Key focus areas in 2020

Refinery upgrade programme in Russia

The Company continued to implement the refinery upgrade programme in the Russian Federation, which involves the construction and renovation of process units and facilities in order to increase the depth of processing, light product yield, and the output of high-quality motor fuels and provide the Company's sales channels with petroleum products that meet the requirements of the Technical Regulations of the Customs Union.

Most upgrade projects are in the active stage of implementation, with the bulk of equipment purchased, engineering design finalised, construction and installation in progress. Top priorities are hydrocracking units at the Tuapse, Achinsk, Novokuibyshevsk and Komsomolsk refineries.

When completed, the programme will improve the product portfolio and boost the competitiveness and profitability of the Russian refineries.

Achievements in 2020

  • The Kuibyshev Refinery completed construction of a central laboratory for the MTBE unit and obtained a certificate confirming its compliance with the design documentation.
  • The Yaroslavl Refinery developed a baseline design for the diesel fuel hydrotreating process as part of the deep conversion unit construction project.

Refinery maintenance programme in Russia

Rosneft continues to implement existing facility maintenance initiatives and refinery upgrade programmes. The total spending on Oil Refining maintenance and upgrade projects under IFRS amounted to RUB 34.4 bln in the reporting year. The Company remains focused on highly efficient projects to debottleneck the refinery configuration by overcoming production and technical constraints, and developing bitumen production, as well as increasing operational efficiency and reducing operating costs.

Rosneft continued working to ensure compliance with the instructions issued by regulatory authorities, minimise environmental risks, align rules and procedures with relevant requirements, replace worn-out equipment, and implement target programmes at the Company’s refineries in Russia.

In 2020, Rosneft continued to implement:

  • a large-scale programme to comply with instructions issued by the Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Oversight (Rostekhnadzor) following the inspections of production facilities;
  • a programme for measuring in-house material flows;
  • projects for emergency recovery of gas fractionation section of the Achinsk Refinery's LK-6Us unit and a hydrocracking unit at Bashneft-Ufaneftekhim;
  • measures aimed at reducing unscheduled production stoppages: replacement of worn-out equipment, implementation of industrial and fire safety projects, as well as targeted pipeline replacement and reliability improvement programmes.
74.5% refining depth in 2020
57.1% light product yield

New products

In 2020, the product range of Russian refineries was expanded to meet market demand:

  • The Syzran Refinery and Achinsk Refinery started producing RMLS, a low-sulphur marine fuel compliant with IMO requirements. The fuel contributes to minimising the bunker’s environmental footprint.
  • The Angarsk Petrochemical Company began manufacturing an advanced mineral base for drilling fluids.

Environment

In 2020, the Company continued to implement a number of large-scale projects to minimise the environmental impact of Rosneft’s operations, including:

  • renovation/upgrade of wastewater treatment facilities at the Ryazan, Kuibyshev and Novokuibyshevsk refineries, and an oil sludge disposal unit at Bashneft-Ufaneftekhim;
  • construction of a new two-unit desulphurisation system and an elementary sulphur complex at the Ryazan Refinery;
  • construction of two additional elemental sulphur production lines at Bashneft-UNPZ.

Import substitution, development and launch of new products, and product approval processes

In 2020, the Ryazan Refinery switched another catalytic reforming unit over to a catalyst produced in house. It is the fourth out of five reforming units at the Ryazan Refinery to have successfully replaced costly foreign catalysts with Russian-made products. The catalyst produced by the Angarsk Plant of Catalysts and Organic Synthesis delivers outstanding performance in terms of its stability and product yield from hydrocarbon feedstock. In October 2020, the first commercial batch of the in-house produced hydrotreating catalyst was loaded into the diesel fuel hydrotreater 24/7-2bl at the Ryazan Refinery. Before that, the catalyst produced by RN-Kat, Rosneft’s specialist subsidiary, had successfully passed production tests at the Company’s Ufa Group of Refineries. This is the first diesel fraction hydrotreating catalyst for the Russian refining industry capable of fully replacing its foreign peers to produce the Euro-5 ultra-low-sulphur (below 10 ppm) diesel.

IDZ-028RN, an isodewaxing catalyst developed by RN-TsIR, successfully passed pilot tests at the Angarsk Plant of Catalysts and Organic Synthesis. The Novokuibyshevsk Catalysers Plant has produced a commercial batch of the catalyst for the Kuibyshev Refinery. Meanwhile, Bashneft-UNPZ has been using a diesel fraction hydrotreating catalyst developed by RN-TsIR and produced by the Angarsk Plant of Catalysts and Organic Synthesis. The catalyst, Ht-100RN, has so far proved more reliable than foreign-made alternatives. Another product, RN-Kat's catalyst for hydrodesulphurisation of vacuum gasoil, is being production-tested at unit 24/8 of the Syzran Refinery. Preliminary results show it to be on par with the previously-used imported alternatives. Finally, the Ryazan and Strezhevskoy refineries are testing the guard beds of gasoline fraction hydrotreating catalysts developed by VNII NP.

The Saratov Refinery started producing diesel fuel with a new Russian-made additive RN-DDP-2401. The new additive demonstrates excellent performance, with some of its properties being even better than those of foreign-made alternatives. It substantially increases the cold filter plugging point in cold-weather and winter diesel fuels and maintains their performance properties during low-temperature storage.

Import substitution

Refineries’ operational efficiency improvement in 2020

In 2020, the operational efficiency improvement programme had an actual economic effect of RUB 22 bln (including quick diagnoses and additional measures with an EBITDA impact).

Measures to cut energy consumption produced an economic effect of over RUB 1.4 bln, positively affecting the energy efficiency by 2.8 p.p.

In 2020, the Oil Refining segment met the approved energy saving target. The actual savings amounted to over 200 ktce against the plan of 120 ktce.

Refineries’ operational efficiency improvement in 2020

Comprehensive accelerated digital transformation plan

In 2020, the Company continued working on initiatives under the consolidated strategy implementation plan in Oil Refining. They included:

  • approving the funding to roll out a standardised solution for optimised blending of dark petroleum products at five refineries;
  • signing contracts for the implementation of an optimised process control system at 47 units of the Ryazan and Saratov refineries, and Bashneft. The work to adopt the process control system started at six units as provided for in the roadmap;
  • approving functional and engineering specifications for the development and deployment of the Digital Plant information system at Bashneft;
  • developing and updating 24 process unit models;
  • approving functional and engineering specifications to build a single information space at the production control centre of the Syzran Refinery;
  • a project launched to develop and deploy a manufacturing execution system in Oil Refining.
 
Main areas of operational efficiency improvement programme Key initiatives of 2020
Capacity and product yield optimisation
  • Reducing the output of fuel oil and implementing new solutions to optimise dark petroleum product output
  • Upgrading intra-plant communications to streamline process flows and increase the output of high-margin petroleum products
  • Replacing and upgrading fractionation trays of fractional columns at atmospheric and vacuum distillation units
  • Increasing the output through optimisation/alignment of overhauls and refinery operations without reduction in scope
Reducing energy consumption
  • Renovating heat and steam condensate systems at production facilities
  • Improving efficiency of waste heat boilers and in-house energy generation
  • Comprehensive inspections and maintenance of process furnaces to enhance their efficiency rate
  • Improving efficiency of heat exchangers

Результаты деятельности

Направления работы в 2020 году

Реализация программы модернизации российских НПЗ

Продолжается выполнение программы модернизации НПЗ в Российской Федерации, которая предполагает строительство и реконструкцию технологических установок и комплексов для повышения глубины переработки, выхода светлых нефтепродуктов, а также объемов выпуска качественных моторных топлив для обеспечения каналов сбыта Компании нефтепродуктами, соответствующими требованиям Технического регламента Таможенного союза.

Большинство проектов Компании находятся в активной стадии реализации: основная часть оборудования уже закуплена, завершается проектирование, ведутся строительно-монтажные работы. Наиболее приоритетными из них являются комплексы гидрокрекинга на Туапсинском, Ачинском, Новокуйбышевском и Комсомольском НПЗ.

Завершение программы модернизации обеспечит улучшение продуктовой корзины, повышение конкурентоспособности и прибыльности российских НПЗ Компании.

В 2020 году:

  • На Куйбышевском НПЗ завершены работы по строительству центральной заводской лаборатории комплекса МТБЭ, получено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
  • На Ярославском НПЗ по проекту «Строительство комплекса глубокой переработки нефти» разработан базовый проект по процессу гидроочистки дизельного топлива.

Реализация программы поддержания нефтеперерабатывающих активов в Российской Федерации

Продолжена реализация проектов, связанных с устранением предписаний надзорных органов, экологических рисков, приведением к требованиям норм и правил, заменой физически изношенного оборудования, реализацией целевых программ на НПЗ в Российской Федерации.

В 2020 году продолжена реализация:

  • масштабной программы по устранению предписаний Ростехнадзора, выданных по результатам проверок производственных объектов;
  • программы по обеспечению измерений внутризаводских материальных потоков;
  • проектов по восстановлению после аварий газофракционирующей секции установки ЛК-6Ус Ачинского НПЗ и установки гидрокрекинга филиала ПАО АНК «Башнефть» – «Башнефть-Уфанефтехим»;
  • мероприятий, направленных на снижение риска незапланированных остановок производства: замены изношенного оборудования, проектов по обеспечению промышленной и пожарной безопасности, целевых программ по замене и повышению надежности трубопроводов.
74,5 % глубина переработки за 2020 год
57,1 % выход светлых нефтепродуктов

Новые продукты

В 2020 году был расширен ассортимент выпускаемой на российских НПЗ продукции с учетом потребности рынка:

  • Сызранский НПЗ и Ачинский НПЗ начали выпуск малосернистого судового топлива RMLS, соответствующего требованиям IMO. Бункеровка таким топливом способствует минимизации воздействия транспорта на окружающую среду;
  • Ангарская НХК приступила к производству высокотехнологичной минеральной основы для приготовления буровых растворов.

Экология

В 2020 году Компания продолжила реализацию ряда масштабных экологических проектов по снижению влияния производств на окружающую среду, в том числе следующих:

  • реконструкции / технического перевооружения объектов очистки сточных вод Рязанской НПК, Куйбышевского НПЗ и Новокуйбышевского НПЗ, установки утилизации нефтешламов филиала ПАО «АНК «Башнефть» – «Башнефть-Уфанефтехим»;
  • строительства новой двухблочной установки сероочистки и комплекса производства элементарной серы Рязанской НПК;
  • строительства двух дополнительных линий установки производства элементарной серы ПАО «АНК «Башнефть» – «Башнефть – Уфимский НПЗ».

Импортозамещение

Рязанская НПК в 2020 году перевела очередную установку каталитического риформинга на катализатор собственного производства.

Это уже четвертая установка каталитического риформинга Рязанской НПК из пяти, на которой российские катализаторы успешно заменили дорогостоящие импортные аналоги. Катализатор Ангарского завода катализаторов и органического синтеза имеет высокие характеристики по выходу катализата из углеводородного сырья, а также по стабильности эксплуатации. Промышленная партия катализатора гидроочистки собственного производства загружена в октябре 2020 года на установку гидроочистки дизельного топлива 24/7-2бл Рязанской НПК. Ранее катализатор производства «РН-Кат», специализированного предприятия «Роснефти», успешно прошел опытно-промышленные испытания на базе Уфимской группы НПЗ Компании. Это первый катализатор гидроочистки дизельных фракций для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги катализаторов гидроочистки для получения дизельного топлива «Евро-5» с ультранизким содержанием серы менее 10 ppm.

В АО «АЗКиОС» успешно завершены пилотные испытания разработанных ООО «РН-ЦИР» катализаторов изодепарафинизации IDZ -028 RN. В настоящее время в ООО «Новокуйбышевский завод катализаторов» изготовлена промышленная партия катализатора для использования на АО «Куйбышевский НПЗ». Катализатор гидроочистки дизельных фракций Ht-100RN, разработанный в ООО «РН-ЦИР» и изготовленный на АО «АЗКиОС», успешно эксплуатируется на установке ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ», показывая более надежные

эксплуатационные характеристики по сравнению с зарубежными аналогами. На установке 24/8 Сызранского НПЗ идут опытно-промышленные испытания катализатора гидроочистки вакуумного газойля, производства «РН-Кат». Текущие параметры катализатора не уступают импортным аналогам, использующихся на установке ранее. На Рязанской НПК и Стрежевском НПЗ проходят испытания защитного слоя катализаторов гидроочистки бензиновых фракций, разработанных АО «ВНИИНП».

Саратовский НПЗ приступил к выпуску дизельного топлива с новой присадкой российского производства РН-ДДП-2401. Новая присадка имеет высокие потребительские характеристики, которые по ряду показателей превосходят импортные аналоги. Присадка значительно улучшает показатель предельной температуры фильтруемости в межсезонном и зимнем дизельном топливе и сохраняет эксплуатационные свойства топлива в процессе хранения при низкой температуре.

Импортозамещение

Повышение эффективности операционной деятельности НПЗ в 2020 году

Фактический экономический эффект за 2020 год от реализации программы повышения операционной эффективности (ППОЭ) с учетом проведения в течение 2020 г. экспресс-диагностик и разработки дополнительных мероприятий с эффектом на EBITDA составил 22 млрд руб.

Реализация мероприятий по направлению «Снижение потребления энергоресурсов» позволила получить экономический эффект более 1,4 млрд руб., что обеспечило положительное влияние на показатель энергоэффективности на 2,8 п.п.

За 2020 год выполнена утвержденная директива по экономии энергоресурсов блока «Нефтепереработка». При плановом эффекте 120 тыс. т у. т. фактический эффект составил более 200 тыс. т у. т.

Повышение эффективности операционной деятельности НПЗ

Реализация комплексного плана ускоренной цифровизации

В 2020 году:

  • утверждено финансирование на тираж типового решения по оптимизационному смешению темных нефтепродуктов на пяти НПЗ;
  • заключены договоры на внедрение системы усовершенствованного управления технологическим процессом (СУУТП) на 47 установках АО «Рязанская НПК», ПАО «Саратовский НПЗ» и ПАО АНК «Башнефть». Начаты работы на шести установках, согласно дорожной карте внедрения СУУТП;
  • утверждены функционально-технические требования на разработку и внедрение информационной системы «Цифровой завод» в ПАО АНК «Башнефть»;
  • разработаны и актуализированы 24 модели технологических установок;
  • утверждены функционально-технические требования на создание единого информационного пространства Центра
  • управления производством в АО «Сызранский НПЗ»;
  • инициирован проект по разработке и внедрению системы консолидации производственной информации ТИС «Переработка».
Направления ППОЭ Основные мероприятия, реализованные в 2020 году
Оптимизация мощностей и отборов
  • Выполнены мероприятия по сокращению выпуска мазута и реализации дополнительных технических решений по оптимизации выпуска темных нефтепродуктов
  • Техническое перевооружение схем внутризаводских коммуникаций с целью оптимизации направления технологических потоков для дополнительной выработки высокомаржинальных нефтепродуктов
  • Замена, техническое перевооружение внутренних контактных устройств ректификационных колонн установок АВТ
  • Дополнительный выпуск продукции за счет оптимизации/совмещения капитальных ремонтов и технологических операций на установках НПЗ без сокращения объемов работ
Снижение потребления энергоресурсов
  • Реконструкция пароконденсатных и теплофикационных сетей предприятий
  • Увеличение эффективности котлов-утилизаторов и выработки собственных энергоресурсов
  • Проведение расширенного обследования и наладка технологических печей с целью повышения КПД их использования
  • Повышение эффективности теплообменного оборудования