Результаты деятельности

Розничный бизнес

Розничная сеть Компании бесперебойно обеспечивает спрос потребителей Российской Федерации качественными моторными топливами в 66 российских регионах, а также в Абхазии, Республике Беларусь и Киргизии. Бренд АЗС «Роснефть» является одним из лидеров в России по узнаваемости и восприятию качества топлива.

3 057 станций
сеть действующих АЗС Компании

На 31 декабря 2020 года сеть действующих АЗС Компании включала в себя 3 057 станций, в том числе 61 АЗС в Республике Беларусь, на территории Абхазии и в Киргизии. Собственные и арендуемые АЗС располагали 2 092 магазинами. Нефтебазовое хозяйство Компании на 31 декабря 2020 года включало 129 действующих нефтебаз (в том числе две газонаполнительные станции) общей емкостью 2,3 млн куб. м, а также около 1 тыс. бензовозов.

С учетом сложившейся ситуации на фоне распространения коронавирусной инфекции Компания сохранила одну из лидирующих позиций на российском розничном рынке нефтепродуктов. Розничный объем реализации Компании в 2020 году составил 13,3 млн т, при этом реализация нефтепродуктов на одной АЗС составила в среднем 11,7 т/сут.

В рамках развития розничного бизнеса в 2020 году реализованы следующие мероприятия:

  • в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, обеспечена бесперебойная работа АЗС/АЗК при сохранении высоких стандартов обслуживания клиентов розничной сети Компании. Предприняты все необходимые меры для сохранения здоровья персонала и клиентов АЗС/АЗК. В магазинах проводится системный контроль наличия антисептических средств и товаров для здоровья в условиях повышенного спроса. Все магазины и кафе при АЗК Компании работают в строгом соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора
  • по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий;
  • для поддержания и развития продаж в условиях пандемии Компания постоянно развивает сервисы для соблюдения социального дистанцирования и минимизации контактов. Так, продолжена работа по развитию сервисов бесконтактной дистанционной оплаты топлива и сопутствующих товаров через мобильные приложения «Яндекс.Заправки», «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс. Карты». На конец года к сервису бесконтактной оплаты топлива подключены порядка 1,5 тыс. АЗС (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Красноярский, Самарский, Воронежский, Ростовский и Краснодарский регионы, Волгоградская область и Новосибирск),
  • сервис бесконтактной оплаты еды доступен на 50 МАЗК;
  • в рамках развития розничного предложения фирменных топлив в 2020 году начата реализация фирменного бензина Pulsar-95 в Хабаровском крае и Брянской области. На конец 2020 года фирменные бензины Pulsar с октановыми числами Pulsar-92, Pulsar-95 и Pulsar-100 реализуются на более чем 1,1 тыс. АЗС в 33 регионах России, «Евро-6» – в 11 регионах на более чем 750 АЗС, Active – в восьми регионах на более чем 130 АЗС;
  • «Роснефть» обеспечивает качество своей продукции на всем маршруте ее транспортировки, от товарного парка нефтеперерабатывающих заводов до бака автомобиля. Проверки качества топлива на нефтебазах и АЗС проводятся во всех регионах присутствия розничной сети Компании – это более 5 тыс. испытаний ежедневно в 74 стационарных и 17 мобильных лабораториях;
  • в 2020 году независимые проверки качества топлива на объектах предприятий нефтепродуктообеспечения проводились Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом). Проведено 24 проверки на восьми нефтебазах, а также проверено отпускаемое клиентам топливо на 85 АЗС/АЗК в различных регионах страны. Проверки подтвердили высокое качество моторного топлива Компании;
  • проведено обновление внешнего вида 41 станции в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Курской и Белгородской областях в рамках ребрендинга АЗС «ТНК» и АЗС «ПТК» в бренд «Роснефть» и «BP»;
  • в рамках реализации проекта по внедрению фуд-предложения на АЗК/АЗС 602 объекта оснащены оборудованием для приготовления хот-догов, сэндвичей и горячих напитков;
  • с целью продвижения концепции здорового питания на АЗК/АЗС «Роснефть» реализуется проект «Завтраки и обеды», стартовал пилотный проект по реализации сборных сэндвичей;
  • в рамках развития форматов киоска при АЗС и кафе при АЗК в Московском регионе в 2020 году начат пилотный проект – введены в эксплуатацию объекты (киоски / магазин с кафе) под брендом «Зерно»;
  • с целью расширения предоставляемых сервисов Компании на АЗК реализованы мероприятия по пилотированию таких сервисов, как установка почтоматов в партнерстве с одним из лидеров в области интернет-торговли, на ряде МАЗК ВР реализован пилотный проект по бесконтактной мойке автомобиля (роботизированная мойка);
  • пилотируется востребованность сервиса пакетных страховых и сервисных продуктов в категориях авто, медицинские, юридические и консалтинговые услуги, страхование путешественников, имущества;
  • в 2020 году Компания эксплуатировала сеть станций из 13 модулей компримированного природного газа (КПГ) на действующих АЗС и одну отдельную автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС) в Ставрополе, ежедневно на станциях заправляется до 3,6 тыс. автомобилей. За год сеть реализовала в качестве автомобильного топлива
  • 2,2 млн куб. м природного газа, что на 19 % выше прошлогодних значений. Реализация проекта будет продолжена. Развитие сети АГНКС в России является одним из приоритетов «Роснефти» в розничном бизнесе и одним из важнейших направлений, позволяющих расширить конкурентные преимущества Компании на внутреннем рынке;
  • в рамках развития инновационного и экологически ориентированного подхода к учету интересов потребителей «Роснефть» осуществляет развитие зарядной инфраструктуры на АЗС Компании в соответствии с прогнозами спроса и развитием рынка электромобилей. На АЗС Компании установлены и работают 14 зарядных станций для электромобилей, включая пять быстрых зарядных станций (50 кВт) в Московской области, Владивостоке, Хабаровске и Ленинградской области и девять медленных зарядных станций (22 кВт) в Тверской области и Краснодарском крае. «Роснефть» планирует развивать зарядную инфраструктуру для электромобилей в рамках сотрудничества с крупнейшими электроэнергетическими компаниями России;
  • начиная с 2017 года все Общества Группы нефтепродуктообеспечения реализуют планы по сокращению потребления топлива на собственные нужды, успешное выполнение которых, кроме экономии, способствует сокращению выбросов парниковых газов.
Розничный бизнес

Цифровизация розничного бизнеса

Компания продолжает развивать цифровые каналы коммуникации с клиентами и поставщиками.

По состоянию на 31 декабря 2020 года автоматизированы измерения на 119 нефтебазах и более чем 2,9 тыс. АЗС/АЗК, оснащено средствами измерений почти 100 % материальных потоков на АЗС/АЗК и порядка 90 % на нефтебазах.

В 2020 году был разработан прототип системы, позволяющей повысить качество сквозного контроля цепочки движения нефтепродуктов от нефтебазы до пистолета АЗС.

Введена в опытно-промышленную эксплуатацию ERP-система розничной торговли, позволяющая создать трехуровневую автоматизированною систему управления продажами нефтепродуктов и сопутствующих товаров и услуг от АЗС до головного офиса Компании, планируется дальнейшее тиражирование на все предприятия розничного бизнеса Компании.

Проведена апробация технологии электронного документооборота при заказе и поставке сопутствующих товаров на АЗС с использованием технологии блокчейна.

Разработана технология и реализуется пилотный проект по использованию инновационной технологии оплаты нефтепродуктов и сопутствующих товаров и услуг на АЗС с помощью QR-кодов в мобильных приложениях банков-партнеров.

Организованы и осуществлены мероприятия по совершенствованию учебно-методических материалов для корпоративного обучения персонала АЗК/АЗС с применением цифровых технологий:

  • разработан и внедрен в Обществах Группы нефтепродуктообеспечения дистанционный электронный курс для персонала АЗК/АЗС «Стандарты и правила работы работников АЗК/АЗС»;
  • на основе технологий виртуальной реальности (VR) разработан имитационный тренажер «Прием нефтепродуктов из автоцистерн на АЗС», проведено пилотное обучение персонала в учебном центре АО «РН-Москва».

Авиазаправочный бизнес

Общий объем реализации авиационного керосина производства НПЗ Компании за 2020 год составил 2,7 млн т, в том числе 2,6 млн т в России и 0,1 млн т за рубежом.

Структура потребителей в 2020 году:

  • 1,4 млн т – реализация в адрес авиакомпаний и совместных предприятий;
  • 1,3 млн т – крупный опт, включая реализацию на бирже.

Реализация авиационного топлива на территории Российской Федерации осуществляется через сеть собственных и партнерских топливо-заправочных комплексов в 44 аэропортах. Также Компания осуществляет реализацию в 10 аэропортах на территории Испании, Германии, Грузии, Объединенных Арабских Эмиратов, Монголии и Китая.

В 2020 году расширена сеть заправок в России и за рубежом:

  • организована операционная деятельность в аэропорту Улан-Удэ;
  • начаты заправки в аэропортах Барселоны (Испания), Штутгарта (Германия), Дубая (Объединенные Арабские Эмираты), Пекина (Китай).
Авиазаправочный бизнес

Бункеровочный бизнес

Бункеровочный бизнес Компании представлен в пяти морских бассейнах Российской Федерации, 20 портах присутствия, имеет 10 региональных представительств, а также трейдинговые подразделения в Лондоне и Пекине.

Объем реализации бункерного топлива в 2020 году составил 1,9 млн т, в том числе 34 % было реализовано на внутреннем рынке и 66 % составили продажи в адрес иностранных судовладельцев.

В 2020 году реализованы мероприятия по увеличению выработки судовых топлив, отвечающих требованиям IMO по содержанию серы (до 0,5 %):

  • запущено производство малосернистого судового топлива RMLS 40 на АО «Ачинский НПЗ ВНК» (реализация в Дальневосточном регионе), АО «Сызранский НПЗ» (реализация в Черноморском и Северо-Западном регионах);
  • ООО «Нижневартовское НПО» приступило к производству судового топлива DMF-III. Топливо поставляется к реализации на реках Западной Сибири и Волго-Донского бассейна.

ООО «РН-Бункер» производит более трети речных бункеровок в Российской Федерации.

Реализация битумной продукции

Объем реализации битумных материалов в 2020 году составил 2,9 млн т. Объем реализации дорожного битума по новому ГОСТ 33133-2014 за 2020 год составил 1,1 млн т и вырос на 10 % по сравнению с 2019 годом.

Основной объем продукции был реализован на внутреннем рынке (96 %).

Компания развивает производство и реализацию инновационного полимерно-битумного вяжущего (ПБВ), существенно улучшающего качество дорожного покрытия. Объем продаж ПБВ в 2020 году вырос на 110 % относительно 2019 года и составил 0,22 млн т.

Реализация смазочных материалов

Общий объем реализации смазочных материалов и попутной продукции Компании в 2020 году составил 1,05 млн т, в том числе на внутреннем рынке было реализовано 67 %, на экспорт – 33 %.

В 2020 году объем реализации премиальных масел составил 0,1 млн т и вырос на 23 % по сравнению с 2019 годом.

Стартовало производство высокотехнологичной минеральной углеводородной основы для приготовления буровых растворов Rosneft Drilltec B2 на Ангарской НХК.

Компания стала поставщиком ОАО «БЕЛАЗ» и ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) в части премиальных моторных, трансмиссионных и гидравлических масел на первую заливку в карьерные самосвалы и технику специального назначения.