Sustainable Development

Digital Transformation

Focus on Digital Transformation and Technology

Achievements in 2019

2019 saw a total of 24 concepts and 18 prototypes developed and 28 digital solutions tested by the Company’s businesses and functions, specifically Exploration and Production, Oil Refining, Commerce and Logistics, Regional Sales, Gas Business, Petrochemicals, HR Management, and Capital Construction. Some of these solutions are now up and running.

Exploration and Production
Exploration and production
  • The Company launched the Digital Field project at Bashneft’s Ilishevskoye field, the industry’s first solution covering all core processes from oil production to logistics. The newest digital technologies will make a real difference at the Ilishevskoye field in terms of production and economic gains. The project will help increase the number of remotely controlled facilities by nearly 60% and energy efficiency by 5%, and reduce logistics costs by 5%.
  • Varyeganneftegaz successfully deployed a computer vision technology based on artificial intelligence algorithms which automatically scans hazardous areas in real time to identify whether people are present there and whether they use personal protective equipment, and immediately notifies of emergencies, if any. Rosneft arranged for its live demonstration at the 5th Exploration and Production Technologies Conference.
  • Rosneft created detailed 3D models for six production assets (RN-Uvatneftegaz, Slavneft-Krasnoyarskneftegaz, RN-Vankor, Kondaneft, Verkhnechonskneftegaz, and Vostsibneftegaz). The models will help create a common oilfield monitoring environment using advanced visualisation and digital 3D twins of physical assets. Its prototype was also presented at the 5th Exploration and Production Technologies Conference.
  • The newly developed drone monitoring system successfully passed flight tests, including in adverse climatic conditions. It consists of a proprietary unmanned aerial vehicle which can be equipped with a video camera, IR imager or gas sensor, as well as a charging and heating station and flight management software. The system helps inspect infrastructure facilities and pipelines in a safer and easier way. It relies on a computer vision technology to automatically scan protected areas to identify whether people or machinery are present there, and notify of oil spills, if any.
  • Samotlorneftegaz successfully deployed a machine learning technology to predict electrically-driven centrifugal pump failures so as to better manage supply chain and optimise inventory. The solution based on artificial intelligence and neural networks will contribute to much more accurate prediction of equipment failures so as to better plan procurements.
  • New promising technologies were also identified and tested, including a prototype to manage repair teams which was titled the Digital Well Servicing and Workover Teams. The Company ran preliminary tests on a telemonitoring solution to detect gas leaks using cutting-edge laser gas sensors.
Gas Business
Gas
  • The Gas Business Digital Transformation Programme includes 17 initiatives and consists of two parts: 12 gas-specific initiatives and five Exploration and Production initiatives to be adapted for its needs. Sibneftegaz and Rospan International were assigned to test new technologies. The Company’s first digital gas field concept was developed and approved in 2019.
  • Sibneftegaz successfully tried an integrated solution to optimise gas production at the Pyreynoye gas condensate deposit using machine learning techniques. It also developed a prototype of an integrated field model (Odin), getting ready for pilot testing.
  • Sibneftegaz successfully tried an IT platform supporting a digital twin for the Pyreynoye field. It also developed a prototype allowing for 3D visualisation (Mitra), getting ready for pilot testing.
  • Sibneftegaz approved the concepts and started testing initiatives focused on real-time control over wells and infrastructure facilities, with an IR imager installed at a gas well pad to detect gas leaks (Atlas), online control over well operations and real-time processing of gas well surveys using machine learning techniques (Boreas), maintenance based on predictive analytics for gas gathering and pre-transport treatment equipment (Thor), a smart analysis prototype for gas assets (Amun), which provide for the management’s access to up-to-date production information and advanced and predictive analytics tools via mobile devices.
  • Rospan International started testing unmanned aerial vehicles to monitor abandoned and suspended wells (Hermes).
Oil Refining
Oil Refining
  • Saratov Refinery implemented prototypes of a multi-faceted energy efficiency monitoring and control system and a solution computing energy mix for better energy consumption. To enhance health and safety, it also prototyped personnel monitoring technologies to detect and control personnel whereabouts within the refinery in real time.
  • Bashneft-Ufaneftekhim created a prototype of a business process monitoring and analytics system to facilitate prompt and informed management decisions.
  • Syzran Refinery successfully put into operation a system for optimised mixing of heavy petroleum products. It also prototyped technologies using computer vision and unmanned aerial vehicles to scan the refinery premises to detect leaks, unauthorised persons, fires, and emergencies.
  • Ryazan Refinery tested explosion-proof mobile devices to control equipment health, detect failures and monitor inspection routes. It also prototyped 3D scanning technologies for maintenance and repair visualisation.
  • As part of its pilot project to implement GE Smart Signal, Fleet Management and GE Meridium, Ryazan Refinery completed design and development, getting ready for pilot testing.
  • Rosneft developed digital solution concepts for predictive monitoring and computation of corrosion rates, smart leak control, on-site wireless data transfer solution template, virtual boardrooms, centralised monitoring and optimisation of alarm systems, industrial 3D printing, video surveillance of facilities and pipelines using IR images to control operating environment and failures.
Petrochemicals
Petrochemicals
  • Novokuybyshevsk Petrochemical Company tested a safety monitoring and employee control technology using a combination of computer vision, neural networks and conventional video analytics. It intends to develop this initiative in cooperation with HSE teams.
  • Ufaorgsintez tested a hardware and software system to control personnel whereabouts, personal protective equipment, employee health and physical activity, and environmental conditions. It intends to develop this initiative in cooperation with HSE teams.
  • Novokuybyshevsk Petrochemical Company developed a mathematical model of a gas fractionation unit to assess efficiency improvement initiatives, also contributing to better production planning.
  • Novokuybyshevsk Petrochemical Company developed and tested software robots to manage inventories and procurement procedures, which proved to be a real time saver. In 2020, it plans to robotise other labour-intensive routines.
Regional Sales
Regional Sales
  • As part of its Retail Mobility: Development of New Payment Technologies project, Rosneft launched a service of fuel payments via a mobile app at more than 120 of its BP-branded oil depots. To enhance its retail services, the Company partnered with banks to introduce a mobile app allowing customers to pay for fuel without leaving their car.
  • RN-Moscow launched a dedicated self-service terminal to improve customer experience, save their time while paying for fuel and increase the efficiency of its automatic filling stations, which was part of the project titled the Automatic Filling Station: Development of a Solution to Upgrade Low-Efficiency Filling Stations to be Transformed into Automatic Filling Stations.
  • RN-Card introduced a virtual fuel card for all B2B customers to offload its offices and optimise its costs. This solution allowing customers to issue a virtual fuel card via their personal account was deployed by more than 40 marketing and distribution companies.
  • Rosneft developed a prototype of a dedicated self-service terminal issuing fuel cards which performs customer identification and keeps track of issued fuel cards.
  • The Company developed a prototype of an automated monitoring system keeping track of fuel suppliers’ inventories on top-end digital platforms to ensure end-to-end supply chain control from oil depot to fuel nozzle, promote fail-safe controls over petroleum product losses and reduce fraud risks related to petroleum product management at filling stations and oil depots.
  • Rosneft implemented a blockchain-based electronic workflow prototype to better manage relationships with B2B customers and suppliers. It relies on a trusted EDI environment. This solution provides for better management of complementary goods supplies to its oil depots/filling stations.
Commerce and Logistics
Commerce and Logistics
  • As part of its efforts to digitalise its fleet, Rosnefteflot successfully implemented a Digital Fleet prototype based on digital scenarios, specifically Failure Detection in Vessel Operations, Smart Monitoring of Cargo Operations, following which it decided to initiate the respective pilot project.
  • The Company created the Digital Core for Commerce and Logistics and developed description of target business processes with a book of flowcharts, the list of milestones, matrix of business roles, register of process and policy changes, design concept, prototype documentation package, and the list of improvements required for the second phase of the Full-Scale Web Resource for Commerce and Logistics project.
  • As part of the Implementation of a Digital CRM Solution for Trading digital scenario, the Company initiated the respective project, established financial and technical requirements, selected the target platform, and approved the Terms of Reference.
HR Management
Управление персоналом
  • The Company is finalising tests on the Employee’s Personal Account digital scenario based on a mobile app which is set to enhance and facilitate online interactions between employees and the HR function.
  • The tests on the HR Bot digital scenario were completed. Rosneft’s employees can now use their workstations and mobile corporate devices to engage in Q&A sessions on HR matters via a dedicated software application, thus providing for fast and efficient communication in a consistent manner.
  • The Company continues to test a digital scenario of a modular and contextual self-education platform. Currently, the solution is available in the form of a mobile app for Android and iOS, as well as a web version. It provides employees with uniform content in the form of advisory videos.
  • The Company started working on the Digital Tools for Headcount Control digital scenario to source analytics to better manage headcount across its business units. It aims to develop headcount limits using smart systems which process big data in real time.
Capital Construction
Capital Construction

In 2019, the Company developed the IT Strategy based on the Programme of IT Projects for Capital Construction Automation within the Remit of the Department of Methodology and Control in Capital Construction in 2019–2021. It sets out the digital transformation priorities to improve the accuracy of project planning and risk assessment. As part of the strategy, the major focus was on the two digital initiatives: (1) the End-to-End Project Planning Efficiency Monitoring and (2) the Construction Delay Risk Prediction. The initiatives will help the Company identify schedule risks in a timely manner and predict delays in construction and installation operations by contractors based on the contractor’s history with the Company.

Following the review, the Company decided to deploy the technology, with pilot testing to commence in 2020.

Устойчивое развитие

Цифровизация

Приоритет цифровизации и технологии

Результаты за 2019 год

За 2019 год в рамках реализации цифровых программ бизнес- и функциональных блоков «Разведка и добыча», «Нефтепереработка», «Коммерция и логистика», «Региональные продажи», «Газ», «Нефтегазохимия», «Управление персоналом» и «Капитальное строительство» было разработано 24 концепции, 18 прототипов и проведено 28 апробаций цифровых решений, ряд которых переведен в промышленную эксплуатацию.

Направление «Разведка и добыча»
Разведка и добыча
  • Введено в эксплуатацию «Цифровое месторождение». Проект реализован на базе Илишевского месторождения ПАО АНК «Башнефть» и впервые в отрасли охватывает все основные процессы нефтедобычи и логистики. Внедрение новейших цифровых технологий на Илишевском месторождении ПАО АНК «Башнефть» позволит добиться существенного роста производственных показателей и значимого экономического эффекта. Количество дистанционно управляемых объектов увеличится почти на 60 %, энергоэффективность процессов добычи повысится на 5 % и на 5 % снизятся логистические издержки.
  • На объекте ПАО «Варьеганнефтегаз» успешно эксплуатируется технология компьютерного зрения. Технология, основанная на алгоритмах искусственного интеллекта, автоматически и в режиме реального времени фиксирует нахождение людей в опасных зонах, определяет наличие средств индивидуальной защиты и способно незамедлительно проинформировать о чрезвычайных происшествиях. В рамках V Технологической конференции блока «Разведка и добыча» ПАО «НК «Роснефть» проведена живая трансляция работы технологии.
  • Созданы детализированные трехмерные модели для шести добывающих активов (ООО «РН-Уватнефтегаз», ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз», ООО «РН-Ванкор», АО «НК «Конданефть», АО «Верхнечонскнефтегаз» и АО «Востсибнефтегаз»). Трехмерные модели будут использованы при создании единой информационно-технологической среды мониторинга работы нефтепромыслов с использованием продвинутой визуализации и трехмерного двойника актива. Прототип этой системы также был продемонстрирован на V Технологической конференции блока «Разведка и добыча» ПАО «НК «Роснефть».
  • Разработанный комплекс дрон-мониторинга успешно прошел летные испытания, в том числе в сложных климатических условиях. Комплекс включает в себя беспилотный аппарат собственной разработки, который может быть оборудован видеокамерой, тепловизором, газоанализатором, а также станции зарядки и обогрева беспилотных летательных аппаратов и программное обеспечение для управления полетными планами. Комплекс позволит упростить и обезопасить инспекцию инфраструктурных объектов и трубопроводов. Применяемые в комплексе технологии компьютерного зрения способны в автоматическом режиме определять присутствие людей и техники в охраняемых зонах и информировать о разливах нефтепродуктов.
  • На объектах АО «Самотлорнефтегаз» успешно применена технология машинного обучения при прогнозе отказов установки электроприводного центробежного насоса для управления цепочкой поставок и оптимизации складских запасов. Разработанная технология основана на искусственном интеллекте и нейронных сетях и способна существенно повысить точность прогноза по отказам оборудования, таким образом помогая более точно планировать процессы снабжения.
  • Выявлены и опробованы новые перспективные технологии. Создан прототип технологии для ремонтных бригад, который получил название «Цифровые бригады ТКРС». Проведены предварительные испытания перспективных технологий удаленного мониторинга утечек газа с помощью современных лазерных газоанализаторов.
Направление «Газ»
Газ
  • Программа цифровизации бизнес-блока «Газ» включает 17 цифровых инициатив и состоит из двух частей: 12 уникальных инициатив блока «Газ» и пять инициатив блока «Разведка и добыча»,которые планируется адаптировать под задачи газового направления. В качестве полигонов для апробации новых технологий определены АО «Сибнефтегаз» и АО «Роспан Интернешнл». В 2019 году разработана и успешно защищена первая в Компании концепция цифрового газового месторождения. которые планируется адаптировать под задачи газового направления. В качестве полигонов для апробации новых технологий определены АО «Сибнефтегаз» и АО «Роспан Интернешнл». В 2019 году разработана и успешно защищена первая в Компании концепция цифрового газового месторождения.
  • В АО «Сибнефтегаз» успешно проведена апробация технологии оперативной интегрированной оптимизации добычи газа на Пырейном газоконденсатном месторождении с применением методов машинного обучения. Создан прототип интегрированной модели месторождения («Один»), ведется подготовка к запуску проекта пилотного внедрения.
  • В АО «Сибнефтегаз» успешно проведена апробация информационно-технологической платформы, реализующей цифровой двойник Пырейного промысла АО «Сибнефтегаз». Создан прототип с трехмерной визуализацией промысла («Митра»), ведется подготовка к запуску проекта пилотного внедрения.
  • В АО «Сибнефтегаз» на стадию апробации после успешной защиты концепций вышли инициативы по контролю устойчивости скважин и объектов инфраструктуры в режиме реального времени. Также установлен тепловизор на кусте газовых скважин для удаленного обнаружения утечек газа («Атлант») и вышли на апробацию инициативы по онлайн-контролю технологического режима скважин и обработке исследований на газовых скважинах в режиме реального времени с применением машинного обучения («Борей»), обслуживанию на основе предиктивной аналитики состояния производственного оборудования, предназначенного для сбора и подготовки газа к дальнему транспорту («Тор»). На стадию прототипирования вышло решение по интеллектуальному анализу газовых активов («Амон»), предоставляющее руководству доступ к актуальной производственной информации и инструментам продвинутой и прогнозной аналитики с мобильных устройств.
  • В АО «Роспан Интернешнл» запущена в апробацию технология беспилотных летательных аппаратов для удаленного контроля состояния фонда ликвидированных и законсервированных скважин («Гермес»).
Направление «Нефтепереработка»
Нефтепереработка
  • В ПАО «Саратовский НПЗ» реализованы прототипы системы по многофакторному мониторингу и контролю энергоэффективности и системы расчета энергобаланса для оптимизации энергопотребления. Для повышения уровня промышленной безопасности и охраны труда проведено прототипирование технологий мониторинга персонала, позволяющих в режиме реального времени определять и контролировать местонахождение работников на НПЗ.
  • В ПАО АНК «Башнефть-Уфанефтехим» для обеспечения оперативности и повышения качества принятия управленческих решений создан прототип системы мониторинга и аналитики показателей бизнес-процессов.
  • В АО «Сызранский НПЗ» успешно введена в промышленную эксплуатацию система по оптимизационному смешению темных нефтепродуктов. С целью контроля периметра НПЗ в части определения местонахождения утечек, посторонних людей, возгораний и других нештатных ситуаций было проведено прототипирование технологий, использующих компьютерное зрение и беспилотные летательные аппараты.
  • В АО «РНПК» с целью контроля состояния технических устройств, фиксации отклонений в их работе и мониторинга прохождения маршрутов обходов проведена апробация применения взрывозащищенных мобильных устройств, также проведено прототипирование технологий 3D-сканирования для визуальной поддержки процессов технического обслуживания и ремонта.
  • В АО «РНПК» в рамках пилотного проекта по внедрению систем GE Smart Signal, Fleet Management и GE Meridium завершился этап технического проектирования и ведутся работы по развертыванию системы в тестовой среде для проведения опытной эксплуатации.
  • Разработаны концепции цифровых решений по предиктивному мониторингу и расчету коррозии, интеллектуальному контролю утечек, созданию шаблонного решения по беспроводной передаче данных на НПЗ, виртуальным переговорным комнатам, централизованному мониторингу и рационализации сигнализаций, промышленной 3D-печати, видеоконтролю режимов работы / целостности установок и трубопроводов с применением тепловизионного контроля.
Направление «Нефтегазохимия»
Нефтегазохимия
  • На производственной площадке АО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» (АО «ННК») проведена апробация технологии мониторинга техники безопасности и контроля действий персонала с помощью компьютерного зрения с использованием классической видеоаналитики и нейронных сетей. Развитие данной инициативы планируется совместно с направлением ПБОТОС.
  • На производственной площадке ПАО «Уфаоргсинтез» проведена апробация программно-аппаратного комплекса по контролю местоположения персонала, комплектности средств индивидуальной защиты, физической активности и состояния персонала и окружающей среды. Развитие данной инициативы планируется совместно с направлением ПБОТОС.
  • Силами специалистов АО «ННК» создана математическая модель газофракционирующей установки, позволяющая повысить точность производственного планирования и проводить оценку мероприятий повышения эффективности.
  • В АО «ННК» разработаны и протестированы программные роботы для операций формирования материального производственного баланса и процессов снабжения. Достигнутые успехи позволили существенно сократить временные затраты на реализацию процесса. В 2020 году планируется проведение роботизации применительно к другим рутинным трудоемким процессам предприятия.
Направление «Региональные продажи»
Региональные продажи
  • На более чем 120 АЗК BP появилась возможность оплаты через мобильное приложение в рамках проекта «Ритейл-мобильность: развитие новых технологий оплаты». В целях улучшения сервиса по розничной продаже нефтепродуктов на АЗС Компании в сообществе с банками-партнерами реализовано мобильное приложение, позволяющее произвести заправку, не выходя из автомобиля.
  • В АО «РН-Москва» в рамках повышения качества обслуживания розничных клиентов на АЗС, сокращения времени на оплату топлива и повышения экономической эффективности автоматических АЗС запущен в пилотную эксплуатацию целевой терминал самообслуживания (ТСО). Активность производилась в рамках проекта «Автомат: разработка технического решения для модернизации низкоэффективных заправочных станций и переоборудования их в автоматические АЗС».
  • Для снижения нагрузки на офисы ООО «РН-Карт» в части выдачи топливных карт и оптимизации затрат внедрена виртуальная топливная карта для всех B2B-клиентов АЗК. Решение позволяет выпустить виртуальную топливную карту в личном кабинете клиента и внедрено на более чем 40 предприятиях нефтепродуктообеспечения.
  • Разработан прототип решения по выдаче топливных карт в режиме самообслуживания на специальном терминале, позволяющем осуществлять идентификацию доверенного лица в процессе выдачи и осуществлять учет выданных топливных карт.
  • В связи с необходимостью повышения качества сквозного контроля цепочки движения нефтепродуктов от входа на нефтебазу до пистолета топливораздаточной колонки АЗС, повышения отказоустойчивости процессов контроля потерь нефтепродуктов, а также снижения риска фродовых операций с нефтепродуктами на АЗС и нефтебазах, разработан прототип автоматизированной информационной системы мониторинга сохранности материальных запасов ПНПО на высокотехнологичных цифровых платформах.
  • Для повышения эффективности взаимодействия с поставщиками товаров и услуг для АЗС реализован прототип электронного документооборота с поставщиками / B2B-клиентами с использованием технологии блокчейн. Обеспечена возможность использования доверенной EDI-среды для поставок на АЗС. Апробируемое решение позволяет повысить эффективность управления цепочкой поставок сопутствующих товаров на АЗК/АЗС.
Направление «Коммерция и логистика»
Коммерция и логистика
  • Для АО «Роснефтефлот» в рамках концепции цифровизации судов успешно реализован прототип решения «Цифровой флот» на базе цифровых сценариев: «Выявление аномалий в работе судов», «Интеллектуальный мониторинг грузовых операций». По результатам прототипирования принято решение об инициировании пилотного проекта целевого решения.
  • Создано «Цифровое ядро» блока «Коммерция и логистика», разработаны: альбом схем целевых бизнес-процессов, описание целевых бизнес-процессов и перечень контрольных точек в рамках целевых бизнес-процессов блока «Коммерция и логистика», матрица бизнес-ролей, реестр процессных изменений и изменений регламентирующих документов, концептуальный дизайн, пакет технической документации на прототип, реестр необходимых доработок для реализации на второй фазе проекта «Создание полнофункционального ИР КИЛ».
  • В рамках реализации цифрового сценария «Внедрение цифрового CRM-решения для трейдинга» инициирован одноименный проект – утверждены ФТТ, выбрана целевая платформа, согласовано АЗ.
Направление «Управление персоналом»
Управление персоналом
  • С целью повышения степени и скорости оперативного электронного взаимодействия между работниками и кадровой службой в рамках трудовых правоотношений завершается апробация цифрового сценария «Личный кабинет работника» на базе мобильного приложения.
  • Завершен этап апробации по цифровому сценарию «HR-бот». Решение позволяет работникам задавать вопросы и получать ответы по HR-тематикам в специализированной компьютерной программе в любое удобное время как со стационарных компьютеров, так и с мобильных корпоративных устройств, что обеспечит быстрое, качественное и единое предоставление информации.
  • Продолжается процесс апробации цифрового сценария по разработке платформы «Модульное и контекстное самообучение». В настоящее время апробируется решение, реализованное в виде мобильного приложения для операционных систем Android, iOS, а также для веб-версии. Решение позволяет предоставлять консультирующий контент в формате видеороликов для работников Компании по единому стандарту.
  • Для получения аналитических данных, являющихся базой для нормирования численности персонала производственных подразделений предприятий, инициирована работа над цифровым сценарием «Цифровые инструменты нормирования численности». Согласно созданной концепции разработка нормативов численности персонала на производственных объектах осуществляется с помощью интеллектуальных систем обработки больших данных в реальном времени.
Направление «Капитальное строительство»
Капитальное строительство

В 2019 году была разработана ИТ-стратегия «Программа ИТ-проектов автоматизации вида деятельности «Капитальное строительство» в части деятельности Департамента методологии и контроля в капитальном строительстве на горизонте 2019-2021гг.», включающая приоритетные сферы цифровизации с целью повышения точности календарно-сетевого планирования и расчета рисков. В рамках реализации ИТ-стратегии выполнена концептуальная проработка по 2 ключевым цифровым инициативам: (1) «Мониторинг эффективности сквозного процесса календарно-сетевого графика» и (2) «Прогноз рисков срыва сроков строительства по контрагентам». Данные цифровые инициативы позволят своевременно идентифицировать риски отклонения от графика проекта, а также прогнозировать риски срыва сроков подрядчиками СМР на основе анализа ретроспективных данных об эффективности работы с данными подрядчиками в периметре Компании.

По итогам проработки принято решение о применении технологии process mining, апробация запланирована в 2020 г.