Operating results

Overview of international oil refining assets and projects

Rosneft Deutschland GmbH (RDG)

The Company entered the German petroleum product market in 2011 when it acquired a 50% stake in Ruhr Oel GmbH (ROG). Following ROG reorganisation in 2016, Rosneft gained direct control over more than 12% of Germany’s oil refining capacities, with a total throughput capacity of about 12.5 mmtpa. The Company became a shareholder in three major refineries: Bayernoil (12.5%), MiRO (12%), and PCK Schwedt (35.42%). It then doubled its shares in the refineries to 25%, 24% and 54.17%, respectively. At the same time, BP accumulated a 100% share in the Gelsenkirchen Refinery.

In December 2019, Rosneft Deutschland GmbH closed the deal to acquire 3.57% of shares in Bayernoil Raffineriegesellschaft mbH from BP Europa SE, increasing its stake to 28.57%. As a result, the Company saw its share in the refining capacities of Bayernoil grow to almost 3 mmtpa, with its total throughput capacity at German refineries reaching 12.8 mmtpa, which strengthened its positions both in Bavaria, one of the largest industrial regions of Germany, and in Austria.

Rosneft is the third largest player in the German oil refining market. Operating activities are carried out by its subsidiary, Rosneft Deutschland GmbH, established in 2017. Rosneft supplies almost a quarter (about 23 mmtpa) of crude oil imports to Germany.

Following the joint venture restructuring agreement, Rosneft and BP decided on the gradual adaptation of the petroleum product sales chain to ensure full and timely performance under the contracts with refinery customers during the transition phase, which was completed as scheduled.

On 1 January 2019, Rosneft Deutschland GmbH initiated direct sales of petroleum products manufactured at the three German refineries partially owned by Rosneft. The product mix includes gasoline, diesel, heating oil, jet fuel, LPG, bitumen, fuel oil, and petrochemical products. The Company is a leader in the German petroleum wholesale market.

Apart from direct supplies from its refineries, the Company uses over 30 export terminals in Germany to deliver petroleum products by road, rail, and river. The company’s customer base includes more than 600 enterprises in Germany, Poland, the Czech Republic, Switzerland, Austria, and France, as well as Turkey, Singapore and Thailand.

The company owes the success of its large-scale sales to the similar experience it had with bitumen supplies in 2018. That year, Rosneft Deutschland GmbH was supplying its products to over 130 customers across Germany.

Apart from that, Rosneft Deutschland GmbH signed contracts on into-plane fuelling with airports in Munich, Berlin and Stuttgart to expand its jet fuel market presence in Germany. In the reporting year, customers of Rosneft Deutschland GmbH were successfully transferred to the new Berlin Brandenburg Airport.

MiRO GmbH & Co. Refinery KG is located in Karlsruhe, Baden-Württemberg. This is the largest oil refinery in Germany and one of the biggest and most innovative plants in Europe. Capacity – 14.9 mmtpa (Rosneft's share – 3.6 mmtpa), the Nelson Index – 9.4.

PCK Raffinerie GmbH is located in Schwedt, Brandenburg. Thanks to its location, it can be supplied with Urals through the Druzhba pipeline. Capacity – 11.6 mmtpa (Rosneft's share – 6.3 mmtpa), the Nelson Index – 9.8.

Bayernoil Raffineriegesellschaft mbH supplies fuel to Bavaria and northern Austria. Capacity – 10.3 mmtpa (Rosneft's share – 2.9 mmtpa), the Nelson Index – 6.8.

As a shareholder of PCK Refinery in Brandenburg, Rosneft Deutschland GmbH supplies about a half of the total kerosene consumed at Berlin airports. Due to COVID-19 restrictions, jet fuel output decreased in 2020.

As part of the initiative to create a marketing function, Rosneft Deutschland GmbH deployed an advanced enterprise resource planning system SAP S/4HANA. The deployment project turned to be the largest in the European oil and gas industry and one of the biggest worldwide in terms of data volume transferred. S/4HANA is a top-notch resource planning solution.

Mozyr Refinery

The Company indirectly holds a 21% stake in the Mozyr Refinery (Belarus) through Slavneft. In 2020, Rosneft’s share in the throughput of the Mozyr Refinery amounted to 1.9 mmt. The Company is completing its investment project to construct a heavy residue hydrocracking unit scheduled to be launched in 2021.

Nayara Energy Limited

In August 2017, Rosneft closed the deal to acquire 49.13% of shares in Essar Oil Limited (renamed Nayara Energy Limited in May 2018), an Indian company that owns a major refinery in Vadinar and a retail chain of filling stations across India.

The Vadinar refinery has a capacity of 20 mmtpa and ranks second in the Indian market by throughput. It is among the world’s Top 10 most complex refineries, with a Nelson Index of 11.8. It is highly flexible as it can process heavy and extra-heavy crudes, which account for over 90% of its annual throughput, and has achieved high operational efficiency for its assets.

The refinery owns a deep-water port that can accommodate VLCC supertankers, while its power station independently provides ample power supply.

Nayara Energy Limited runs a large network of filling stations under the Essar and Nayara brands in India. As at the end of December 2020, the network included 5,975 operating stations and had three in-house and 13 rented oil depots.

Nayara Energy Limited operates in 30 out of 36 regions of India and accounts for around 5.8% of the Indian market in terms of sales. The company is planning to increase the number of filling stations to 7.6 thousand by 2024, selecting the most promising territories for development.

Nayara Energy Limited is implementing a phased development programme for its Vadinar refinery.

In October 2020, the Board of Directors of Nayara Energy Limited made a final investment decision to green-light the first phase of this programme.

During this phase, the company will reconstruct the catalytic cracking facility and build new polypropylene production units with an annual capacity of up to 450 kt.

Success

Результаты деятельности

Краткий обзор зарубежных активов/проектов в области нефтепереработки

Rosneft Deutschland GmbH (RDG)

Компания вышла на рынок продуктов нефтепереработки Германии в 2011 году с приобретением 50 % совместного предприятия Ruhr Oel GmbH (ROG). В результате реорганизации ROG, завершившейся в конце 2016 года, «Роснефть» получила прямой контроль над более чем 12 % нефтеперерабатывающих мощностей в Германии с общей мощностью переработки около 12,5 млн т в год. «Роснефть» стала акционером и удвоила свои доли участия в НПЗ Bayernoil – до 25 % (с 12,5 %), НПЗ MiRO – до 24 % (с 12 %), НПЗ PCK (Шведт) – до 54,17 % (с 35,42 %). В свою очередь, компания BP консолидировала 100 % долей в НПЗ Gelsenkirchen.

В декабре 2019 года Rosneft Deutschland GmbH завершила сделку по приобретению у BP Europa SE 3,57 % акций НПЗ Bayernoil Raffineriegesellschaft mbH. В результате компания увеличила свою долю в НПЗ до 28,57 %. Благодаря закрытию сделки Компания нарастила долю в перерабатывающих мощностях НПЗ Bayernoil почти до 3 млн т в год, а суммарную мощность переработки Компании на НПЗ Германии до 12,8 млн т в год. Приобретение доли в НПЗ Bayernoil укрепило позиции компании как в Баварии, являющейся одним из крупнейших промышленных регионов Германии, так и в Австрии.

«Роснефть» стала третьим по величине нефтепереработчиком на немецком рынке и работает с 2017 года в рамках нового дочернего предприятия – Rosneft Deutschland GmbH. ПАО «НК «Роснефть» ежегодно обеспечивает около четверти немецкого импорта сырой нефти – около 23 млн т в год.

В продолжение соглашения о реструктуризации совместного предприятия «Роснефть» и BP договорились о постепенных изменениях в цепочке реализации нефтепродуктов в целях обеспечения своевременного выполнения контрактов с клиентами НПЗ на переходном этапе. Данный период завершен в соответствии с планом.

1 января 2019 года Rosneft Deutschland GmbH приступила к прямым продажам нефтепродуктов. Компания осуществляет реализацию всех нефтепродуктов, которые производятся Rosneft Deutschland GmbH на трех немецких НПЗ с долей участия ПАО «НК «Роснефть», включая бензин, дизель, печное топливо, авиатопливо, сжиженный углеводородный газ, битум, мазут и продукты нефтехимического производства. Компания выступает ведущим оптовым поставщиком нефтепродуктов на рынке Германии.

Компания поставляет нефтепродукты напрямую с НПЗ, а также с более чем 30 отгрузочных терминалов на территории Германии, используя автомобильный, железнодорожный и речной транспорт. Клиентская база компании насчитывает более 600 предприятий в Германии, Польше, Чехии, Швейцарии, Австрии и Франции, а также Турции, Сингапуре и Таиланде.

Успешному старту полномасштабной реализации продукции также способствовал опыт работы компании по продажам битума в 2018 году. За этот период Rosneft Deutschland GmbH поставила продукцию более чем 130 предприятиям Германии.

В рамках расширения присутствия на немецком рынке авиатоплива Rosneft Deutschland GmbH заключила контракты на выполнение заправки «в крыло» с аэропортами в Мюнхене, Берлине и Штутгарте. В отчетном году Rosneft Deutschland GmbH также успешно осуществила перевод клиентов в новый аэропорт Берлин-Бранденбург.

НПЗ MiRO расположен в Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг). Завод является крупнейшим нефтеперерабатывающим предприятием в Германии и одним из наиболее современных и мощных в Европе. Мощность – 14,9 млн т в год (доля «Роснефти» в мощностях – 3,6 млн т в год), индекс Нельсона – 9,4.

PCK Raffinerie GmbH расположен в Шведте (земля Бранденбург). Расположение НПЗ позволяет осуществлять поставки нефти марки Urals по трубопроводу «Дружба». Мощность НПЗ – 11,6 млн т в год (доля «Роснефти» в мощностях – 6,3 млн т в год), индекс Нельсона – 9,8.

НПЗ Bayernoil обеспечивает топливом Баварию и северную часть Австрии. Мощность НПЗ Bayernoil – 10,3 млн т в год (доля «Роснефти» в мощностях – 2,9 млн т в год), индекс Нельсона – 6,8.

Rosneft Deutschland GmbH, являясь акционером НПЗ PCK в Бранденбурге, обеспечивает в среднем около половины всего объема керосина, потребляемого в берлинских аэропортах. В 2020 году наблюдалось снижение объемов производства авиатоплива из-за ситуации с коронавирусом.

В рамках стратегии по созданию собственного направления маркетинга Rosneft Deutschland GmbH внедрила информационную систему нового поколения SAP S/4 HANA. По объему данных этот проект стал самым крупным в европейской нефтегазовой отрасли и одним из самых масштабных в мире. Данное программное обеспечение представляет собой новейшую разработку для ресурсного планирования предприятий.

Мозырский НПЗ

Компания косвенно владеет 21 % акций ОАО «Мозырский НПЗ» (Республика Беларусь) через ПАО «НГК «Славнефть». Объем переработки нефтяного сырья ОАО «Мозырский НПЗ» в доле ПАО «НК «Роснефть» в 2020 году составил 1,9 млн т. Завершается реализация инвестиционного проекта по строительству установки гидрокрекинга тяжелого нефтяного остатка, ввод которой запланирован на 2021 год.

Nayara Energy Limited

В августе 2017 года ПАО «НК «Роснефть» закрыло сделку по приобретению 49,13 % акций в индийской компании Essar Oil Limited (в мае 2018 года переименована в Nayara Energy Limited), владеющей крупнейшим НПЗ в Вадинаре и розничной сетью АЗС в Индии.

Мощность переработки НПЗ Вадинар составляет 20 млн т в год. По объемам переработки данный НПЗ является вторым в Индии, а по уровню технологической сложности входит в десятку лучших заводов мира (индекс сложности Нельсона – 11,8). Высокая гибкость по сырью позволяет переработать тяжелые и сверхтяжелые сорта нефти с общей долей более 90 % от годового объема переработки. НПЗ имеет высокий уровень операционной эффективности активов.

НПЗ Вадинар имеет собственный глубоководный порт, который может принимать сверхбольшие танкеры класса VLCC, а также покрывает с избытком потребности в электроснабжении за счет собственной электростанции.

В состав бизнеса Nayara Energy Limited входит крупная сеть АЗС в Индии, работающая в настоящее время под брендами Essar и Nayara. По состоянию на конец декабря 2020 года сеть насчитывает 5 975 действующих АЗС и располагает тремя собственными и 13 арендованными нефтебазами.

Nayara Energy Limited представлена в 30 регионах Индии из 36 и занимает порядка 5,8 % доли рынка по объему реализации. Запланировано дальнейшее увеличение количества АЗС до 7,6 тыс. АЗС к 2024 году посредством фокусного развития в перспективных локациях.

Nayara Energy Limited реализует поэтапную программу развития НПЗ Вадинар.

В октябре 2020 г. советом директоров Nayara Energy Limited было принято финальное инвестиционное решение о реализации первой фазы проекта развития НПЗ Вадинар.

Первая фаза программы развития включает в себя реконструкцию установки каталитического крекинга и строительство новых установок для производства до 450 тыс. т полипропилена в год.

Success