Устойчивое развитие

Локализация и развитие промышленных кластеров

Программа локализации и импортозамещения техники и технологий в интересах ПАО «НК «Роснефть»

В Компании разработана и с 2015 года реализуется Программа локализации и импортозамещения техники и технологий ПАО «НК «Роснефть» (далее – ​Программа).

Основой Программы являются стратегические цели и задачи Компании, предусмотренные Стратегией Компании «Роснефть – 2022» и Долгосрочной программой развития Компании.

Мероприятия Программы направлены на выполнение следующих целей:

  • обеспечить развитие ПАО «НК «Роснефть» как высокотехнологичной нефтегазовой компании;
  • обеспечить технологическое лидерство по ключевым компетенциям: нефтегазодобыча и нефтегазопереработка;
  • обеспечить технологически устойчивое положение Компании на рынке углеводородов за счет повышения доли товаров российского производства и реализации проектов по локализации на территории Российской Федерации производства иностранного оборудования совместно с ведущими мировыми производителями нефтегазового оборудования;
  • обеспечить развитие инфраструктуры в интересах реализации проектов в области разведки, добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, реализуемых в рамках локализации производства оборудования.

В рамках выполнения мероприятий Программы «Роснефть» постоянно инвестирует в собственные решения и продукты, позволяющие сохранить технологическую независимость.

В части развития критических технологий по поиску, разведке, разработке месторождений полезных ископаемых, учитывая рост доли горизонтальных скважин и геолого-технологической сложности вовлекаемых запасов, увеличивается потребность в высокотехнологичных геофизических исследованиях скважин. Развитие отечественной базы высокотехнологичных методов исследования скважин является одной из приоритетных задач «Роснефти». В связи с этим в настоящее время Компания совместно с технологическим партнером –государственной корпорацией «Росатом» разрабатывает аппаратуру по определению элементного состава пород и каротажу во время бурения горизонтальных скважин, которая позволит обеспечить качественное изучение «сложных» коллекторов и независимость от дорогостоящего зарубежного сервиса.

Также ПАО «НК «Роснефть» и государственная корпорация «Ростех» в соответствии с совместно разработанной технологией прорабатывают проект по производству синтетических проппантов. Компания успешно провела научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в результате которых получены партии синтетических проппантов для опытно-промышленных испытаний на объектах нефтедобычи «Роснефти». Рассматривается вопрос размещения серийного производства синтетических проппантов на промышленных площадках Ростеха.

Развитие производства российских катализаторов является ключевым направлением обеспечения технологической устойчивости перерабатывающего сегмента Компании и снижения зависимости от импортных технологий. Компания «РН-Кат», специализирующаяся на производстве катализаторов, провела в 2019 году на базе Уфимского НПЗ промышленные испытания первой партии катализаторов для процессов гидроочистки, которые позволяют производить дизельное топливо в соответствии со стандартом «Евро‑5». Это первый катализатор гидроочистки для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги. Испытания показали, что катализатор собственной разработки позволяет получать дизельное топливо, которое соответствует всем современным техническим требованиям.

В 2019 году на территории Новокуйбышевского завода катализаторов построен новый, не имеющий аналогов в России, высокотехнологичный опытно-промышленный участок для производства катализаторов гидропроцессов. Новый комплекс позволит отрабатывать технологии производства катализаторов процессов нефтепереработки и нефтехимии с учетом перехода на крупнотоннажное производство. До настоящего момента в России такие технологические возможности отсутствовали. Современная технологичная площадка позволит ускорить процесс внедрения и коммерциализации разработок лабораторий научно-проектных институтов «Роснефти», работающих в области катализа и катализаторов процессов нефтепереработки и нефтехимии.

Также одним из стратегических направлений является разработка собственного специализированного наукоемкого программного обеспечения. К настоящему времени на производственных активах Компании используются пять программных комплексов (ПК): для моделирования месторождений – «РН-Геосим» и «РН-КИМ», моделирования дизайна гидроразрыва пласта (ГРП) – «РН-ГРИД», управления разработкой месторождений – «РН-КИН», а также проводки скважин любой сложности – «РН-Сигма».

В части ПК «РН-Геосим» в 2019 году разработаны программные модули по построению простых геологических моделей; в части ПК «РН-КИМ» разработаны модули по гидродинамическому моделированию крупных месторождений.

С помощью смоделированных в ПК «РН-ГРИД» операций ГРП в 2019 году ООО «РН-Юганскнефтегаз», дочернее предприятие Компании, провело очередной многостадийный гидроразрыв пласта (МГРП) на горизонтальной скважине в сверхнизкопроницаемом пласте баженовских отложений. При закачке в интервал пласта 610 т проппанта был получен приток нефти порядка 6,5 т/сут на стадию, что является уникальным результатом для российской нефтегазовой отрасли. На текущий момент более 8 тыс. операций ГРП выполнены с полным циклом проектирования в ПК «РН-ГРИД», продолжаются научно-исследовательские работы, направленные на дальнейшее развитие ПК «РН-ГРИД» с целью разработки новой функциональности и соответствия новым технологическим вызовам в области ГРП.

ПК «РН-КИН» обеспечивает 100 %-е покрытие оперативных задач по разработке месторождений. В части ПК «РН-Сигма» (геомеханическое моделирование устойчивости ствола скважины при бурении) разработана промышленная версия, которая проходит пилотные испытания в Обществах Группы. Созданный программный комплекс позволяет инженерам Компании расширить применение геомеханических методов расчета устойчивости ствола скважины и снизить риски осложнений при бурении наклонно-направленных и горизонтальных скважин.

Развитие машиностроительного кластера

В целях обеспечения технологической независимости и реализации проектов по локализации в периметре Компании была выделена группа предприятий «Промышленные активы» (далее – ​машиностроительный кластер), позволяющих технологически и логистически осуществлять производственную деятельность, обеспечивающую своевременный ремонт, сервисное обслуживание и изготовление оборудования (в том числе участвующего в программе импортозамещения) для нужд активов Компании.

Топ‑3 задач развития машиностроительного кластера на период 2020–2025 годов:

  • формирование научно-производственной инфраструктуры для организации реинжиниринга, внедрение инновационных технологий и импортозамещения;
  • реализация пилотных проектов и проведение опытно-конструкторских испытаний в рамках исполнения Целевых инновационных проектов Компании;
  • предоставление мощностей в рамках развития проектов по локализации производства с участием иностранных технологических партеров, а также совместных предприятий с российскими инновационными центрами/предприятиями.

Промышленный и судостроительный кластер на Дальнем Востоке

В целях развития судостроения и повышения эффективности освоения континентального шельфа по поручению президента России компания «Роснефть» реализует программу создания судостроительного кластера на Дальнем Востоке. Ядром является судоверфь «Звезда» в г. Большом Камне – ​это первый в России комплекс крупнотоннажного судостроения.

Необходимо отметить, что судоверфь имеет в портфеле заказов как ледоколы и суда высокого ледового класса, так и суда, работающие на СПГ‑топливе. Такой набор компетенций является уникальным не только для российских, но и для ведущих мировых верфей.

Учитывая поставленные задачи по импортозамещению и повышению уровня локализации, вокруг судостроительного комплекса «Звезда» формируется промышленный кластер производства судового комплектующего оборудования.

В 2019 году на объектах первой и второй очередей строительства верфи выполнен колоссальный объем работ:

  • произведено дноуглубление акватории объемом 6,5 млн куб. м;
  • отсыпано более 700 тыс. куб. м грунта;
  • уложено более 136 тыс. куб. м бетона;
  • обустроено более 16,5 тыс. кв. м площадок;
  • смонтировано около 12 тыс. т металлоконструкций;
  • устроено 3,2 тыс. т шпунта и 7 тыс. свай.

Для сухого дока в июне 2019 года поставлен и смонтирован еще один кран «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тыс. т. Сухой док судостроительного комплекса «Звезда» – ​уникальное гидротехническое сооружение размерами 485 × 114 × 14 м. Он позволит осуществлять постройку большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спусковой массы корпусов. Работы по строительству объекта ведутся опережающими темпами, ввод в эксплуатацию намечен в 2020 году – на три года раньше запланированного срока.

Между ООО «ССК «Звезда» и Samsung Heavy Industries Co. Ltd. (Республика Корея) в 2019 году учреждено совместное предприятие по управлению проектами строительства на судостроительном комплексе «Звезда» челночных танкеров дедвейтом от 42 тыс. до 120 тыс. т. Предприятие учреждено в соответствии с подписанным в 2018 году соглашением об обмене опытом в области проектирования и строительства челночных танкеров. Samsung Heavy Industries предоставит судостроительному комплексу «Звезда» документацию базового и детального проекта судов, окажет содействие в разработке рабочей конструкторской документации танкеров-челноков совместно с АО «ЦКБ «Лазурит».

В 2019 году были подписаны контракты на строительство девяти судов, что будет способствовать дальнейшему развитию судоверфи крупнотоннажного судостроения в Приморском крае.

Промышленный и судостроительный кластер на Дальнем Востоке

Прикладной инженерный и учебный центр «Сапфир»

Проект по разработке винторулевых колонок

Вокруг судостроительного комплекса «Звезда» образуется промышленный кластер судового комплектующего оборудования. На территории кластера возведен цех завода по производству винторулевых колонок (ВРК), которые будут устанавливаться на судах ледового класса, в том числе на судах-газовозах.

Руководит проектом по разработке и локализации производства ключевого элемента судовой электродвижительной системы, ВРК, совместное предприятие ПАО «НК «Роснефть» и General Electric – ​ООО «Завод ВРК Сапфир».

Завершена реализация первого этапа строительства завода ВРК, в 2019 году получено разрешение на ввод в эксплуатацию. В настоящее время завод ВРК приступил к сборке ВРК 7,5 МВт для использования на третьем и четвертом судах снабжения усиленного ледового класса, строящихся по заказу Компании на верфи судостроительного комплекса «Звезда».