Market overview and competitive environment

Overview of key taxation changes in the Russian Federation with the largest impact on the Company’s financial and business operations

Taxation in the oil industry

Сompletion of the tax manoeuvre and introduction of the tax on additional income from hydrocarbon extraction (AIT)

The reporting year saw the government continue to take steps towards completing the tax manoeuvre, namely a phased reduction in export duties on oil, gas condensate and petroleum products until they are reduced to zero in 2024, with an equivalent increase in MET for oil and gas condensate, and the introduction of the reverse excise tax on petroleum feedstock.

Additionally, some fields continued to be subject to the AIT regime providing for a lower MET as compared to the general tax regime and a 50% AIT rate applicable to the tax base calculated as free cash flow from a subsurface development project after return on investment (as prescribed in the Russian Tax Code). As at 31 December 2020, the total number of subsurface sites transferred to AIT was 36 (excluding non-producing sites in 2020). In 2020, these subsurface sites produced 29 mmt of oil.

Incentives for projects in northern Russia

On 1 April 2020, the government introduced tax benefits for projects to develop hydrocarbon resources in the North of Russia:

  • there is now a new fifth group of subsurface sites transferable to AIT, comprising areas located north of 70 degrees of northern latitude within the borders of the Krasnoyarsk Territory, the Republic of Sakha (Yakutia) or the Chukotka Autonomous Area, with oil reserve depletion less than 0.1% as at 1 January 2019;
  • until the expiration of 12 years after the start of the commercial production, Group 5 subsurface sites are subject to a zero MET rate and reduction coefficients (CGR) in the subsequent four years (0.2, 0.4, 0.6, and 0.8). On 1 January 2021, the period of the zero MET rate was extended from 12 to 16 years;
  • a MET deduction was granted until 31 March 2030 for projects located north of 67 degrees of northern latitude and south of 69 degrees of northern latitude within the borders of the Krasnoyarsk Territory, which provide for the construction of road, transport, engineering and energy infrastructure necessary for the development of AIT Group 5 sites (deduction on infrastructure). The deduction cap is set based on the positive difference between the actual Urals price and the baseline price (Pbas) equal to USD 42.45 per barrel for 2020, subject to further indexation. On 1 January 2021, the baseline price for calculating the MET deduction on infrastructure was reduced to USD 25 per barrel;
  • a zero MET rate is introduced for the production of natural gas and gas condensate together with natural gas at subsurface sites located in certain regions of the Russian Arctic and used exclusively for the manufacture of liquefied natural gas (LNG) and/or petrochemicals at new facilities, until the accumulated extraction volume (250 bcm of gas or 20 mmt of gas condensate at the subsurface site) is reached or until the expiration of 12 years from the first day of the month in which the sale of the first LNG or petrochemical batch took place;

Other taxation changes in the oil industry

To compensate for additional budget expenses arising out of changes in the damper mechanism (part of the reverse excise tax on petroleum feedstock), from 1 January 2020 the CMGDF coefficient used to increase the MET rate for oil was supplemented with a new increment (NBUG) in the amount commensurate with the damper (the changes were introduced in 2019 to allow for increased excise deductions as compared to the previous formula).

From 1 April 2020, new offshore hydrocarbon deposits located in White, Pechora and Okhotsk seas and the southern part of the Barents Sea, for which the date of the start of commercial hydrocarbon production falls after 1 January 2020, are reclassified to Group 4 in terms of oil extraction complexity (the most attractive tax benefits) for the purposes of MET.

Excise tax on petroleum feedstock and petroleum products

In 2020, the Company continued to apply the so-called reverse excise tax introduced from 1 January 2019 as part of completing the tax manoeuvre. The scheme envisages levying excise tax on petroleum feedstock supplied for refining in Russia and granting the relevant tax deduction.

The petroleum feedstock excise rate is calculated based on current global oil prices, USD/RUB exchange rate, the quantity and types of refining products. Certain constituent entities of Russia (including the Krasnoyarsk Territory and Irkutsk Region) apply higher regional coefficients.

The deduction also includes a damping component calculated as the difference between global and notional domestic prices for gasoline and diesel fuel and can be both positive (reimbursable from the budget) and negative (payable to the budget) depending on the said price difference. Given the macroeconomic conditions, starting from February 2020 the damper was negative.

From 1 January 2020 the government increased the excise tax for petroleum products, with the exception of jet fuel and heavy marine fuel, by 3.2–5.8% as planned.

From 1 April 2020, the middle distillate category used for excise tax purposes was significantly expanded to comprise nearly all heavy petroleum products, with certain exceptions listed in Article 181 of the Russian Tax Code and heavy marine fuel excluded from the list of excisable goods as a standalone item.

Other changes include a tax deduction for middle distillates used as fuel for electricity and/or heat generation, and an increased tax deduction for the sale of middle distillates as bunker fuel exported from Russia as supplies.

Excise rates for petroleum products in 2019–2020, RUB per tonne
Excisable goods from 1 January to 31 December 2019 from 1 January to 31 March 2020 from 1 January to 31 December 2020
Motor gasoline
Non-compliant with EURO-5 13,100 13,100 13,100
Non-compliant with EURO-5 12,314 12,752 12,752
Straight-run gasoline 13,912 14,720 14,720
Diesel fuel 8,541 8,835 8,835
Jet fuel 2,800 2,800 2,800
Motor oils 5,400 5,616 5,616
Benzene, paraxylene, orthoxylene 2,929 3,058 3,058
Middle distillates 9,241 9,535 16,191An average rate for the period. The monthly rate is calculated using the following formula: 9,585 – (PDSexp – 48,300) x 0.65 if PDSexp is ≤ RUB 48,300 per tonne and 9,585 if PDSexp is > RUB 48,300 per tonne (PDSexp is the average price of the export alternative for class 5 diesel fuel for the tax period).
Heavy marine fuelFor fuel produced at refining facilities located in the Khabarovsk Territory; in other cases the excise is equal to zero. 2,100 2,100 -
Gas station

Further changes in tax legislation

The reporting period saw the adoption of several federal laws significantly changing the fiscal regime for the oil industry starting from 2021. Some of the new tax measures with the greatest impact on the Company include:

Tax deduction for the Priobsky subsurface site

A monthly tax deduction of RUB 3,830 mln is applied to oil production at subsurface sites meeting the statutory criteria (including the Priobsky site) until the accrued deduction reaches RUB 460 bln.

The tax deduction is applicable to a certain month provided an oil production agreement has been signed with the Russian Ministry of Finance and the Ministry of Natural Resources and Environment (Rosneft signed the agreement with the said federal executive bodies in January 2021) and the Urals price has exceeded the baseline set out by Article 96.6 of the Russian Budget Code.

On top of that, the deduction cannot exceed the federal budget’s additional notional revenue from the applied deduction determined as a sum of MET and export duties on incremental production resulting from such deduction (the difference between the actual and baseline production (without the deduction) set out by the oil production agreement).

Adjustment to fiscal benefits for projects in northern Russia

As mentioned above, from 1 January 2021 the period of the zero MET rate for AIT Group 5 subsurface sites was extended until the expiration of 16 years from the start of commercial production. Moreover, the government increased the cap for MET deduction on infrastructure on the back of a lower baseline price (Pbas) of USD 25 per barrel for the whole period, and granted a statutory exemption from oil export duties for the period of the MET relief.

Changes in fiscal terms for depleted sites and sites containing high-viscosity oil

Starting 1 January 2021, reductions in the MET rate for high-viscosity oil and oil extracted on depleted sites (the Cd coefficient) are cancelled, while the Cdp reduction coefficient for the MET rate for depleted deposits of hard-to-recover oil remains in effect.

In addition, depleted sites may now be transferred to AIT (Group 3 for the purposes of AIT). Starting 1 January 2024, these sites are eligible for tax deductions of 20% from the MET amount, which become applicable once the depletion level reaches 80% (for the purposes of deduction, depletion calculations account for increments and write-offs in the oil reserves after 2006, unlike the similar calculation used to determine the Cd coefficient). For the depleted sites in the Sea of Okhotsk, the specified deduction comes into force starting 1 January 2021.

The Russkoye field, which is being developed by the Company and has high-viscosity oil reserves, is also eligible to the AIT regime.

Changes in fiscal terms for fields that applied reduced export duties on oil

Starting 1 January 2021, no longer effective are special formulas for calculating export duty rates for certain subsurface sites specified by the Federal Law of the Russian Federation On the Customs Tariff, as well as reduced MET on oil produced in such areas. Until the end of 2021, these sites may be transferred to the AIT regime.

Changes in AIT terms

In addition to the subsurface site categories above, starting 1 January 2021 the right to switch to AIT has been granted for the sites that are:

  • located entirely or partially within the North Caucasian Federal District or the Sakhalin Region (except for offshore fields);
  • located north of 65 degrees of northern latitude and entirely within the Komi Republic (and meeting the criteria set by the Russian Tax Code for AIT Group 4), as well as six subsurface sites in the Orenburg and Samara regions (the geographical coordinates can be found in the Russian Tax Code).

Starting 1 January 2021, there have also been certain changes in calculating AIT and MET on oil for subsurface sites transferred to AIT.

There is now a temporary limitation on the carry-forwards of historical losses: they may not reduce the tax base for 2021–2023 by more than 50% (this limitation does not apply to subsurface sites falling under AIT Group 5).

Also, there have been changes in the loss indexation coefficient: instead of a universal carry-forward loss indexation coefficient (1.163), there are now different coefficients depending on the tax period and subsurface site group. The old 1.163 coefficient remains in effect for Group 5.

There are new details on defining the unit cost value for calculating the minimum AIT tax base: the unit cost value is taken to be RUB 7,140 per tonne until 31 December 2023 and RUB 8,600 per tonne starting 1 January 2024, multiplied by the deflator.

The MET rates for subsurface sites transferred to AIT increased for certain Group 2 sites due to the cancellation of lower rates for sites that as at 1 January 2021 had no grounds for applying the MET tax holidays under the general tax regime and due to higher rates for individual sites for 2021–2023.

The resolutions on revised fiscal terms passed in 2020 are comprehensive and balanced in nature. Overall, the new taxation parameters bear no adverse impact on the Company’s plans as regards its oil production projects.

Excise tax adjustments

There have been adjustments to certain aspects of the reverse excise tax on petroleum feedstock effective from 1 January 2021. In particular, an investment mark-up (Cinv) has been introduced, which increases excise deductions for owners of the petroleum feedstock supplied for processing. Eligible for the mark-up are the companies that before 1 October 2021 sign investment agreements with the Russian Ministry of Energy.

The definition of middle distillates has been updated as follows:

  • the density threshold for a mixture of hydrocarbons to be recognised as a middle distillate has been lowered, meaning a number of heavy petroleum products (e.g. tar and fuel oil) are now excluded from the category;
  • the criteria for defining high-viscosity products not belonging to middle distillates have been refined, which also means that a number of products are no longer subject to excise tax.

In addition, starting 1 January 2022 the reverse excise tax will be introduced for ethane and liquefied petroleum gas (LPG) if such ethane and/or LPG are supplied for processing into goods that constitute petrochemical products.

Обзор рынка и конкурентная среда

Обзор основных изменений налогообложения Российской Федерации, оказавших наибольшее влияние на производственную и финансовую деятельность Компании

Налоговый режим в нефтедобыче

Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли и применение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД)

В 2020 году продолжилась реализация решений по завершению налогового маневра – поэтапному снижению вывозных таможенных пошлин на нефть, газовый конденсат и нефтепродукты, вплоть до полного их обнуления с 2024 года, при повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газовый конденсат в размере, равном снижению пошлин, а также применению возвратного акциза на нефтяное сырье.

Также в отношении отдельных месторождений продолжилось применение налога на дополнительный доход (НДД), предусматривающего более низкие ставки НДПИ по сравнению с общим режимом и уплату НДД по ставке 50 % от налоговой базы, определяемой как свободный денежный поток проекта по разработке участка недр после возврата инвестиций (определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации). Общее количество участков недр, переведенных на НДД, на 31 декабря 2020 года составляет 36 (без учета участков, на которых в 2020 году не велась добыча нефти). Объем добычи нефти на указанных участках недр за 2020 год составил 29 млн т.

Меры стимулирования проектов на севере Российской Федерации

С 1 апреля 2020 года введены особые льготные фискальные условия для проектов по освоению ресурсов углеводородного сырья на севере Российской Федерации:

  • введена новая пятая группа участков недр, которые могут переводиться на НДД, в которую включены участки недр севернее 70° с. ш. в Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе со степенью выработанности запасов нефти на 1 января 2019 года менее 0,1 %;
  • установлена нулевая ставка НДПИ при добыче нефти на участках недр, входящих в новую пятую группу НДД,
  • до истечения 12 лет с начала промышленной добычи, а также понижающие коэффициенты к ставке (Кг) на четыре последующих года (0,2; 0,4; 0,6 и 0,8). С 1 января 2021 года указанный срок применения нулевой ставки НДПИ продлен с 12 до 16 лет;
  • введено право на применение до 31 марта 2030 года налогового вычета из НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных в Красноярском крае севернее 67° и южнее 69° с. ш., в связи с созданием объектов дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности по освоению участков недр, отнесенных к пятой группе НДД (инфраструктурный вычет). Предельный размер вычета определяется исходя из превышения фактической цены на нефть Urals над базовым уровнем (Цбаз), равным 42,45 долл. США / барр. на 2020 год с индексацией на последующие периоды. С 1 января 2021 года базовая цена для расчета инфраструктурного вычета по НДПИ снижена до 25 долл. США / барр.;
  • установлена нулевая ставка НДПИ при добыче природного газа и газового конденсата совместно с природным газом на участках недр, расположенных на отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации и используемых исключительно для производства СПГ и (или) продукции нефтехимии на новых производственных мощностях, до достижения предельного накопленного объема добычи (250 млрд куб. м газа или 20 млн т конденсата на участке недр) или до истечения 12 лет
  • с первого числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии СПГ (продукции нефтехимии).

Иные изменения налоговых условий в нефтедобыче

С 1 января 2020 года с целью компенсации дополнительных бюджетных расходов в связи с изменениями в 2019 году формулы демпфера (используемого в рамках возвратного акциза на нефтяное сырье), предполагающими увеличение размера акцизного вычета по сравнению с ранее действовавшей формулой, коэффициент КАБДТ, увеличивающий ставку НДПИ на нефть, был дополнен новой надбавкой (НБУГ), коррелирующей с параметрами демпфера.

С 1 апреля 2020 года новые морские месторождения углеводородного сырья, расположенные в Белом, Печорском, Охотском морях и южной части Баренцева моря, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период после 1 января 2020 года, переведены в четвертую категорию сложности (наиболее льготную) для целей НДПИ.

Акцизы на нефтяное сырье и нефтепродукты

В 2020 году Компания продолжила применение введенного с 1 января 2019 года в рамках завершения налогового маневра механизма так называемого возвратного акциза на нефтяное сырье, предполагающего начисление акциза на нефтяное сырье, направляемое на переработку на территории Российской Федерации, и применение вычета по нему.

Ставка акциза на нефтяное сырье определяется исходя из текущих мировых цен на нефть, курса доллара США к рублю, количества и видов производимых продуктов переработки. Для отдельных субъектов Российской Федерации (в том числе для Красноярского края и Иркутской области) действуют повышенные региональные коэффициенты.

В состав вычета также входит демпфирующая составляющая, которая рассчитывается как разница между мировыми ценами на бензин и дизельное топливо и условными ценами внутреннего рынка и может принимать как положительные (к возмещению из бюджета), так и отрицательные (к уплате в бюджет) значения в зависимости от соотношения указанных показателей. С учетом сложившихся макроэкономических условий демпфер в 2020 году начиная с февраля, составлял отрицательную величину.

С 1 января 2020 года планово повышены ставки акцизов на нефтепродукты, за исключением ставок на авиационный керосин и темное судовое топливо (на 3,2–5,8 %).

С 1 апреля 2020 года существенно расширено понятие средних дистиллятов для целей акцизов (в результате чего к средним дистиллятам отнесены практически все темные нефтепродукты, за рядом исключений, указанных в ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации), а темное судовое топливо (как отдельная позиция) исключено из перечня подакцизных товаров.

При этом введен налоговый вычет при использовании средних дистиллятов в качестве топлива для производства электрической и (или) тепловой энергии, а также увеличен налоговый вычет при реализации средних дистиллятов в качестве бункерного топлива, вывозимого за пределы территории Российской Федерации в виде припасов.

Ставки акцизов на нефтепродукты в 2019–2020 годах, руб. за т
Подакцизные товары С 1 января по 31 декабря 2019 года С 1 января по 31 марта 2020 года С 1 апреля по 31 декабря 2020 года
Автомобильный бензин
не соответствующий классу «Евро‑5» 13 100 13 100 13 100
соответствующий классу «Евро‑5» 12 314 12 752 12 752
Прямогонный бензин 13 912 14 720 14 720
Дизельное топливо 8 541 8 835 8 835
Авиационный керосин 2 800 2 800 2 800
Моторные масла 5 400 5 616 5 616
Бензол, параксилол, ортоксилол 2 929 3 058 3 058
Средние дистилляты 9 241 9 535 16 191Средняя ставка за период. Значение ставки на месяц рассчитывается по формуле: 9 585 – (ЦДТэксп – 48 300) x 0,65, если ЦДТэксп ≤ 48 300 руб/т, и 9 585, если ЦДТэксп > 48 300 руб/т (ЦДТэксп – средняя цена экспортной альтернативы для дизельного топлива класса 5 для налогового периода).
Темное судовое топливоВ отношении топлива, произведенного на нефтеперерабатывающих мощностях, расположенных в Хабаровском крае; в иных случаях ставка акциза равна 0. 2 100 2 100
Заправка

Дальнейшие изменения налогового законодательства

В 2020 году принят ряд федеральных законов, предусматривающих существенное изменение фискального режима в нефтяной отрасли начиная с 2021 года. К новациям, имеющим наибольшее значение для Компании, относятся следующие.

Введение налогового вычета для Приобского участка недр

При добыче нефти на участках недр, отвечающих установленным законом критериям (к которым относится Приобский участок недр), устанавливается налоговый вычет в размере 3 830 млн руб. в месяц до достижения накопленного объема вычета в сумме 460 млрд руб.

Вычет действует при условии заключения соглашения о добыче нефти с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (заключено ПАО «НК «Роснефть» и указанными федеральными органами исполнительной власти в январе 2021 года) и применяется в конкретном месяце в случае превышения стоимости цены нефти Urals над базовой ценой на нефть, установленной ст. 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, сумма вычета не может превышать размер условных дополнительных доходов федерального бюджета от применения вычета, определяемых как сумма НДПИ и экспортных пошлин от дополнительной добычи в результате применения вычета (разница между фактическим объемом добычи и базовым (в отсутствие вычета), зафиксированным в соглашении о добыче).

Корректировка фискальных льгот для проектов на севере Российской Федерации

Как указывалось выше, начиная с 1 января 2021 года продлен срок применения нулевого НДПИ при добыче нефти на участках недр, отнесенных к пятой группе НДД: нулевая ставка действует до истечения 16 лет с начала промышленной добычи нефти на участке недр. Кроме того, увеличен предельный размер инфраструктурного вычета по НДПИ за счет снижения базовой цены для его расчета (Цбаз) до 25 долл. США / барр. на весь период, а также законодательно закреплено освобождение от экспортных пошлин на нефть на период действия льготных ставок НДПИ.

Изменение фискальных условий для выработанных участков недр и участков, содержащих запасы сверхвязкой нефти

С 1 января 2021 года отменяются льготы по НДПИ для сверхвязкой нефти и для нефти, добываемой на выработанных участках недр (понижающий коэффициент Кв), при сохранении понижающего коэффициента к ставке НДПИ (Кдв) для выработанных залежей трудноизвлекаемой нефти.

Одновременно для выработанных участков недр введено право перехода на НДД – соответствующие участки отнесены к третьей группе НДД. При этом с 1 января 2024 года для таких участков установлен налоговый вычет в размере 20 % от суммы НДПИ, применяемый после достижения выработанности 80 % (при расчете степени выработанности для целей вычета учитываются приросты и списания запасов нефти после 2006 года, в отличие от аналогичного расчета, применявшегося при определении размера коэффициента Кв). Для выработанных участков в Охотском море указанный вычет действует с 1 января 2021 года.

Для разрабатываемого Компанией Русского месторождения, содержащего запасы сверхвязкой нефти, также введено право перехода на НДД.

Изменение фискальных условий для месторождений, применявших льготы по вывозным таможенным пошлинам на нефть

С 1 января 2021 года отменяется действие особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин для отдельных участков недр, перечень которых был установлен Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также налоговый вычет по НДПИ при добыче нефти на таких участках. Соответствующие участки могут быть переведены на НДД, решение о переходе должно быть принято до конца 2021 года.

Изменение параметров НДД

Помимо описанных выше категорий участков недр, с 1 января 2021 года право перехода на НДД предоставлено в отношении следующих участков:

  • расположенных полностью или частично в границах Северо-Кавказского федерального округа, Сахалинской области (кроме морских месторождений);
  • расположенных севернее 65° с. ш. полностью в границах Республики Коми (удовлетворяющих критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации для четвертой группы НДД), а также шести участков недр в Оренбургской и Самарской областях (географические координаты участков указаны в Налоговом кодексе Российской Федерации).

Также с 1 января 2021 года были изменены отдельные параметры исчисления НДД и НДПИ на нефть для участков недр, перешедших на НДД.

Так, устанавливается временное ограничение на учет накопленных убытков прошлых лет, согласно которому для налоговых периодов 2021–2023 годов налоговая база не может быть уменьшена на сумму убытков прошлых лет более чем на 50 % (при этом данное ограничение неприменимо в отношении участков недр пятой группы НДД).

Кроме того, изменяется размер коэффициента индексации убытков: вместо единого коэффициента индексации убытков, переносимых на будущее (1,163), устанавливаются различные размеры коэффициента индексации убытков по налоговым периодам и группам участков недр НДД. Для пятой группы сохраняется ранее действовавшее значение коэффициента – 1,163.

Также уточняется порядок определения значения удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД: значение удельных расходов устанавливается в размере 7,14 тыс. руб. / т до 31 декабря 2023 года и 8,6 тыс. руб. / т с 1 января 2024 года с индексацией на коэффициент-дефлятор.

Ставки НДПИ по участкам недр, перешедшим на НДД, были повышены для отдельных участков недр, входящих во вторую группу НДД, за счет отмены пониженных значений ставок для участков, в отношении которых на 1 января 2021 года отсутствуют условия для применения налоговых каникул по НДПИ в рамках общего налогового режима, а также установления повышенных ставок на 2021–2023 годы для отдельных участков.

Решения о пересмотре фискальных условий, принятые в 2020 году, носят комплексный и сбалансированный характер. В целом новые параметры налоговой системы не оказывают негативного влияния на планы Компании по реализации проектов в нефтедобыче.

Корректировки акцизного налогообложения

С 1 января 2021 года уточняются отдельные параметры механизма возвратного акциза на нефтяное сырье, в частности, вводится инвестиционная надбавка (КИНВ), увеличивающая размер акцизного вычета, получаемого собственниками нефтяного сырья, направляемого на переработку, для лиц, заключивших до 1 октября 2021 года с Министерством энергетики Российской Федерации инвестиционные соглашения.

Изменяется определение понятия средних дистиллятов, в частности:

  • уменьшается показатель плотности для признания смеси углеводородов в качестве средних дистиллятов, что приводит к исключению из состава средних дистиллятов ряда темных нефтепродуктов (в частности, гудрона, мазута);
  • уточняется критерий определения высоковязких продуктов, не относимых к средним дистиллятам, что также исключает ряд продуктов из-под налогообложения акцизами.

Кроме того, предусматривается введение с 1 января 2022 года механизма возвратного акциза на этан и сжиженный углеводородный газ (СУГ) при направлении этана и (или) СУГ на переработку в товары, являющиеся продукцией нефтехимии.