Market overview and competitive environment

Operational and financial efficiency

The reporting year was marked by a number of developments that had a material impact on the whole oil and gas industry. The most significant change that negatively affected the balance of hydrocarbon supply and demand was a decrease in consumption caused by the COVID-19–related restrictions. The OPEC+ cut accord resulted in supply constraints, which together with partially improving demand brought about a recovery in prices by late 2020. However, plummeting oil prices in 2020 led to a significant fall in oil and gas operating profits, prompting companies to review their mid- and long-term price forecasts, increasing write-offs, and pushing net income into a negative territory.

Amid the uncertainty and volatility in the global oil market, Rosneft demonstrated high exploration and production efficiency, while maintaining traditionally low finding and development costs and staying committed to the long-term organic growth of its hydrocarbon production. Our F&D costs over the last five years averaged USD 4.75 per barrel, with the RRR of 1P reserves (under SEC classification) in 2016–2020 rising from 151% to 156%.

Unit capex in exploration and productionPetrobras unit capex in exploration and capex in Brasil, USD/boe

Low unit production costs are yet another indicator of Rosneft’s operational efficiency. In the reporting period, we retained an undisputed leadership in production costs in Russia thanks to optimal technologies and stringent cost control. Rosneft's current operating costs per barrel are significantly lower than those of international majors, and 15–30% lower than the lifting costs of Russian peers.

Unit production costsPetrobras data, unit capex in Brazil, USD/boe
Net income in 2018–2020 (majors), USD/boePer boe of hydrocarbon liquids production, including associates and joint ventures.
Net debt / EBTIDA in 2019–2020
Free cash flow 2016–2020, comparative analysis (majors)Per boe of hydrocarbon liquids production, including subsidiaries., USD/boe

Over many years, Rosneft has demonstrated a positive free cash flow, which makes us stand out among most competitors, whose free cashflow performance tends to be highly volatile and sometimes negative during periods that follow asset acquisition or at the start of investment projects.

During the turbulent 2020, the Company delivered positive net income and the lowest net debt / EBTIDA growth compared to the largest international peers, thanks to its financial resilience and quality asset portfolio.

Source: BP, Shell, Equinor, Total, ENI, Chevron, and ExxonMobil reports

Обзор рынка и конкурентная среда

Операционная и финансовая эффективность

Следует отметить, что 2020 год охарактеризовался рядом событий, оказавших значительное влияние на всю нефтегазовую отрасль. Наиболее существенным изменением, негативно повлиявшим на баланс спроса и предложения углеводородов, стало снижение потребления в связи с ограничениями, введенными из-за пандемии COVID-19. Сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ способствовало ограничению предложения, что на фоне частичного восстановления спроса способствовало улучшению ценовой ситуации на рынке углеводородов к концу 2020 года. Вместе с тем радикальное снижение цены на нефть в 2020 году привело к значительному снижению операционной прибыли в нефтегазовой отрасли, пересмотру компаниями среднесрочных и долгосрочных ценовых прогнозов, увеличению объема списаний и снижению чистой прибыли до отрицательных значений.

В условиях неопределенности и волатильности на мировом рынке нефти «Роснефть» продемонстрировала высокую эффективность в разведке и добыче, традиционно сохранив низкие затраты на поиск и разработку запасов углеводородов и приверженность долгосрочным целям по обеспечению органического роста добычи углеводородов. За последние пять лет средние затраты на поиск и разработку запасов (F&D Costs) Компании составили 4,75 долл. США / барр. При этом коэффициент органического замещения запасов Компании по классификации SEC 1P за пять лет (2016–2020 годы) вырос со 151 до 156 %.

Удельные капитальные затраты на разведку и добычуДанные Petrobras – удельные капитальные затраты на разведку и добычу в Бразилии., долл. / барр. н. э.

Сохранение низких удельных затрат на добычу – еще один показатель операционной эффективности добычи «Роснефти». За рассматриваемый период мы удерживали роль безусловного лидера в Российской Федерации по затратам на добычу благодаря использованию оптимальных технологий добычи и постоянному контролю затрат. Текущие операционные затраты на баррель добычи «Роснефти» существенно ниже, чем у международных компаний – мейджоров, и на 15–30 % ниже затрат на подъем российских нефтегазовых компаний.

Удельные затраты на добычуДанные Petrobras – удельные затраты на добычу в Бразилии., долл. / барр. н. э.
Чистая прибыль 2018–2020 (мейджоры), долл. США / барр. н. э.На барр н. э. добычи углеводородов с учетом ассоциированных и совместных предприятий.
Чистый долг / EBITDA 2019–2020
Свободный денежный поток 2016–2020 годов: сравнительный анализ (мейджоры)На барр. н. э. добычи углеводородов с учетом ассоциированных и совместных предприятий., долл. / барр. н. э.

На протяжении многих лет ПАО «НК «Роснефть» стабильно показывает положительный свободный денежный поток. Этим наша Компания выгодно отличается от большинства конкурентов, показатели которых в период после покупки активов и в фазе запуска инвестиционных проектов часто подвержены значительной волатильности с переходом в отрицательную зону.

В непростой период 2020 года Компания продемонстрировала высокую финансовую устойчивость и качество портфеля активов, обеспечив достижение положительной чистой прибыли и наименьший рост показателя «Чистый долг / EBITDA» в сравнении с крупнейшими международными компаниями.

По данным отчетности BP Plc, Shell, Equinor, Total, ENI, Chevron, ExxonMobil.