Performance Results

Development of Hard-to-Recover Reserves

The Company’s portfolio of assets with hard-to-recover reserves currently consists of more than 140 fields with 2.9 bt of oil in recoverable reserves. RN-Yuganskneftegaz is Rosneft’s key asset of this type boasting over 1 bt of hard-to-recover reserves. It is followed by such major players as RN-Nyaganneftegaz, Verkhnechonskneftegaz, RN-Uvatneftegaz and Kondaneft, which together with RN-Yuganskneftegaz account for over 80% of the Company’s resource base.

In 2019, the Company added over 260 mmt to its hard-to-recover reserves, a more than sixfold increase year-on-year. The growth was driven by an extensive exploration programme which helped obtain detailed information about formations with low-permeability reservoirs. Successful completion of exploration and pilot development programmes at Rosneft’s licence areas in the Samara Region was among the key contributors to the increase.

The Company consistently develops its hard-to-recover oil reserves. Oil production from deposits classified as hard-to-recover reserves under the applicable laws rose by 12% year-on-year to 20.9 mmt, more than a threefold increase vs 2014. The share of hard-to-recover reserves rose from 8.4% of the Company’s output in 2018 to 9.2% in 2019. In 2019, Rosneft increased the number of production wells at fields with hard-to-recover reserves by 20% year-on-year to 4 thousand wells.

20.9+12% mmt
of hydrocarbon production from hard-to recover reserves in 2019
2.9 bt
of total recoverable reserves in the hard-to-recover category at 140 fields
0.6 bt
of high-viscosity oil in recoverable reserves in Russia

The Company’s recoverable reserves of high-viscosity oil in Russia exceed 0.6 bt, including more than 0.4 bt concentrated within the Russkoye field, a unique asset in terms of its resource base size. Compared to 2018, Rosneft doubled its production of high-viscosity oil reaching 1 mmt in 2019. Put on stream in the fourth quarter 2019, the Russkoye field became the key growth driver.

With a view to doubling production from hard-to-recover reserves in 2017–2022, the Company continued to improve its development technologies, focusing on well stimulation at low-permeability formations, in particular using more sophisticated and longer horizontal wells with a higher number of hydraulic fracturing stages. In 2019, Rosneft drilled over 110 wells at fields with hard-to-recover reserves using multi-stage hydraulic fracturing techniques, with horizontal sections exceeding 1 km (up 10% year-on-year). The use of longer horizontal wells with a higher number of hydraulic fracturing stages enables the Company to effectively develop previously unprofitable deposits.

Based on the current forecast, the bulk of subsidised production from hard-to-recover reserves will be concentrated in the Western Siberian fields with low-permeability formations of the Tyumen suite and the Achimov deposits. Beyond 2022, though, oil production from hard-to-recover reserves will largely depend on elimination of geological and engineering uncertainties related to appraisal and the choice of best development solutions. To this end, the Company implements an exploration programme coupled with pilot projects aiming to develop low-permeability formations, the Bazhenov suite and high-viscosity oil deposits as part of the Target Innovative Projects which will help develop an additional 1.6 bt of recoverable reserves. Target Innovative Projects seek to develop technologies to tackle silty sand deposits (structurally complicated undersaturated ultralow-permeability reservoirs), to bring Bazhenov and Domanic shale plays into production, to introduce thermal recovery methods fit for ultrahigh-viscosity oil fields in the Samara Region, and to develop high-viscosity oil reserves of the Pokurskaya suite formations in Western Siberia.

In 2019, the Company drilled six horizontal wells along with 11 directional wells and sidetracks as part of the Bazhen pilot development programme. RN-Yuganskneftegaz performed a nine-stage hydraulic fracturing operation on the Salymskoye field’s well 921g with a 950 m long horizontal wellbore. The initial flow rate amounted to ca. 60 t per day, on par with international best practices for similar formations. The Company intends to continue exploration and multi-stage hydraulic fracturing operations at the Bazhenov suite in 2020.

Результаты деятельности

Разработка трудноизвлекаемых запасов

Портфель активов ТрИЗ Компании на сегодня насчитывает более 140 месторождений с суммарными извлекаемыми запасами нефти 2,9 млрд т. Крупнейшим активом ТрИЗ Компании является ООО «РН-Юганскнефтегаз» с объемом ТрИЗ более 1 млрд т. Значительный объем ТрИЗ также числится на балансе АО «РН-Няганьнефтегаз», АО «Верхнечонскнефтегаз», ООО «РН-Уватнефтегаз», АО «НК «Конданефть». Вместе с ООО «РН-Юганскнефтегаз» эти предприятия на текущий момент обеспечивают более 80 % ресурсной базы ТрИЗ Компании.

В 2019 году рост ресурсной базы ТрИЗ Компании составил более 260 млн т, что превышает прирост за 2018 год более чем в шесть раз. Увеличение оцениваемого объема ТрИЗ было обеспечено за счет проведения обширной программы исследований, что позволило уточнить параметры пластов с низкопроницаемыми коллекторами. Основной прирост обеспечен за счет успешной реализации программ геологоразведочных и опытно-промысловых работ на лицензионных участках Самарской области.

В Компании ведется планомерная работа по вовлечению в активную разработку ТрИЗ. Объем добычи нефти из залежей, отнесенных к ТрИЗ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в 2019 году вырос до 20,9 млн т, что на 12 % превышает добычу за 2018 год и более чем в три раза – уровень 2014 года. Доля добычи ТрИЗ по Компании выросла с 8,4 % в 2018 году до 9,2 % в 2019 году. По результатам 2019 года действующий фонд добывающих скважин на объектах ТрИЗ вырос по сравнению с предыдущим годом на 20 % и составил 4 тыс. скважин.

20,9 +12 % млн т
добыча углеводородов из ТрИЗ в 2019 году
2,9 млрд т
на более 140 месторождениях – суммарные извлекаемые запасы ТрИЗ Компании
0,6 млрд т
извлекаемые запасы высоковязкой нефти Компании в России

Извлекаемые запасы высоковязкой нефти Компании на территории России составляют более 0,6 млрд т, из них более 0,4 млрд т сосредоточено на уникальном по величине запасов Русском месторождении. В целом по Компании добыча высоковязкой нефти в 2019 году достигла 1 млн т, что в два раза выше показателя 2018 года. Существенный рост добычи обеспечен за счет запуска в полномасштабную разработку Русского месторождения в 4-м квартале 2019 года.

В рамках выполнения стратегической цели Компании по двукратному увеличению добычи ТрИЗ за период 2017–2022 годов была продолжена работа по совершенствованию технологий разработки. Основным направлением развития технологий является интенсификация добычи нефти из низкопроницаемых пластов, в частности усложнение конструкции и увеличение длины горизонтальных скважин, увеличение количества стадий ГРП в ГС. За 2019 год на пласты с трудноизвлекаемыми запасами в Компании пробурено более 110 скважин с МГРП и длиной горизонтального участка более 1 тыс. м (рост по сравнению с 2019 годом – 10 %). Увеличение количества стадий МГРП и длины горизонтальных скважин позволяет экономически эффективно вовлекать в разработку ранее не рентабельные запасы.

В соответствии с текущим прогнозом в ближайшие годы основной объем льготируемой добычи из залежей ТрИЗ планируется на месторождениях Западной Сибири за счет разработки низкопроницаемых пластов тюменской свиты, ачимовских отложений. В то же время прогнозный уровень добычи нефти из залежей ТрИЗ после 2020 года существенно зависит от снятия геологических и технологических неопределенностей, связанных с дальнейшей доразведкой и поиском оптимальных технико-экономических решений для разработки. Для достижения поставленных целей Компания реализует программу исследований и пилотных проектов по разработке низкопроницаемых пластов, баженовской свиты и высоковязкой нефти в рамках целевых инновационных проектов, что дополнительно может обеспечить вовлечение в разработку более 1,6 млрд т извлекаемых запасов. В рамках целевых инновационных проектов ведется разработка технологий освоения песчано-алевритистых залежей, сложнопостроенных сверхнизкопроницаемых, недонасыщенных коллекторов, вовлечения в добычу нефти из сланцевых отложений баженовского и доманикового горизонтов, теплового воздействия для условий месторождений сверхвысоковязкой нефти Самарской области и выработки запасов высоковязкой нефти пластов группы ПК Западной Сибири.

В рамках выполнения программы опытно-промышленных работ по проекту «Бажен» в 2019 году пробурено шесть горизонтальных скважин, а также 11 наклонно-направленных скважин и боковых стволов. На скважине 921г Салымского месторождения с длиной горизонтального ствола 950 м ООО «РН-Юганскнефтегаз» выполнено девять стадий МГРП. Запускной дебит скважины составил около 60 т/сут, что соответствует лучшим мировым практикам на аналогичных пластах. Работы по проведению МГРП и программа исследований на баженовской свите будут продолжены в 2020 году.