Результаты деятельности

Розничная реализация

По состоянию на конец 2019 года география розничного бизнеса Компании охватывала 66 регионов России. Компания является крупнейшей розничной сетью в Российской Федерации с наибольшим географическим покрытием и занимает в большинстве регионов своего присутствия одну из лидирующих позиций. Кроме того, Компания имеет розничную сеть в Абхазии, Беларуси и Киргизии. Бренд АЗС «Роснефть» является одним из лидеров в России по узнаваемости и восприятию качества топлива.

На 31 декабря 2019 года сеть действующих АЗС Компании включала в себя 3 069 станций, в том числе 63 АЗС в Беларуси, на территории Абхазии и в Киргизии. Собственные и арендуемые АЗС располагали 2 079 магазинами. Нефтебазовое хозяйство Компании на 31 декабря 2019 года включало 132 действующие нефтебазы общей емкостью 2,2 млн куб. м, а также около 1 тыс. бензовозов.

В 2019 году Компания завершила сделку по приобретению 100 % долей в обществах группы «Петербургская топливная компания». По результатам сделки Компания заняла одну из лидирующих позиций на ключевом региональном рынке страны и увеличила свою розничную сеть АЗС до 3 069 АЗС по состоянию на конец года.

Объем реализации нефтепродуктов в розницу в 2019 году составил 14,5 млн т, что превышает показатели 2018 года на 6 %. Основным драйвером роста розничных объемов стала реализация по топливным картам (+16 %), при этом реализация нефтепродуктов на одной АЗС составила в среднем 13,1 т/сут.

В рамках развития розничного бизнеса реализованы следующие мероприятия:

  • продолжено наращивание базы участников программ лояльности «Семейная команда», BP Club и «Башнефть», на 31 декабря 2019 года в 64 субъектах Российской Федерации число участников достигло 13,6 млн человек;
  • запущен в коммерческую эксплуатацию сервис оформления виртуальной карты участника программы лояльности (BP Club и «Семейная команда») в мобильном приложении без необходимости получения пластиковой карты;
  • совместно с партнером программы лояльности программ BP Club – компанией «Аэрофлот-бонус» – запущен сервис «Обмен баллов», который позволяет участнику обменивать накопленные баллы/мили между программами лояльности;
  • проведенный опрос участников программ лояльности «Семейная команда», BP Club показал удовлетворенность качеством сервиса среди клиентов на уровне 98–99 %;
  • запущен в пилотную эксплуатацию сервис по оплате топлива через мобильное приложение МКБ «Мир привилегий». Данный сервис позволяет клиентам многофункциональных автозаправочных комплексов (МАЗК) BP Московского региона, Санкт-Петербурга и Твери заправляться не выходя из машины;
  • на всех АЗС «Роснефти» запущена в коммерческую эксплуатацию виртуальная топливная карта для сегмента B2B;
  • расширена до девяти регионов присутствия розничной сети Компании география реализации бензина с улучшенными эксплуатационными и экологическими характеристиками марки «Евро-6», который вошел в число 100 лучших товаров России;
  • в 2019 году Компания приобрела 100 % долей крупнейшего независимого топливного оператора Санкт-Петербурга – «Петербургской топливной компании»;
  • проведено обновление внешнего вида 102 станций в Ростовской, Курской и Белгородской областях в рамках ребрендинга АЗС «ТНК» в бренд «Роснефть»;
  • в 2019 году Компания расширила до 12 сеть модулей КПГ на действующих АЗС. Ежедневно на станциях заправляется до 2,5 тыс. автомобилей, а объем ежемесячных продаж составляет 1,7–2 млн куб. м;
  • продолжена реализация проекта по внедрению фуд-предложения кафе при АЗС/АЗК за счет формирования зон самообслуживания и установки модулей для приготовления хот-догов. На 31 декабря 2019 года кофе предлагается на 2 530 АЗК/АЗС, хот-доги – на 1 450 АЗК/АЗС, на 780 АЗК работают зоны самообслуживания, установлены кофе-корнеры. По итогам 2019 года доход от реализации горячих напитков на 6 % выше 2018 года, выручка от реализации сопутствующих товаров и услуг на АЗС/АЗК – на 2 %;
  • продолжена реализация программы «Активные продажи», на ключевые товарные категории установлены целевые показатели продаж в разрезе каждой АЗК;
  • проведено более 100 федеральных акций с различными механиками на АЗК «Роснефть», BP Plc, «Башнефть» с целью стимулирования продаж товаров магазинов и кафе;
  • реализован проект по комплексной реконструкции 14 действующих МАЗК ВР с фокусом на предложение кафе, открыты пять новых МАЗК ВР малого формата в Московском регионе и Твери. На реконструированных МАЗК ВР организована единая зона обслуживания клиентов за счет объединения Wild Bean Café и топливной зоны;
  • по итогам 2019 года продукция под собственной торговой маркой в категориях «вода», «батончики», «салфетки» и «стеклоомывающая жидкость» реализовывалась в 35 дочерних обществах;
  • в рамках постоянного контроля качества топлива с использованием собственных мобильных лабораторий на АЗС/АЗК проведено более 9 тыс. проверок в 47 субъектах Российской Федерации;
  • в 2019 году Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) проведены 32 независимые проверки в различных регионах страны. Проверены четыре нефтебазы и 74 АЗС/АЗК. Проверки подтвердили высокое качество моторного топлива Компании.
АЗС

Повышение эффективности розничного бизнеса

В 2019 году была продолжена реализация мероприятий, направленных на поэтапную 100 %-ю автоматизацию измерений всех материальных потоков, а также внедрение системы контроля за сохранностью нефтепродуктов в дочерних обществах. По состоянию на 31 декабря 2019 года автоматизированы измерения на 81 нефтебазе и более 2,9 тыс. АЗС/АЗК, оснащено средствами измерений 99 % материальных потоков на АЗС/АЗК и 79 % нефтебаз.

Основными приоритетами обеспечения устойчивого спроса и лидирующей лояльности клиентов розничной и оптовой сети Компании являются:

  • продолжение развития риск-ориентированной системы управления качеством топлива по всей логистической цепочке от НПЗ до потребителя;
  • внедрение на бензовозах электронной системы гарантированной доставки нефтепродуктов по количеству и качеству;
  • продолжение развития линейки топливного предложения в регионах присутствия розничной сети Компании;
  • развитие нетопливного предложения, в том числе под собственной торговой маркой, а также в партнерстве с другими игроками рынка товаров ежедневного спроса (FMCG);
  • развитие цифровых каналов коммуникаций на АЗС/АЗК Компании с целью привлечения новых клиентов и повышения удобства розничной сети.

В 2019 году продолжена реализация инициатив по повышению эффективности розничного бизнеса, включающих оптимизацию затрат АЗС, нефтебаз и аппарата управления. При росте объемов продаж розничного бизнеса в 2019 году на 9 %, что влечет увеличение переменных затрат на хранение и транспортировку, удельные эксплуатационные затраты на тонну реализации снижены от уровня 2018 года на 3 %.

В рамках работы по оптимизации и повышению эффективности нефтебазового хозяйства в течение 2019 года были выведены из эксплуатации семь неэффективных нефтебаз, в том числе не соответствующих техническим требованиям Компании. Проводятся мероприятия по снижению операционных затрат на доставку нефтепродуктов за счет оптимизации логистики в части прямых поставок нефтепродуктов бензовозами с НПЗ. В 2019 году увеличение объема прямых поставок по сравнению с 2018 годом составило 4 %.