Sustainable Development

Strategic Intent

Strategic Intent

Rosneft understands its responsibility for the Health, Safety and well-being of our employees, contractors, communities and stakeholders and the protection of the environment around which the Company operates. This responsibility encompasses the activities conducted by over 300 thousand company employees and about 200 thousand contractor employees.

We assess, prioritize and eliminate HSE risks in our workplace and strive for the highest standards of care for our workforce and contractors while minimizing the environmental footprint from Company operations. We also continue to remediate and eliminate historical environmental impacts in a systematic way.

In the area of carbon management and energy transition, we analyze risks to the company and identify opportunities for our portfolio, including conducting scenario analyses and stress testing to inform further management actions.

Responsible HSE Governance

In December 2018, the Rosneft Board of Directors approved the strategic guidelines for the company linked to implementation of the UN Sustainable Development Goals. The Company’s mission, values, objectives, and strategic guidelines are therefore aligned with these 17 United Nations Sustainable Development Goals.

More specifically, the Board identified five SDGs of strategic priority for Rosneft’s core businesses, including SDG 3 on Good Health and Well-Being; SDG 7 on Affordable and Clean Energy; SDG 8 on Decent Work and Economic Growth; SDG 13 on Climate Action and SDG 17 on Partnerships for the Goals.

Since the announcement of these commitments, governance has been strengthened across a number of key HSE risk areas through more robust management processes and procedures, increased capability and improved monitoring of HSE performance across the company.

HSE Performance Goals

Rosneft-2022 strategy is aimed at continuous improvement of HSE performance equivalent to top quartile amongst our industry peers, and including targets of a 5% reduction of Greenhouse gas emissions on a per unit basis and 8 million tonnes of avoided CO2 equivalent emissions by 2022.

From Commitment to Action

The Strategic Planning Committee of the Board of Directors reviews HSE performance, updates of the corporate HSE strategy implementation and progress against the Company’s strategic goals on a quarterly basis. These goals form part of the performance KPIs of the Executive Team.

The Company’s HSE Committee is an advisory body to the CEO and the Management Board and is led by senior Executives and includes senior management representatives from across the company. In 2019, the Committee met six times to review progress on a number of HSE programs including contractor management, aviation safety, integrity management and environmental performance.

In 2019, a Carbon Management Sub-Committee was established and is also led by a Senior Executive to oversee the development of the carbon management agenda, as well as monitor delivery of annual carbon reduction and energy efficiency plans.

Strategic HSE Areas

  • Leadership and Safety Culture
  • Competency and Capability development
  • Safety Management System
  • Internal Controls
  • Risk and Integrity Management
  • Reporting and Performance Analysis
Safety of our people is our top priority

Safety of our people is our top priority

Our highest priority is the safety of our employees, contractors, operations and the communities in which we operate. We focus on creating a culture where employees are strongly encouraged to report any hazards or incidents.

The Company’s Safety Leadership objective is to embed the principles of the revised corporate HSE Policy and HSE Leadership standard launched in 2018. These principles focus on improving direct communication between management and employees to create a safer working environment. In 2019, over 83 thousand employees were trained on the Golden Safety Rules to manage the performance of high-risk activities across the organization.

The Company continues to invest significant resources in the development of its safety management activities, training of its personnel and improvement of operational safety barriers, with about 55 billion rubles spent on these activities in 2019.

Our 2019 survey involving over 3.5 thousand employees showed that our safety culture continues to improve with 94% of respondents understanding the importance of personal responsibility in adhering to the Golden Safety Rules in their jobs.

> 83 thousand employees
completed the Golden Safety Rules course in 2019
HSE Training (number of employees)
Обучение по направлению ПБОТОС
RUB 55 bln
has been spent on occupational health and safety
See website

Operational Risk Assessments

Building on the work done in 2018, and as part of a formal company procedure, a number of systematic improvements in risk management have been implemented to assess and strengthen operational safety barriers. These actions are expected to both contribute to the prevention of potential accidents in key risk areas as well as reduce the severity of their consequences across the Company. In 2019, this process was implemented across 72 Rosneft Group Subsidiaries.

Process Safety and Integrity Management

The implementation of targeted well control management programs has resulted in preventing well blowouts or uncontrolled releases from exploration and development drilling for over two years (11 million meters drilled). There were also no process safety incidents involving over 61,000 high-pressure operating vessels. Rosneft has also introduced a new company procedure on energy isolation for safely conducting repairs or maintaining equipment.

Driving safety and road transport

Due to the scale of Rosneft’s operations, our employees & contractors drive over 2 billion kilometers annually. A Vehicle Safety Management System is in place and sets requirements for both vehicles and drivers to reduce the risks to employees, contractors and third parties. As a result, over 50 thousand drivers were trained in defensive driving, and over 52 thousand vehicles were equipped with in-vehicle monitoring systems. In addition, we work with the regional authorities near to the Company’s operations and the State Road Traffic Safety Inspection Department in Russia to reduce transport accidents in these regions.

52 thousand vehicles
are equipped with on-board monitoring systems

Managing the work of our contractors

In 2019, the Company introduced new contractor management requirements to improve conformance with Rosneft’s safe work practices. These requirements included HSE standards and procedures for contractor selection, mandatory risk assessment processes, performance monitoring and contractor personnel capability and training. In 2019, over 10 contractor safety leadership conferences were held across Russia to share best practices, lessons learned and to develop safety leadership competencies.

Improved Incident Investigation System

The Company has initiated a program to improve its incident investigation process and investigation capability to address root causes and sustainable corrective actions. Over 1.1 thousand employees have been trained on these investigative techniques.

The overall LTIF trend shows a decrease in the percentage of severe injuries.

Lost Time Injury Frequency (LTIF)across the Company
Производственный травматизмс потерей трудоспособности

Environmental Responsibility

Green Investment

The Company implements a number of organizational and technical environmental improvement activities as well as ecological and investment projects to improve environmental performance. The Rosneft-2022 strategy commits to investing RUB 300 bln in these “Green investments” aimed at reducing flaring of associated petroleum gas (APG), improving pipeline integrity, water and waste management and increasing land remediation.

A total of around 80 billion rubles was spent in 2018 and 2019 on these ‘Green Investments’ projects.

In the 2020-2022 period, Rosneft’s “Green Investments” will average
7 %
of the Company’s annual capital expenditure

Carbon Management – Managing Сlimate-related Risks and Opportunities

Rosneft has continued to strengthen its carbon-management processes as the Company seeks opportunities to reduce its operational carbon footprint.

The Carbon Management Sub-Committee leads the development of annual and longer-term carbon-management plans and tracks progress of existing programs, in particular, the Gas Investment Program and Energy Saving Program. Rosneft’s energy efficiency performance improved by 14% in the last two years resulting in 3.1 million tonnes of CO2 equivalent avoided emissions over this period.

As part of its commitment to work across industry groups, Rosneft joined the Methane Guiding Principles industry initiative with one of its senior Executives on its Steering Team.

The Company has developed a methane management plan in alignment with its peers and in 2019, Rosneft reduced its known fugitive emissions by 73% compared to 2018, benefitting from its major operational improvements.

Greenhouse gas emissions avoided in 2018 and 2019 (mln t CO2 eq.)

In 2019, Rosneft was awarded a B rating by CDP on climate change resilience, the highest among the participating Russian oil and gas companies

In 2019 Rosneft reduced known fugitive methane emissions from its upstream operations by
73 %
(year-on-year)

Environmental Management – Minimizing Our Environmental Footprint

Environmental Management – Minimizing Our Environmental Footprint

The Company aims at having the lowest possible footprint across its operations and has implemented organizational and technical improvements to drive its environmental agenda.

Water Stewardship

One of Rosneft’s strategic priorities is the sustainable use of water resources involving infrastructure upgrade projects and application of the best available technologies.

> 90 %
of water used in Company operations was recycled, minimizing freshwater withdrawal

Wastewater discharges were reduced by 4% in 2019

The Bashneft-Ufaneftekhim biological water treatment complex, one of the most advanced water treatment facilities in Russia and Eurasia, went into full operational in 2019. This resulted in significant wastewater quality improvement and greater than a twofold increase in recycled water.
In 2019, Rosneft participated in the CDP water rating for the first time and was awarded a
B- rating
by CDP

Non-GHG Air Emissions

In 2019, the Company recorded a 3% reduction in non-GHG air emissions into the atmosphere.

~ 1 million of forest plants
set out in 2019 as part of the forest preservation initiatives.

Increasing the efficiency of oil spill management

The Company’s oil spill response system reduces potential oil spill impacts from incidents once they occur and we work closely with responsible government agencies for transparent reporting and immediate response to incidents.

Rosneft’s in-field pipelines span over 120 thousand km and, in 2019, the Company completed implementation of the 2015-2019 Pipeline Reliability Improvement Program to increase pipeline reliability. This program led to a decrease in the pipeline failure rate by 30% compared to 2013 and a further reduction in oil spill volumes from pipeline failures in 2019.

Legacy Contamination and treatment of oil contaminated waste

In 2019, legacy oil-contaminated land was reduced by 16% year-on-year with a 6% improvement in the efficiency of treatment of oil-contaminated waste.

Biodiversity Conservation

The Company has also invested over 870 million rubles over the past five years for conserving biodiversity across Russia. In addition, Rosneft signed an Agreement in 2019 to cooperate with the Russian Ministry of Natural Resources on a national Ecology project. This project focuses on biodiversity conservation, primarily in the Arctic. The planned budget for this work is approximately 250 million rubles.

There is also focus on environmental activities within Rosneft’s international operations, such as Brazil, where waste management practices, water conservation efforts and reforestation activities have all been improved.

> 37 million fish fingerlings
of different species were released in support of ecosystems sustainability in 2019.

In 2019, Rosneft and the Russian Arctic National Reserve launched comprehensive restoration of the protected Frantz Josef Land Archipelago, Russia’s northernmost territory, involving the country’s best experts in geology, chemistry, biology and geography.

Legacy Contamination and treatment of oil contaminated waste

Устойчивое развитие

Стратегические ориентиры

 Стратегические ориентиры

ПАО «НК «Роснефть» осознает свою ответственность в части обеспечения здоровья, охраны труда и благополучия сотрудников, подрядчиков, местных сообществ и заинтересованных сторон, а также защиты окружающей среды в регионах присутствия. Эта ответственность распространяется на деятельность более 300 тыс. сотрудников Компании и около 200 тыс. сотрудников подрядных организаций.

Мы оцениваем, устанавливаем приоритеты и устраняем риски на рабочих местах, а также стремимся обеспечить самые высокие стандарты безопасности труда для сотрудников и подрядных организаций. Мы сокращаем воздействие деятельности Компании на окружающую среду и продолжаем систематически возмещать накопленный ущерб окружающей среде.

В вопросах углеродного менеджмента и энергетического перехода мы анализируем риски и определяем возможности Компании, проводя сценарный анализ и стресс-тестирование для принятия дальнейших управленческих решений.

Ответственное управление ПБОТОС

В декабре 2018 года Совет директоров ПАО «НК «Роснефть» утвердил стратегические ориентиры развития Компании, связанные с реализацией Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ООН). Таким образом, миссия, ценности, цели и стратегические ориентиры Компании согласуются с 17 Целями устойчивого развития (ЦУР) ООН.

Компания определила пять приоритетных целей, достижению которых она будет способствовать в ходе своей основной деятельности: «Хорошее здоровье и благополучие», «Недорогостоящая и чистая энергия», «Достойная работа и экономический рост», «Борьба с изменением климата» и «Партнерство в интересах устойчивого развития».

После принятия данных обязательств Компания усилила систему управления рисками ПБОТОС, усовершенствовав как сам процесс управления, так и его процедуры, обеспечив развитие компетенций и улучшение мониторинга эффективности деятельности в сфере ПБОТОС по всей Компании.

Цели Компании в области ПБОТОС

Стратегия «Роснефть – 2022» нацелена на постоянное улучшение в области ПБОТОС для достижения первого квартиля среди ведущих мировых нефтегазовых компаний, включая цели по сокращению удельных выбросов парниковых газов на 5 % и предотвращению 8 млн т выбросов CO2-эквивалента к 2022 году.

От обязательств к действиям

Комитет Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» по стратегическому планированию ежеквартально рассматривает результаты деятельности Компании, статус реализации стратегии и достижения соответствующих стратегических показателей в области ПБОТОС. Данные показатели имеют большой вес в КПЭ высшего руководства.

Комитет по ПБОТОС является постоянно действующим коллегиальным органом, вырабатывающим рекомендации и решения, направленные на развитие ПБОТОС, подотчетным Главному исполнительному директору. Данный орган управляется топ-менеджерами, а в его состав входят представители руководящего состава Компании.

В 2019 году Комитет провел шесть заседаний и рассмотрел ход реализации ряда программ ПБОТОС, включая управление подрядчиками, авиационную безопасность, управление целостностью трубопроводов и охрану окружающей среды.

В 2019 году был учрежден Подкомитет по углеродному менеджменту, возглавляемый высшим руководством Компании. Данный орган курирует вопросы углеродного менеджмента, мониторинга показателей ежегодного сокращения выбросов углерода, а также реализации планов в области энергосбережения.

стратегические направления ПБОТОС

  • Лидерство и культура безопасности
  • Компетенции
  • Система управления безопасностью
  • Система контроля
  • Управление рисками и целостность
  • Отчетность и анализ результатов
Безопасность людей – наш главный приоритет

Безопасность людей – наш главный приоритет

Наш наивысший приоритет – это безопасность наших сотрудников, подрядчиков, производственной деятельности и сообществ, в которых мы работаем. Мы уделяем особое внимание формированию культуры, в которой информация об опасностях и происшествиях любого уровня является важной для Компании.

Работая над лидерством в области безопасности труда, Компания нацелена на внедрение принципов Политики в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, а также Стандарта по лидерству в области ПБОТОС, утвержденных в 2018 году. Данные принципы направлены на улучшение непосредственной коммуникации между руководством и сотрудниками в целях создания безопасной рабочей среды. В 2019 году более 83 тыс. сотрудников было обучено по курсу «Золотые правила безопасности труда» в целях снижения рисков при выполнении наиболее опасных видов работ в Компании.

Компания продолжает вкладывать значительные средства в развитие своей деятельности по управлению безопасностью труда, повышению компетентности персонала, укреплению барьеров производственной безопасности и стремится сохранить этот уровень. В 2019 году на это было направлено около 55 млрд. рублей.

Опрос, проведенный в 2019 году и охватывающий более 3,5 тыс. сотрудников, показал, что наша культура безопасности продолжает улучшаться: 94 % участников показали понимание важности личной ответственности работника за соблюдение Золотых правил безопасности труда при выполнении работ. 

>83 тыс. сотрудников
было обучено по курсу «Золотые правила безопасности труда» в 2019 году
Обучение по направлению ПБОТОС (количество сотрудников)
Обучение по направлению ПБОТОС
55 млрд руб.
направлено на обеспечение промышленной безопасности и охраны труда

Оценка операционных рисков

На основе результатов работы, проделанной в 2018 году, в рамках нового Положения Компании по управлению рисками был внедрен ряд системных улучшений для оценки и укрепления барьеров операционных рисков. Мы ожидаем, что это будет в значительной степени способствовать предотвращению потенциальных аварий в ключевых зонах риска и снижению тяжести их последствий для Компании. В 2019 году этот процесс был реализован в 72 Обществах Группы ПАО «НК «Роснефть».

Управление промышленной безопасностью и целостностью

Благодаря реализации целевых мероприятий по управлению фонтанной безопасностью в течение более чем двух лет не допущено газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов при строительстве разведочных и эксплуатационных скважин (почти 11 млн м проходки). Также при общем количество сосудов и аппаратов, работающих под избыточным давлением (около 61 тыс. единиц), не было допущено ни одной аварии.

В целях безопасного проведения ремонта и технического обслуживания оборудования в Компании введено в действие Положение «Порядок организации и проведения работ по изоляции источников энергии».

Безопасность дорожного движения

Учитывая масштабы деятельности ПАО «НК «Роснефть», наши сотрудники ежегодно проезжают около 2 млрд км. Существующая Система управления безопасностью транспортных средств устанавливает требования как к самим транспортным средствам, так и к водителям, что способствует снижению транспортных рисков для сотрудников Компании, подрядных организаций и третьих лиц. В результате более 50 тыс. водителей прошли подготовку по защитному вождению, а более 52 тыс. транспортных средств были оснащены бортовыми системами мониторинга. Кроме того, мы сотрудничаем с региональными органами власти и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения по снижению числа транспортных происшествий в регионах присутствия Компании.

52 тыс. единиц транспортных средств
оснащены бортовыми системами мониторинга

Контроль деятельности подрядных организаций

В 2019 году Компания ввела в действие новые требования к управлению подрядными организациями, помогающие обеспечивать соблюдение подрядчиками практик безопасной работы, принятых в ПАО «НК «Роснефть». Эти требования включают в себя процедуры отбора подрядных организаций в области ПБОТОС, обязательные процессы оценки рисков, мониторинг эффективности деятельности и обучение персонала подрядных организаций.

В 2019 году было проведено около десяти форумов и конференций по лидерству в области безопасности с участием подрядных организаций Компании по всей России в целях обмена наилучшими практиками, извлеченными уроками и развития компетенций подрядных организаций в лидерстве в области безопасности.

Более совершенная система расследования происшествий

Компания инициировала программу по совершенствованию процесса расследования происшествий и повышению компетенций сотрудников в данной области, чтобы обеспечить качественное устранение коренных причин и принятие устойчивых корректирующих мер. Более 1,1 тыс. сотрудников были обучены данным методам расследования.

Общая тенденция в области травматизма показывает снижение доли тяжелых несчастных случаев.

Производственный травматизм с потерей трудоспособности (LTIF)По Компании.
Производственный травматизмс потерей трудоспособности

Экологическая ответственность

«Зеленые» инвестиции

Компания реализует ряд мероприятий и инвестиционных проектов, направленных на улучшение экологических показателей. Объем «зеленых инвестиций», направленных на сокращение сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ), повышение надежности трубопроводов, эффективное управление водными ресурсами и отходами, рекультивацию земель на период 2018–2022 годов запланирован в размере 300 млрд руб.

Около 80 млрд руб. было направлено на реализацию этих «зеленых» проектов в 2018–2019 годах.

В 2020-2022 годах «зеленые» инвестиции «Роснефти» в среднем составят
7 %
от ежегодных капитальных вложений

Углеродный менеджмент – управление рисками и возможностями

«Роснефть» активно развивает направление, связанное с углеродным менеджментом и снижением своего углеродного следа.

Подкомитет по углеродному менеджменту руководит работой по разработке долгосрочных и годовых планов по углеродному менеджменту, на системной основе осуществляет мониторинг реализации существующих программ, в частности, Инвестиционной газовой программы и Программы энергосбережения. Показатели энергоэффективности «Роснефти» за последние два года улучшились на 14 %, в результате чего за этот период удалось избежать выбросов в размере 3,1 млн т СО2–эквивалента.

Сохраняя приверженность взаимодействию с отраслевым сообществом, «Роснефть» в 2019 году присоединилась к «Руководящим принципам по снижению выбросов метана в производственно-сбытовой цепочке природного газа», делегировав в Организационный комитет представителя высшего руководства.

«Роснефть» разработала план по управлению выбросами метана в соответствии с практиками ведущих зарубежных компаний. В 2019 году «Роснефть» сократила объем фугитивных выбросов метана в Upstream на 73 % по сравнению с 2018 годом благодаря усовершенствованию производственных процессов.

Предотвращенные выбросы парниковых газов в 2018–2019 годах (млн т CO2-экв.)

В 2019 году «Роснефти» был присвоен рейтинг категории «В» в международном климатическом рейтинге CDP – лучший результат среди российских компаний нефтегазового сектора.

В 2019 году «Роснефть» сократила объем фугитивных выбросов метана в блоке «Разведка и добыча» по сравнению с 2018 годом на 
73 %

Экологическое управление – минимизация воздействия на окружающую среду

Охрана водных ресурсов

Компания стремится к минимизации негативного воздействия на окружающую среду, в связи с чем последовательно внедряет организационные и технические улучшения для достижения своих экологических целей.

Охрана водных ресурсов

Одним из стратегических приоритетов Компании является использование водных ресурсов с соблюдением принципов устойчивого развития, включая реализацию проектов по модернизации инфраструктуры и применение наилучших доступных технологий.

>90 %
воды, используемой на производственные нужды, является оборотной и повторно-последовательно используемой, что позволило минимизировать забор пресной воды.

Сбросы загрязненных сточных вод в 2019 году сократились на 4 Сбросы загрязненных сточных вод в 2019 году сократились на 4 %

Комплекс биологической очистки воды «Башнефть-Уфанефтехим» –один из самых современных комплексов очистных сооружений в России и Евразии – выведен на проектную мощность в 2019 году, что привело к значительному улучшению качества сточных вод, а также более чем двукратному увеличению объема оборотной воды, используемой в производственном процессе.
В 2019 году «Роснефть» впервые участвовала в рейтинге CDP по воде. Компании присужден
рейтинг «B-»

Выбросы в атмосферу, не связанные с парниковыми газами

В 2019 году Компания снизила выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 3 %.

~1млн деревьев
высажено Обществами Группы в 2019 году в рамках инициатив по сохранению лесов.

Повышение эффективности управления разливами нефти

Существующая Система управления разливами сокращает потенциальное воздействие на окружающую среду от аварийных разливов нефти при их возникновении. Компания придерживается политики прозрачности отчетности и осуществляет тесное взаимодействие с компетентными государственными органами.

Трубопроводы Компании имеют общую протяженностью более 120 тыс. км. В 2019 году «Роснефть» завершила реализацию Программы повышения надежности трубопроводов на 2015–2019 годы. Это позволило достичь снижения интенсивности отказов трубопроводов на 30% по сравнению с 2013 годом и сократить объем разливов нефти от отказов трубопроводов в 2019 году.

Переработка нефтесодержащих отходов

В 2019 году Компания сократила площадь ранее накопленных загрязненных земель на 16 %, при этом на 6 % увеличена эффективность переработки нефтесодержащих отходов.

Сохранение биоразнообразия

Компания инвестировала более 870 миллионов рублей за последние пять лет на мероприятия по сохранению биологического разнообразия в России. В 2019 году Компанией подписано Соглашение о сотрудничестве с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в рамках реализации Национального проекта «Экология». Этот проект ориентирован на сохранение биоразнообразия, прежде всего в Арктике. Планируемый бюджет этих работ составляет примерно 250 миллионов рублей.

Компания также осуществляет деятельность по охране окружающей среды при реализации зарубежных проектов, например, в Бразилии, где совершенствуются процессы по управлению отходами, водопотреблению и лесовосстановлению.

В 2019 году в поддержку устойчивости экосистем в регионах присутствия Компании выпущено
>37 млн мальков разных видов рыб

В 2019 году «Роснефть» и Национальный заповедник «Русская Арктика» п риступили к комплексному восстановлению архипелага Земля Франца-Иосифа – самой северной территории России, с привлечением лучших специалистов страны в области геологии, химии, биологии и географии.

Сохранение биоразнообразия