Market overview and competitive environment

Macroeconomic Environment in 2020

GDP

In 2020, the COVID-19 pandemic swept the world, causing a global slump in economic activity, border closures, lockdowns, business shutdowns, market disruptions, falling stock prices and bond yields, lower incomes and demand, and rising unemployment.

According to January 2021 estimates from the International Monetary Fund (IMF), global economy in 2020 (PPP Purchasing power parity. GDP in constant 2011 prices) declined by 3.5% year-on-year. Developed economies shrank by 4.9% year-on-year, while emerging markets lost 2.4% of their GDP year-on-year.

The service sector was hit the hardest by the pandemic-related lockdowns, which explains the deeper contraction of developed economies compared to developing countries.

According to the IMF, the US GDP decreased by 3.4% year-on-year in 2020 prompting the US Federal Reserve to resort to exceptional fiscal stimulus measures. The Fed cut its interest rate three times during the year down to 0–0.25% in March 2020 in an effort to shore up business and household demand for loans, support living standards and economic activity. If COVID-19 is successfully tackled, the US economy is expected to grow by 5.1 year-on-year in 2021.

The IMF estimates that Eurozone’s GDP declined by 7.2% year-on-year in 2020 as a result of lengthy lockdowns, border closures and other restrictions.

To prop up the economy, the European Central Bank kept its interest rate at 0% throughout the year, while the deposit and short-term loan rates were at -0.4% and 0.25%, respectively. The regulator also launched the Pandemic Emergency Purchase Programme (PEPP) of private and public sector securities worth up to EUR 1.85 trln. Under the programme, the European Central Bank is able to buy, in particular, Greek debt obligations, which were left out of the previous asset purchase programme. The programme is expected to last until the end of March 2022. Provided the pandemic is successfully controlled, the Eurozone is projected to grow by 4.2% year-on-year in 2021.

UK registered the most significant GDP decline among developed nations – 10.0% year-on-year, according to the IMF. Investment fell by 11.3% year-on-year, while household expenditures dropped by 12.1% year-on-year on the back of the global pandemic and Brexit.

In some emerging economies, the COVID-19 impact was exacerbated by a slump in commodity prices and geopolitical tensions.

China was the only major economy to avoid an absolute decline in GDP caused by COVID-19. Contracting by 6.8% in the first quarter of 2020 during the pandemic’s first wave, China’s economy subsequently gained traction recording a 2.3% year-on-year growth at year’s end – the lowest rate since 1976. China’s growth recovery in 2020 was mostly driven by investmentsAccording to the January 2021 estimates from the International Monetary Fund (IMF). . Chinese exports grew at the year’s end, as pandemic-related disruptions around the world fuelled demand for Chinese goodsSee more in Reuters,
National Bureau of Statistics of China
. If this trend continues, the IMF projects China's economy to grow at 8.1% year-on-year in 2021.

COVID-19 drove India's GDP down by 8.0% year-on-year in 2020. However, the lifting of the coronavirus restrictions following wide-spread vaccination in 2021 coupled with an increase in business activity could help the country’s economy rebound by 11.5% year-on-year.

Countries across Latin America also suffered from economic downturn of various intensity, with Brazil's GDP falling by 4.5% year-on-year in 2020.

The Middle East and Central Asia recorded a significant contraction of their economies in 2020. Saudi Arabia’s year- GDP dropped by 3.9% year-on-year.

Under the IMF's upside scenario, global economy is projected to grow by 5.5% year-on-year in 2021, moderating to 4.2% in 2022. In 2021, GDP growth rates in advanced economies will rise to 4.3% year-on-year while emerging markets will enjoy growth of up to 6.3%.

The COVID-19 pandemic continues to present the greatest challenge to the global economy. The latter also suffers from continued trade and political tensions between the world’s three main economic powers, particularly, the US and China.

GDP Growth Rates in Developed Economies, % year-on-year
Source: IMF
GDP Growth Rates in Emerging Markets, % year-on-year
Source: IMF

Global Trade

In 2020, widespread restrictions and business closures resulted in global trade contracting by 9.6% year-on-year, according to the IMF. This decline followed a sluggish 1.0% year-on-year growth in 2019 caused by global trade tensions.

Trade in goods and services in developed economies dropped by 10.1% year-on-year in 2020, while also sinking by 8.9% year-on-year in emerging markets.

The greater decline in trade compared to that of GDP, both globally and in groups of advanced and developing economies, points to the prevalence of regional rather than global integration trends.

Under a favourable COVID-19 scenario, the IMF forecasts a global trade growth at 9.2% year-on-year in 2021 and 6.7% year-on-year in 2022. These rates are in excess of projected world GDP growth, suggesting a return to the global cooperation mode.

Russian Economy

As estimated by the IMF, the Russian economy shrank by 3.6% year-on-year in 2020, while according to the Russian Ministry of Economic Development it declined by 3.8% year-on-year. According to an initial assessment from the Federal State Statistics Service (Rosstat), Russia's GDP in 2020 dropped by 3.1% year-on-year, less than the agency’s original forecast. In 2019, the country’s economy grew by 2.0% year-on-year.

The downturn was mainly caused by widespread COVID-19 restriction measures in Russia and across the world and their negative impact on foreign trade, including decline in global demand and lower prices for Russian exports.

According to the Federal Customs Service of Russia, during the global recession, Russian exports According to the customs statistics. dropped in value terms by 21.3% year-on-year in 2020 (a decrease of USD 89.9 bln) to USD 332.87 bln vs USD 422.8 bln in 2019.

In 2020, exports contracted almost across the board, with crude oil, petroleum products, and gas (including liquefied natural gas – LNG) hit the hardest. The reduction in oil exports was largely due to the OPEC+ agreement to cut production.

In value terms, crude oil exports shrank by 40.4% year-on-year in 2020 to USD 72.4 bln, petroleum products dropped by 32.2% year-on-year to USD 45.3 bln, gas, including LNG, slipped by 35.4% year-on-year to USD 32.0 bln. In 2020, crude hydrocarbons and petroleum products accounted for 44.3% of total exports, down 11.8 p.p. year-on-year.

Russia’s budget deficit in 2020 was at 4.5% of GDP, public debt went up from 12.3% of GDP in 2019 to 19.1% of GDP as at 1 January 2021.

According to the Bank of Russia, the country’s foreign debt as at 1 January 2021 stood at USD 470.1 bln, down by USD 21.3 bln compared with the beginning of the year. Debt obligations to non-residents decreased in all sectors of the economy, with the greatest decline in other sector foreign loans See more on Bank of Russia website .

As at 1 January 2021, Russia’s foreign reserves were up by USD 41.4 bln to USD 595.77 bln, mainly due the increased share of monetary gold (69% contribution). Therefore, Russia’s net debt is negative.

Major international rating agencies confirmed the resilience of Russia’s economy and financial system. S&P Global Ratings, Moody’s and Fitch affirmed Russia’s sovereign investment-grade rating at “BBB–,” “Baa3,” and “BBB”, respectively, with a stable outlook.

Russian Exports, USD bln
Source: Federal Customs Service of Russia
Changes in Real Disposable Income and Wages in Russia, % year-on-year
Source: Rosstat

In 2020, the number of those employed decreased even further building on the descending trajectory of recent years. In December 2020, employment went down by 1.7 mln people or 2.3% year-on-year. The decline in employment was due to both a natural reduction in the labour force by almost 0.7 mln people (down 0.9% year-on-year) and an increase in the number of unemployed by 1 mln people (up 27.6% year-on-year). The unemployment rate in December 2020 was up by 1.3 p.p. year-on-year at 5,9%, the highest in five years.

In 2020, the recession resulted in lower consumer purchasing power, with the real disposable income falling by 3.5% year-on-year, according to Rosstat. However, real accrued wages increased in 2020 by 2.2% year-on-year.

According to the September 2020 forecast from the Russian Ministry of Economic Development, economic recovery in 2021 will be influenced by a number of competing factors. On the one hand, as vaccines are rolled-out and lockdowns and business restrictions are lifted, growth will be increasingly driven by the government stimulus initiatives supporting the national development goals. On the other hand, fiscal consolidation and a gradual reduction of the pandemic-related fiscal support in 2021 are expected to constrain economic growth.

Unemployment in Russia (at Year-End), % of Economically Active Population

Taking into account these factors, the Ministry of Economic Development projects a 3.3% year-on-year GDP growth in 2021 and at least 3.0% year-on-year in 2022–2023 driven mainly by expanding domestic demand, both consumer and investment.

According to the January 2021 forecast from the IMF, the Russian economy will grow by 3.0% year-on-year in 2021, accelerating to up to 3.9% year-on-year in 2022.

Energy Prices. Foreign Exchange Rates, Monetary Policy and Inflation in Russia

In 2020, oil prices plummeted reflecting a crisis in the global oil market caused by an unprecedented decline in demand as a result of COVID-19 related restrictions. The annual average Brent price fell by 35.2% year-on-year to USD 41.67 per barrel. Sources: Platts, Expert and Analytical Group estimates. The annual average Urals price dropped to USD 41.74 per barrel, down by 34.2% year-on-year and was slightly higher than the price of Brent crude oil.

Throughout 2020, global oil prices were driven by mixed trends. In January–April 2020, Brent crude went down from USD 63.5 per barrel in January to USD 18.6 per barrel in April, while Urals crude dropped from USD 61.3 per barrel to USD 20.2 per barrel, respectively. The tumbling of oil prices in March–April 2020 was caused by the collapse of the OPEC+ deal due to the failure of the countries involved to reach agreement on limiting production amid falling demand for oil and high crude oil inventories. From May 2020 to the year’s end, there was an upward trend in oil prices supported by a new OPEC+ deal to cut production and gradual lifting of lockdown restrictions, with the monthly average Brent price reaching USD 49.9 per barrel in December. Some decline of prices in autumn was due to the second wave of COVID-19 and political tensions in the US related to the presidential election campaign.

Annual Average Brent and Urals Prices, USD/barrel
Sources: Platts, Expert and Analytical Group estimates.
Monthly Average Brent ad Urals Prices in 2020, USD/barrel
Source: Platts

Amid continued geopolitical tensions, lower oil prices, broader sanctions and the risk of new sanctions against Russia, the country’s national currency was weakening in 2020. According to the Bank of Russia, the annual average nominal USD/RUB exchange rate went up by 10.0% year-on-year in 2020 to RUB 71.94 per USD.

As at 31 December 2019, the nominal USD/RUB exchange rate was RUB 73.88 per USD, having grown by 17.4% over the year.

However, compared with the currencies of other developing and oil-producing countries, RUB’s depreciation in 2020 was not the most significant.

Annual Average Nominal USD/RUB
Changes “+” means currency appreciation while “–” means currency depreciation. in Annual Average Nominal Exchange Rates of the Largest Emerging Markets’ and Oil-Producing Countries’ National Currencies to USD in 2020, % year-on-year
Source: Bank for International Settlements
Changes “+” means currency appreciation while “–” means currency depreciation. in Nominal Exchange Rates of the Largest Emerging Markets’and Oil-Producing Countries’ National Currencies to USD at the End of December 2019 , % year-on-year
Source: Bank for International Settlements

Unlike in the previous years, the Bank of Russia pursued a rather soft monetary policy, acting resolutely to cut the interest rate. Between 7 February and 24 July 2020, the Bank of Russia reduced its interest rate four times from 6.25% per annum at the beginning of the year to 4.25% per annum, which remained unchanged through the year’s end.

According to Rosstat, inflation accelerated in 2020 reaching 4.9% in December (vs 3.0% in December 2019), not significantly deviating from the 2019 target of around 4.0% set in the Monetary Policy Guidelines for 2021–2022 published by the Bank of Russia. The rising inflation was primarily driven by the weakening of rouble’s nominal exchange rate against major currencies, with increased prices of imported goods causing prices of domestic products to grow. The higher inflation was also a result of monetary easing to help tackle the fallout of COVID-19 and, finally, it reflected changes in the international environment and poor yields of certain agricultural products.

Inflation in Russia, % year-on-year as at December
Sources: Bank of Russia, Rosstat
The Bank of Russia’s Interest Rate in 2020, % per annum
Source: Bank of Russia
Price and Tariff Indices
Metric 2019 2020
Dec/Dec y/y Dec/Dec y/y
Consumer price index 103.0 104.5 104.9 103.4
Industrial producer price index 95.7 102.9 103.6 97.1
Oil and natural gas production 89.2 102.3 90.7 78.9
Petroleum product output 84.7 97.0 96.8 89.8
Machinery manufacturing 102.5 103.0 104.9 104.6
Production, transmission and distribution of power 100.0 104.4 104.5 102.9
Freight rate index 101.5 102.8 105.2 101.7

Source: Rosstat

By contrast, the annual average consumer price index fell to 3.4% in 2020 (vs 4.5% in 2019).

As at December 2020, the annual average producer price index was 103.6% (vs 95.7% in December 2019). In 2020, the annual average industrial producer price index in Russia was 97.1% (vs 102.9% in 2019).

The Bank of Russia expects measures to curb inflation in 2021 to bring it back to the Bank’s target of no more than 4.0%. The Ministry of Economic Development expects a 3.7% year-on-year increase in prices as at December 2021 with an annual average rise of 3.6% year-on-year.

The Ministry forecasts that annual average industrial producer prices in Russia will go up by 5.0% year-on-year in 2021.

The Russian oil companies’ operating costs are very sensitive to changes in natural monopolies’ transportation tariffs.

Changes in Transneft’s tariffs
  • As at 1 January 2020, Transneft’s rates for oil transportation via trunk pipelines increased by 3.42%.
  • From 1 February 2020, the oil transit rates through the Republic of Belarus for OJSC Gomeltransneft Druzhba were increased by 6.6% (the forecast average annual inflation rate in Russia plus 3 p.p.).
Changes in Russian Railways’ tariffs
  • As at 1 January 2020, railway transportation tariffs increased by 3.5%.

Обзор рынка и конкурентная среда

Макроэкономическая ситуация в 2020 году

Динамика ВВП

В 2020 году пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 охватила весь мир и привела к повсеместному снижению деловой активности, закрытию границ, изоляции, остановке предприятий, дестабилизации работы рынков, падению цен на акции и доходности облигаций, снижению спроса, снижению доходов населения и росту безработицы.

По оценке Международного валютного фонда (МВФ) (январь 2021 года), спад мировой экономики в 2020 году (здесь и далее ВВП по ППСПаритет покупательной способности. в постоянных ценах 2011 года) составил 3,5 % г/г, ВВП развитых стран сократился на 4,9 % г/г в 2020 году, развивающихся – на 2,4 % г/г.

Связанные с пандемией локдауны наиболее негативно повлияли на сферу услуг, что обусловило более глубокое падение экономики развитых стран по сравнению с развивающимися.

ВВП США в 2020 году сократился, по данным МВФ, на 3,4 % г/г. В условиях спада экономики Федеральная резервная система (ФРС) США перешла к сверхмягкой денежно-кредитной политике и три раза в течение года снижала ключевую ставку, уже в марте 2020 года доведя ее до уровня 0–0,25 % годовых, стремясь обеспечить спрос на кредиты со стороны домохозяйств и предприятий для поддержки уровня жизни и экономической активности. В случае успешного преодоления пандемии ожидается, что экономический рост в США в 2021 году составит 5,1 % г/г.

ВВП зоны евро в 2020 году, по оценкам МВФ, сократился на 7,2 % г/г, что связано с продолжительными локдаунами, закрытием границ и другими карантинными мерами.

Для поддержки экономики еврозоны Европейский центральный банк весь год сохранял базовую процентную ставку на уровне 0 %, ставку по депозитам – на уровне –0,4 % годовых, ставку по краткосрочным кредитам – на уровне 0,25 %. Также регулятором была инициирована программа выкупа облигаций (Pandemic emergency purchase programme) на сумму до 1,85 трлн евро. В рамках программы Европейский центральный банк может покупать, в частности, долговые обязательства Греции, которые не были включены в прежнюю программу скупки активов. Ожидаемый горизонт покупок в рамках программы – конец марта 2022 года. При условии благоприятной эпидемической ситуации в еврозоне в 2021 году прогнозируется рост ВВП на 4,2 % г/г.

Наиболее значительно среди развитых стран сократился ВВП Великобритании – на 10,0 % г/г, по данным МВФ. В связи с мировой пандемией и выходом Великобритании из Евросоюза объем инвестиций в стране сократился на 11,3 % г/г, расходы населения – на 12,1 % г/г.

Негативное влияние на ряд развивающихся государств, помимо непосредственно пандемии, оказали снижение цен на сырьевые товары и геополитическая напряженность в различных регионах мира.

Китай стал единственной крупной экономикой в мире, избежавшей абсолютного спада ВВП из-за пандемии COVID-19. Экономика Китая, сократившись на 6,8 % в 1-м квартале 2020 года, в первую волну пандемии, впоследствии сумела набрать положительные темпы роста, которые по итогам года составили 2,3 % г/г (самые низкие темпы роста с 1976 года). Основной вклад в восстановительный рост китайской экономики в 2020 году внесли инвестицииПо оценке МВФ (январь 2021 года).. К концу года наблюдался рост китайского экспорта, поскольку экономические проблемы из-за коронавируса в других странах способствовали спросу на китайские товарыСмотрите подробнее на Reuters, National Bureau of Statistics of China. Сохранение таких тенденций, по оценкам МВФ, позволит Китаю достигнуть в 2021 году темпов роста 8,1 % г/г.

ВВП Индии под влиянием эпидемии сократился на 8,0 % г/г в 2020 году. Однако снятие ограничений в результате всеобщей вакцинации от коронавирусной инфекции в 2021 году и повышение деловой активности могут позволить Индии достичь восстановительного экономического роста на 11,5 % г/г.

Экономический спад в той или иной степени наблюдался и во всех странах Латинской Америки, спад ВВП Бразилии в 2020 году составил 4,5 % г/г.

Существенное сокращение экономики в 2020 году произошло в странах Ближнего Востока и Центральной Азии, в том числе в Саудовской Аравии – на 3,9 % г/г.

В случае реализации благоприятного сценария, по оценкам МВФ, восстановительный рост мировой экономики составит 5,5 % г/г в 2021 году с последующим замедлением до 4,2 % г/г в 2022 году. Темпы роста ВВП развитых стран в 2021 году вырастут до 4,3 % г/г, развивающихся – до 6,3 % г/г.

Основным риском для мировой экономики по-прежнему остается эпидемическая ситуация с COVID-19. Не снимаются с повестки дня экономические и политические противоречия между тремя главными мировыми экономическими центрами и в особенности между США и Китаем.

Темпы роста ВВП развитых стран, % г/г
Источник: МВФ
Темпы роста ВВП развивающихся стран, % г/г
Источник: МВФ

Мировая торговля

Повсеместные ограничения и закрытие предприятий обусловили падение мировой торговли, по оценкам МВФ, на 9,6 % г/г в 2020 году после и без того слабого роста из-за торговых противоречий в 2019 году (1,0 % г/г).

Объем торговли товарами и услугами развитых стран сократился в 2020 году на 10,1 % г/г, развивающихся – на 8,9 % г/г.

Превышение масштабов сокращения торговли над спадом ВВП в целом по миру и в отдельности по группам развитых и развивающихся стран свидетельствует о наличии процессов регионализации в противоположность глобализации.

При благоприятном сценарии развития эпидемической ситуации МВФ прогнозирует восстановительный рост мировой торговли в 2021 году на 9,2 % г/г и в 2022 году – на 6,7 % г/г. Такие темпы, превышающие мировой экономический рост, предполагают возвращение к прежней модели глобальной кооперации.

Экономика Российской Федерации

В 2020 году спад российской экономики, по оценкам МВФ, составил 3,6 % г/г, по оценкам Министерства экономического развития Российской Федерации – 3,8 % г/г. По данным Росстата (первая оценка), ВВП России в 2020 году сократился меньше предварительных ожиданий – на 3,1 % г/г (в 2019 году – рост на 2,0 % г/г).

Основными причинами экономического спада являются вызванные эпидемией COVID-19 повсеместные (в России и за рубежом) карантинные меры и связанная с ними неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура – снижение мирового спроса и мировых цен на продукты российского экспорта.

В условиях мирового кризиса экспорт российских товаровПо методологии таможенной статистики. (в стоимостном выражении) в 2020 году, по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, сократился на 21,3 % г/г (–89,9 млрд долл. США), до 332,87 млрд долл. США (422,8 млрд долл. США в 2019 году).

Сокращение российского экспорта в 2020 году произошло по всем позициям, но в наибольшей мере коснулось экспорта сырой нефти, а также нефтепродуктов и газа (включая сжиженный природный газ – СПГ). При этом в отношении нефти существенную роль сыграло сокращение добычи в рамках договоренностей ОПЕК+.

Стоимостный объем экспорта сырой нефти в 2020 году сократился на 40,4 % г/г, до 72,4 млрд долл. США, нефтепродуктов – на 32,2 % г/г, до 45,3 млрд долл. США, газа (включая СПГ) – на 35,4 % г/г, до 32,0 млрд долл. США. Доля углеводородного сырья и нефтепродуктов в общем стоимостном объеме экспорта товаров в 2020 году составила 44,3 %, что на 11,8 п. п. ниже уровня 2019 года.

Дефицит бюджета Российской Федерации в 2020 году составил 4,5 % ВВП, государственный долг увеличился с 12,3 % ВВП в 2019 году до 19,1 % ВВП по состоянию на 1 января 2021 года.

По оценке Центрального банка Российской Федерации, внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 года составил 470,1 млрд долл. США, сократившись с начала года на 21,3 млрд долл. США. Снижение долговых обязательств перед нерезидентами наблюдалось по всем секторам экономики, при этом наиболее заметным стало уменьшение иностранной задолженности прочих секторов по привлеченным кредитамСмотрите подробнее на сайте Банка России.

На 1 января 2021 года международные резервы Российской Федерации увеличились на 41,4 млрд долл. США, главным образом за счет роста в их составе объемов монетарного золота (вклад 69 %), и составили 595,77 млрд долл. США. Таким образом, чистый долг Российской Федерации является отрицательным.

Устойчивое состояние российской экономики и финансовой системы подтверждается и основными международными рейтингами. Ведущие рейтинговые агентства S&P Global Ratings, Moody’s и Fitch сохранили международные суверенные кредитные рейтинги России на прежнем инвестиционном уровне («ВВВ–», «Ваа3» и «ВВВ» соответственно) со «стабильным» прогнозом.

Экспорт товаров Российской Федерации, млрд долл. США
Источник: Федеральная таможенная служба Российской Федерации
Динамика реальных располагаемых доходов населения и заработной платы в России, % г/г
Источник: Росстат

В 2020 году усилилась тенденция предыдущих лет к снижению численности занятых: занятость в декабре 2020 года сократилась на 1,7 млн человек, то есть на 2,3 % по отношению к соответствующему периоду 2019 года. На сокращение занятости повлияло как естественное сокращение численности рабочей силы почти на 0,7 млн человек (–0,9 % г/г), так и увеличение численности безработных (рост на 1,0 млн человек, +27,6 % г/г).

Уровень безработицы в декабре 2020 года, таким образом, вырос за год на 1,3 п. п. и достиг максимального за пять лет значения – 5,9 %.

В 2020 году в связи с кризисной ситуацией покупательная способность населения снизилась. Реальные располагаемые денежные доходы, по оценке Росстата, в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизились на 3,5 %. В то же время реальная начисленная заработная плата в 2020 году увеличилась на 2,2 % г/г.

Уровень безработицы в России (на конец года), % экономически активного населения

Согласно прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации (сентябрь 2020 года), в 2021 году на темпы восстановления экономики будет оказывать влияние ряд разнонаправленных факторов. С одной стороны, по мере вакцинации и затухания эпидемии, снятия карантинных мер и ограничений деловой активности все большую поддержку росту будет оказывать эффект от стимулирующих мер правительства для достижения национальных целей развития. С другой стороны, бюджетная консолидация и постепенное сокращение в 2021 году бюджетной поддержки, непосредственно связанной с эпидемией, будут сдерживать экономический рост.

С учетом указанных факторов Министерство экономического развития Российской Федерации прогнозирует рост ВВП в 2021 году на уровне 3,3 % г/г, а в 2022–2023 годах рост экономики продолжится темпами не менее 3 % г/г и будет в основном опираться на расширение внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного.

МВФ (январь 2021 года) прогнозирует экономический рост России в 2021 году на 3,0 % г/г и ускорение роста до 3,9 % г/г в 2022 году.

Цены на энергоносители. Валютный курс, денежно-кредитная политика и инфляция в Российской Федерации

В 2020 году произошло значительное снижение цен на нефть из-за кризиса на мировом рынке нефти, обусловленного беспрецедентным падением спроса в связи с ограничительными мерами по борьбе с пандемией. Среднегодовая цена нефти Brent в 2020 году снизилась на 35,2 % по сравнению с 2019 годом и составила 41,67 долл. США / барр.Источники: Platts, расчеты Экспертно-аналитической группы. Среднегодовая цена нефти Urals в 2020 году составила 41,74 долл. США / барр., что на 34,2 % ниже уровня 2019 года, и таким образом оказалась даже чуть выше цены нефти Brent.

В течение 2020 года динамика мировых цен на нефть была разнонаправленной. В январе – апреле 2020 года происходило снижение цен на нефть Brent с 63,5 долл. США / барр. в январе до 18,6 долл. США / барр. в апреле (Urals – с 61,3 долл. США / барр. до 20,2 долл. США / барр.). Обвальное снижение цен на нефть в марте – апреле 2020 года было вызвано

прекращением сделки ОПЕК+ из-за отсутствия договоренностей между странами-участницами по ограничению добычи на фоне падающего спроса на нефть и высоких коммерческих запасов нефти. В период с мая до конца года после достигнутых договоренностей о сокращении добычи странами – участницами ОПЕК+ и по мере снятия карантинных ограничений наблюдался растущий тренд

цены, и в декабре среднемесячная цена Brent достигла 49,9 долл. США / барр. Некоторое снижение цен осенью было обусловлено второй волной коронавируса и напряженной ситуацией в США из-за выборов президента.

Среднегодовая цена на нефть Urals и Brent, долл. США / барр.
Источники: Platts, расчеты Экспертно-аналитической группы
Среднемесячная цена на нефть Urals и Brent в течение 2020 года, долл. США / барр.
Источник: Platts

В 2020 году на фоне сохранения геополитической напряженности, расширения санкций против Российской Федерации, рисков введения новых санкций и снижения цен на нефть отмечалось ослабление курса российской национальной валюты. В 2020 году среднегодовой номинальный курс доллара США к российскому рублю, по данным Центрального банка Российской Федерации, вырос на 10,0 % г/г и составил 71,94 руб. за долл. США.

Номинальный курс доллара США к российскому рублю на 31 декабря 2019 года составил 73,88 руб. за долл. США, рост на конец года – 17,4 % г/г.

При этом в 2020 году в сравнении с валютами других развивающихся и нефтедобывающих стран ослабление рубля оказалось не самым значительным.

Среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю, руб. / долл. США
ИзменениеУкрепление национальной валюты – «+», ослабление национальной валюты – «–». среднегодовых номинальных валютных курсов крупнейших развивающихся и нефтедобывающих стран к доллару США в 2020 году, % г/г
Источник: Банк международных расчетов
ИзменениеУкрепление национальной валюты – «+», ослабление национальной валюты – «–». номинальных валютных курсов крупнейших развивающихся и нефтедобывающих стран к доллару США на конец декабря 2019 года, % г/г
Источник: Банк международных расчетов

В 2020 году Центральный банк Российской Федерации в сравнении с предыдущими годами проводил достаточно мягкую денежно-кредитную политику, в рамках которой предпринял решительные действия по снижению ключевой ставки. В период с 7 февраля по 24 июля 2020 года ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации была снижена за четыре шага с 6,25 % годовых в начале года до значения 4,25 % годовых, оставшегося неизменным до конца года.

По данным Росстата, в 2020 году инфляция ускорилась и составила к концу 2020 года 4,9 % (декабрь к декабрю предыдущего года) (в 2019 году – 3,0 %), не сильно отклонившись от целевого ориентира по инфляции «вблизи 4 %», установленного в «Основных направлениях денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации на 2020 год и период 2021–2022 годов». Главными факторами ускорения инфляции в 2020 году стали: во-первых, ослабление номинального обменного курса рубля к основным иностранным валютам и вызванный этим эффект переноса роста цен импортной продукции во внутренние цены, во-вторых, смягчение денежно-кредитной политики в связи с пандемией COVID-19 и, в-третьих, международная конъюнктура и низкий урожай отдельных сельскохозяйственных товаров.

Инфляция в России, %, декабрь к декабрю предыдущего года
Источники: Центральный банк Российской Федерации, Росстат
Ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации в 2020 году, % годовых
Источник: Центральный банк Российской Федерации
Индексы цен и тарифов
Показатель 2019 2020
дек/дек г/г дек/дек г/г
Индекс потребительских цен 103,0 104,5 104,9 103,4
Индекс цен производителей промышленной продукции 95,7 102,9 103,6 97,1
Добыча нефти и природного газа 89,2 102,3 90,7 78,9
Производство нефтепродуктов 84,7 97,0 96,8 89,8
Производство машин и оборудования 102,5 103,0 104,9 104,6
Производство, передача и распределение электроэнергии 100,0 104,4 104,5 102,9
Индекс тарифов на грузовые перевозки 101,5 102,8 105,2 101,7

Источник: Росстат

Среднегодовой индекс потребительских цен в 2020 году, наоборот, оказался ниже, чем в 2019 году, и составил 3,4 % г/г (4,5 % г/г в 2019 году).

Индекс цен производителей в исчислении декабрь к декабрю предыдущего года в 2020 году составил 103,6 % (95,7 % в 2019 году). Среднегодовой индекс цен производителей промышленной продукции на внутреннем рынке в 2020 году составил 97,1 % (102,9 % в 2019 году).

Согласно прогнозу Центрального банка Российской Федерации, в 2021 году будут приняты меры для сдерживания роста

инфляции, что должно привести к возвращению темпов роста потребительских цен к целевому уровню Центрального банка Российской Федерации в пределах 4 %. Прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации предусматривает рост цен в 2021 году на 3,7 % на конец периода к декабрю предыдущего года; в среднем за 2021 год – на 3,6 % г/г.

По прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации, среднегодовые цены производителей промышленных товаров на внутреннем рынке в 2021 году повысятся на 5,0 % г/г.

Рост транспортных тарифов естественных монополий оказывает значительное влияние на уровень операционных затрат нефтяных компаний России.

Изменения тарифов ПАО «Транснефть»
  • С 1 января 2020 года индексация тарифов на услуги «Транснефти» на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам составила 3,42 %.
  • C 1 февраля 2020 года тарифы на транзит нефти по территории Республики Беларусь для ОАО «Гомельтранснефть Дружба» были проиндексированы на 6,6 % (среднегодовой темп инфляции, установленный прогнозом России, увеличенный на 3 п. п.).
Изменения железнодорожных тарифов ОАО «РЖД»
  • С 1 января 2020 года железнодорожные тарифы были проиндексированы на 3,5 %