса реализованы следующие мероприятия:

  • продолжено наращивание базы участников программ лояльности «Семейная команда», BP Club и «Башнефть», на 31 декабря 2019 года в 64 субъектах Российской Федерации число участников достигло 13,6 млн человек;
  • запущен в коммерческую эксплуатацию сервис оформления виртуальной карты участника программы лояльности (BP Club и «Семейная команда») в мобильном приложении без необходимости получения пластиковой карты;
  • совместно с партнером программы лояльности программ BP Club – компанией «Аэрофлот-бонус» – запущен сервис «Обмен баллов», который позволяет участнику обменивать накопленные баллы/мили между программами лояльности;
  • проведенный опрос участников программ лояльности «Семейная команда», BP Club показал удовлетворенность качеством сервиса среди клиентов на уровне 98–99 %;
  • запущен в пилотную эксплуатацию сервис по оплате топлива через мобильное приложение МКБ «Мир привилегий». Данный сервис позволяет клиентам многофункциональных автозаправочных комплексов (МАЗК) BP Московского региона, Санкт-Петербурга и Твери заправляться не выходя из машины;
  • на всех АЗС «Роснефти» запущена в коммерческую эксплуатацию виртуальная топливная карта для сегмента B2B;
  • расширена до девяти регионов присутствия розничной сети Компании география реализации бензина с улучшенными эксплуатационными и экологическими характеристиками марки «Евро-6», который вошел в число 100 лучших товаров России;
  • в 2019 году Компания приобрела 100 % долей крупнейшего независимого топливного оператора Санкт-Петербурга – «Петербургской топливной компании»;
  • проведено обновление внешнего вида 102 станций в Ростовской, Курской и Белгородской областях в рамках ребрендинга АЗС «ТНК» в бренд «Роснефть»;
  • в 2019 году Компания расширила до 12 сеть модулей КПГ на действующих АЗС. Ежедневно на станциях заправляется до 2,5 тыс. автомобилей, а объем ежемесячных продаж составляет 1,7–2 млн куб. м;
  • продолжена реализация проекта по внедрению фуд-предложения кафе при АЗС/АЗК за счет формирования зон самообслуживания и установки модулей для приготовления хот-догов. На 31 декабря 2019 года кофе предлагается на 2 530 АЗК/АЗС, хот-доги – на 1 450 АЗК/АЗС, на 780 АЗК работают зоны самообслуживания, установлены кофе-корнеры. По итогам 2019 года доход от реализации горячих напитков на 6 % выше 2018 года, выручка от реализации сопутствующих товаров и услуг на АЗС/АЗК – на 2 %;
  • продолжена реализация программы «Активные продажи», на ключевые товарные категории установлены целевые показатели продаж в разрезе каждой АЗК;
  • проведено более 100 федеральных акций с различными механиками на АЗК «Роснефть», BP Plc, «Башнефть» с целью стимулирования продаж товаров магазинов и кафе;
  • реализован проект по комплексной реконструкции 14 действующих МАЗК ВР с фокусом на предложение кафе, открыты пять новых МАЗК ВР малого формата в Московском регионе и Твери. На реконструированных МАЗК ВР организована единая зона обслуживания клиентов за счет объединения Wild Bean Café и топливной зоны;
  • по итогам 2019 года продукция под собственной торговой маркой в категориях «вода», «батончики», «салфетки» и «стеклоомывающая жидкость» реализовывалась в 35 дочерних обществах;
  • в рамках постоянного контроля качества топлива с использованием собственных мобильных лабораторий на АЗС/АЗК проведено более 9 тыс. проверок в 47 субъектах Российской Федерации;
  • в 2019 году Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) проведены 32 независимые проверки в различных регионах страны. Проверены четыре нефтебазы и 74 АЗС/АЗК. Проверки подтвердили высокое качество моторного топлива Компании.
АЗС

Повышение эффективности розничного бизнеса

В 2019 году была продолжена реализация мероприятий, направленных на поэтапную 100 %-ю автоматизацию измерений всех материальных потоков, а также внедрение системы контроля за сохранностью нефтепродуктов в дочерних обществах. По состоянию на 31 декабря 2019 года автоматизированы измерения на 81 нефтебазе и более 2,9 тыс. АЗС/АЗК, оснащено средствами измерений 99 % материальных потоков на АЗС/АЗК и 79 % нефтебаз.

Основными приоритетами обеспечения устойчивого спроса и лидирующей лояльности клиентов розничной и оптовой сети Компании являются:

  • продолжение развития риск-ориентированной системы управления качеством топлива по всей логистической цепочке от НПЗ до потребителя;
  • внедрение на бензовозах электронной системы гарантированной доставки нефтепродуктов по количеству и качеству;
  • продолжение развития линейки топливного предложения в регионах присутствия розничной сети Компании;
  • развитие нетопливного предложения, в том числе под собственной торговой маркой, а также в партнерстве с другими игроками рынка товаров ежедневного спроса (FMCG);
  • развитие цифровых каналов коммуникаций на АЗС/АЗК Компании с целью привлечения новых клиентов и повышения удобства розничной сети.

В 2019 году продолжена реализация инициатив по повышению эффективности розничного бизнеса, включающих оптимизацию затрат АЗС, нефтебаз и аппарата управления. При росте объемов продаж розничного бизнеса в 2019 году на 9 %, что влечет увеличение переменных затрат на хранение и транспортировку, удельные эксплуатационные затраты на тонну реализации снижены от уровня 2018 года на 3 %.

В рамках работы по оптимизации и повышению эффективности нефтебазового хозяйства в течение 2019 года были выведены из эксплуатации семь неэффективных нефтебаз, в том числе не соответствующих техническим требованиям Компании. Проводятся мероприятия по снижению операционных затрат на доставку нефтепродуктов за счет оптимизации логистики в части прямых поставок нефтепродуктов бензовозами с НПЗ. В 2019 году увеличение объема прямых поставок по сравнению с 2018 годом составило 4 %.