Устойчивое развитие

Взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками

ПАО «НК «Роснефть» – ​один из крупнейших потребителей товаров, работ и услуг среди российских частных компаний и компаний с государственным участием. Годовой объем закупок товаров, работ и услуг Компании (ПАО «НК «Роснефть» и Обществ Группы) у сторонних контрагентов составил 2,6 трлн руб.

Стабильно высокий объем потребности Компании в товарах, работах и услугах является мощнейшим рычагом развития экономики Российской Федерации.

Поэтому важнейшей составляющей залога успеха является долгосрочное сотрудничество Компании с поставщиками и подрядчиками. Во многом выстраиванию таких отношений способствуют долгосрочные договоры. Так, в 2019 году покрытие долгосрочными контрактами производственной программы Компании превысило 70 %.

Размещение долгосрочных заказов гарантирует стабильность развития нефтегазовой отрасли, машиностроения и рынка сервисных услуг, обеспеченность рабочих мест для работников всех отраслей и создает условия для разработки новых технологий.

Компания последовательно движется к внедрению категорийного управления в закупочной деятельности, в том числе с использованием основного инструмента – ​категорийной/закупочной стратегии.

В 2019 году продолжена работа по увеличению доли покрытия потребности категорийными и закупочными стратегиями, обеспечены разработка и утверждение 18 категорийных/закупочных стратегий. Уровень покрытия потребности по бизнес-плану 2020 года действующими стратегиями составляет 48 %.

В рамках внедрения категорийного управления в снабжении и в целях развития механизма долгосрочной квалификации надежных контрагентов был проведен системный анализ всей номенклатуры материально-технических ресурсов ( ​МТР), по итогам которого с учетом материальности, значимости для бизнеса и частоты закупок были определены ключевые высокостоимостные и критичные МТР.

За счет применения единых формулировок и подходов проведена унификация и систематизация квалификационных требований, сформированы базовые критерии, являющиеся едиными для всех категорий МТР, а также специфические критерии – ​индивидуальные требования к отдельным видам продукции с учетом специфики закупаемых МТР.

Также для выстраивания долгосрочных взаимоотношений с поставщиками локальными нормативными документами Компании предусмотрена долгосрочная аккредитация (до 18 мес.), позволяющая существенно сократить издержки потенциальных поставщиков, участвующих в процедурах закупки. Процедуру аккредитации можно пройти как при участии в закупочных процедурах Компании, так и заранее.

В целях повышения экономической эффективности закупок Компания, являясь вертикально интегрированной холдинговой компанией, осуществляет консолидированные закупки товаров, работ и услуг для Обществ Группы. Данный подход соответствует рекомендациям федеральных органов исполнительной власти. Закупки МТР централизованы в ПАО «НК «Роснефть» на уровне 59,4 %, в том числе номенклатура компетенции Аппарата управления Компании – ​49,3 %, прочая региональная номенклатура – ​в размере до 10,1 %.

При выборе поставщиков и подрядчиков Компания руководствуется принципами открытости, конкурентности, обоснованности, эффективности и отсутствия дискриминации. Указанные принципы установлены действующим законодательством Российской Федерации (в частности, Федеральным законом от 18 июля 2011 года  223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») и реализуются через Положение о закупке товаров, работ, услуг, единое для Компании и Обществ Группы.

Прозрачность закупок, расширение конкуренции и равный доступ участников рынка к участию в закупках обеспечиваются за счет организации закупочных процедур в электронном виде на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг». Практически все конкурентные закупки Компании проводятся в электронном виде.

Кроме того, максимальная прозрачность обеспечивается за счет публикации в открытом доступе планов закупки, информации о проведении и результатах закупок, а также исполнении и заключении договоров (информация о более чем 99 % проводимых закупок публикуется в открытом доступе в интернете).

Для повышения прозрачности закупочной деятельности на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг» (в секции ПАО «НК «Роснефть») Компанией и Обществами Группы в 2019 году инициировано более 102 тыс. закупочных процедур с общей начальной (максимальной) ценой более 2,1 трлн руб., зарегистрировано более 203 тыс. поставщиков (накопительный итог с начала работы электронной торговой площадки АО «ТЭК-Торг»).

В целях повышения прозрачности и эффективности мелких закупок (стоимостью до 500 тыс. руб.) на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг» был внедрен Корпоративный интернет-магазин (КИМ). КИМ обеспечивает ускорение и контроль внутренних бизнес-процессов Компании и Обществ Группы, оптимизацию в части сокращения времени проведения закупок и операционных издержек, а также снижения закупочных цен за счет увеличения конкуренции. Данный механизм обеспечил привлечение на закупки Компании новых контрагентов (преимущественно представителей малого и среднего предпринимательства (МСП)). В КИМ зарегистрировано более 14 тыс. поставщиков, в том числе более 10 тыс. – ​субъекты МСП. За 2019 год было опубликовано более 29 тыс. закупочных процедур, объем завершенных закупок составил более 2 млрд руб.

Компания ориентирована на развитие взаимоотношений с субъектами МСП. С целью расширения доступа субъектов МСП к закупкам Компании на постоянной основе реализуются мероприятия в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Выполнены показатели по доле закупок у субъектов МСП во исполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года  1352. По результатам 2019 года объем договоров, заключенных ПАО «НК «Роснефть» с субъектами МСП (включая договоры, заключенные Обществами Группы от имени ПАО «НК «Роснефть»), с учетом объемов оплат, приходящихся на 2019 год, составил 16,3 млрд руб., в том числе по результатам прямых закупок среди МСП – ​4,1 млрд руб.

Стоит отметить, что более 76 % потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг, аккредитованных в ПАО «НК «Роснефть», являются субъектами МСП.

В Компании реализуется Программа локализации и импортозамещения техники и технологий в интересах ПАО «НК «Роснефть» на 2019–2021 годы с перспективой до 2028 года. Положением о закупке товаров, работ и услуг предусмотрено право Компании применять приоритеты товаров российского происхождения, а также работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими лицами, в случаях и порядке, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Компания реализует проект по созданию Общего центра обслуживания (ОЦО) в г. Самара, целью которого является централизация в ОЦО транзакционных рутинных операций процесса снабжения по «конвейерному» принципу, а также функций по поддержке категорийного управления. В соответствии с утвержденным подходом в 2019 году в ОЦО успешно переведены региональные функции по оперативному управлению качеством МТР и перераспределению запасов.

В целях формирования кадрового ядра ОЦО на работу привлечены как опытные эксперты, так и молодые специалисты. Для привлечения и подготовки молодых специалистов в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве с ключевым опорным вузом г. Самары (Самарский государственный технический университет) разработан обучающий курс «Управление системой снабжения на предприятиях нефтегазового комплекса».

В рамках реализации Стратегии «Роснефть – ​2022» выполняются работы по созданию системы взаимодействия участников поставки с элементами технологии блокчейн. В первом полугодии 2019 года были разработаны и согласованы целевые бизнес-процессы, согласована концепция реализации системы взаимодействия участников поставки, подготовлен план-график выполнения работ, реализован прототип ИТ‑системы.

В Компании реализованы и успешно используются «роботы» по автоматизации процессов отчетности и управления запасами. Использование инструментов роботизации обеспечивает высвобождение ресурсов, ранее необходимых для выполнения рутинных алгоритмизированных операций, и позволяет Компании:

  • переориентировать фокус персонала на выполнение более высокоинтеллектуальных задач;
  • митигировать риски ошибок ( «человеческого фактора») при работе с большими объемами данных;
  • кратно повысить скорость выполнения рутинных операций с возможностью непрерывной работы 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Компания заинтересована в дальнейшем развитии технологий роботизации.
Взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками