Retail business

Rosneft’s retail chain ensures uninterrupted supply of high-quality motor fuels to customers in 66 Russian regions, Abkhazia, the Republic of Belarus, and Kyrgyzstan. Rosneft is a leading Russian fuel brand in terms of recognition and quality perception.

3,057 filling stations
in the Company’s retail network

As at 31 December 2020, the Company’s retail network comprised 3,057 filling stations, including 61 in Belarus, Abkhazia, and Kyrgyzstan. Our own and leased filling stations operated 2,092 shops. As at 31 December 2020, the Company had 129 oil depots (including two NGV filling stations) with a combined capacity of 2.3 mmcm and approximately a thousand gasoline tanker trucks in operation.

Amid the COVID-19 pandemic, the Company maintained a leading position in the Russian retail market for petroleum products. In 2020, Rosneft’s petroleum product retail sales amounted to 13.3 mmt, while average daily sales per filling station came in at 11.7 t.

In accordance with its retail business strategy, the Company took the following steps in 2020:

  • ensured uninterrupted operation of its filling stations during the COVID-19 pandemic, while also maintaining high customer service standards. Rosneft took all the necessary measures to protect the health of its staff and customers at the filling stations. The shops were systematically inspected to ensure there were enough sanitisers and health products to supply the increased demand. All shops and cafés at Rosneft filling stations operated in strict compliance with the guidance on preventive and protective measures issued by the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospotrebnadzor);
  • constantly worked on solutions for minimising contact and maintaining social distance to support and improve sales. In particular, Rosneft kept developing services allowing customers to pay for fuel and complementary goods from inside the car via mobile apps (Yandex.Fuel, Yandex.Navigator, Yandex.Maps). By the end of 2020, about 1,500 filling stations had been connected to the fuel payment service in Moscow, St Petersburg, Ufa and Novosibirsk, as well as in Krasnoyarsk, Samara, Voronezh, Rostov, Krasnodar and Volgograd together with their respective regions and territories, with 50 multi-purpose filling stations offering contactless payment solutions for food;
  • started selling the Pulsar 95 gasoline in the Khabarovsk Territory and the Bryansk Region as part of a project to expand retail sales of its own fuels. As at the end of 2020, the Pulsar 92, Pulsar 95, and Pulsar 100 gasolines were available at over 1,100 filling stations in 33 Russian regions, Euro-6 at over 750 filling stations in eleven regions, and Active at over 130 stations in eight regions;
  • assured high quality at all stages of the product journey from refinery to vehicle. The fuel quality was assessed at oil depots and filling stations in all regions where Rosneft operated its retail network, with over 5,000 tests carried out daily in 74 fixed and 17 mobile laboratories;
  • in 2020, the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology (Rosstandart) conducted 24 independent inspections at eight oil depots and 85 filling stations across Russia. The inspections confirmed the high quality of our motor fuel;
  • refurbished 41 filling stations in St Petersburg and the Leningrad, Kursk and Belgorod regions as part of the project to rebrand TNK and PTK stations as Rosneft and BP;
  • continued to expand the food offering at filling stations by installing equipment for making hot dogs, sandwiches, and hot beverages at 602 locations;
  • promoted healthy eating by running a Breakfasts and Lunches project at Rosneft filling stations and launching a pilot project to offer made-to-order sandwiches;
  • continued to develop the kiosk café formats for filling stations and complexes, respectively, opening Zerno-branded kiosks / shops with cafés as part of a new pilot project in Moscow and the Moscow Region;
  • to expand the range of services, piloted parcel lockers together with a leading e-commerce company and, at a number of BP multi-purpose filling stations, touchless (automated) car washing;
  • tested demand for bundled insurance and service products in categories like cars; healthcare, legal, and advisory services; and travel and property insurance;
  • operated a network of 13 CNG units at existing filling stations and a separate NGV station in Stavropol, servicing up to 3,600 vehicles daily. In 2020, the network sold 22 mmcm of natural gas as motor fuel, up 19 % year-on-year. The Company will continue this project. Developing an NGV filling station network in Russia is one of Rosneft’s priorities in the retail business and one of the most important focus areas, since it enables the Company to expand its competitive advantages in the domestic market;
  • developed EV charging infrastructure at its filling stations based on demand forecasts and EV market trends to expand its innovative and environmentally-oriented services. We have installed and now operate 14 charging points for electric vehicles at our filling stations, including five fast-charging (50 kW) points in the Moscow and Leningrad regions, Vladivostok and Khabarovsk, and nine slow-charging (22 kW) ones in the Tver Region and the Krasnodar Territory. Rosneft has joined forces with some of Russia’s largest electric power companies to continue expanding its EV charging infrastructure;
  • since 2017, all Marketing and Distribution Group Subsidiaries have been implementing plans to reduce internal fuel consumption, resulting in both savings and lower greenhouse gas emissions.
Retail sales

Digital transformation in retail

The Company continues to develop digital communication channels for customers and suppliers.

As at 31 December 2020, we automated measurements at 119 oil depots and more than 2,900 filling stations and provided measuring instruments for nearly 100% of material flows at filling stations and 90% at oil depots.

In 2020, the Company developed a prototype of a monitoring system to enhance end-to-end supply chain control from oil depot to fuel nozzle.

Rosneft also piloted a three-tier ERP system to manage retail sales of petroleum products and complementary goods and services at all stages from filling station to head office. The Company intends to roll out the new system across its retail operations.

The Company tested a blockchain-based electronic workflow solution for ordering complementary goods and supplying them to filling stations.

Rosneft is now piloting an innovative technology that makes it possible to pay for petroleum products and complementary goods and services at filling stations by scanning QR codes via mobile apps of partner banks.

The Company took the following steps to improve digital corporate training resources for filling station personnel:

  • developed and introduced at Marketing and Distribution Group Subsidiaries a distance learning course in standards and rules for filling station personnel;
  • developed a VR-based simulator to practice unloading tank trucks and piloted training sessions at RN-Moscow's training centre.

Aircraft refuelling business

In 2020, sales of jet fuel from Rosneft refineries reached 2.7 mmt, including 2.6 mmt sold domestically and 0.1 mmt abroad.

The sales structure in 2020 was as follows:

  • 1.4 mmt sold to airlines and joint ventures;
  • 1.3 mmt sold in bulk, including commodity exchange sales.

In Russia, jet fuel is sold through a chain of Rosneft's own and partner refuelling facilities at 44 airports. The Company also sells jet fuel at ten airports in Spain, Germany, Georgia, the United Arab Emirates, Mongolia, and China.

In 2020, Rosneft expanded its refuelling network both in Russia and abroad by launching:

  • operations at the Ulan-Ude airport;
  • refuelling services at airports of Barcelona, Stuttgart, Dubai and Beijing.
Aircraft refuelling business

Bunkering business

Rosneft's bunkering business extends to five Russian sea basins and 20 ports, with trading subsidiaries in London and Beijing in addition to ten regional representative offices.

Bunker fuel sales in 2020 amounted to 1.9 mmt, including 34% sold in the domestic market and 66% to non-resident shipping companies.

In 2020, the Company took action to increase the output of marine fuels compliant with the IMO sulphur content requirements (max. 0.5%):

  • the Achinsk and Syzran refineries started producing RMLS 40, a low-sulphur marine fuel targeting the Far Eastern market and those in the Black Sea and Northwestern regions, respectively;
  • the Nizhnevartovsk Refinery began manufacturing DMF-III, a marine fuel to be sold at river ports in the Volga and Don basins and in Western Siberia.

Over one third of all inland bunkering services in Russia are provided by RN-Bunker.

Sales of bitumen products

Sales of bitumen materials in 2020 reached 2.9 mmt. Sales of road bitumen compliant with the new GOST 33133-2014 standard amounted to 1.1 mmt, up 10% year-on-year.

The bulk of bitumen products (96%) were sold domestically.

Rosneft continues to expand production of an innovative polymer-modified bitumen (PMB) which substantially improves the road surface quality. Sales of PMB in 2020 grew by 110% to 0.22 mmt.

Sales of lubricants

In 2020, sales of the Company’s lubricants and related products totalled 1.05 mmt, with 67% sold domestically and 33% exported.

Sales of premium lubricants grew by 23% to 0.1 mmt.

Angarsk Petrochemical Company launched production of Rosneft Drilltec B2, a state-of-the-art mineral oil base for drilling fluids.

Rosneft supplied premium motor, transmission, and hydraulic oils to BELAZ and to Minsk Automobile Plant (MAZ) for the first fill lubrication of mining trucks and special purpose vehicles.

Результаты деятельности

Розничный бизнес

Розничная сеть Компании бесперебойно обеспечивает спрос потребителей Российской Федерации качественными моторными топливами в 66 российских регионах, а также в Абхазии, Республике Беларусь и Киргизии. Бренд АЗС «Роснефть» является одним из лидеров в России по узнаваемости и восприятию качества топлива.

3 057 станций
сеть действующих АЗС Компании

На 31 декабря 2020 года сеть действующих АЗС Компании включала в себя 3 057 станций, в том числе 61 АЗС в Республике Беларусь, на территории Абхазии и в Киргизии. Собственные и арендуемые АЗС располагали 2 092 магазинами. Нефтебазовое хозяйство Компании на 31 декабря 2020 года включало 129 действующих нефтебаз (в том числе две газонаполнительные станции) общей емкостью 2,3 млн куб. м, а также около 1 тыс. бензовозов.

С учетом сложившейся ситуации на фоне распространения коронавирусной инфекции Компания сохранила одну из лидирующих позиций на российском розничном рынке нефтепродуктов. Розничный объем реализации Компании в 2020 году составил 13,3 млн т, при этом реализация нефтепродуктов на одной АЗС составила в среднем 11,7 т/сут.

В рамках развития розничного бизнеса в 2020 году реализованы следующие мероприятия:

  • в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, обеспечена бесперебойная работа АЗС/АЗК при сохранении высоких стандартов обслуживания клиентов розничной сети Компании. Предприняты все необходимые меры для сохранения здоровья персонала и клиентов АЗС/АЗК. В магазинах проводится системный контроль наличия антисептических средств и товаров для здоровья в условиях повышенного спроса. Все магазины и кафе при АЗК Компании работают в строгом соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора
  • по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий;
  • для поддержания и развития продаж в условиях пандемии Компания постоянно развивает сервисы для соблюдения социального дистанцирования и минимизации контактов. Так, продолжена работа по развитию сервисов бесконтактной дистанционной оплаты топлива и сопутствующих товаров через мобильные приложения «Яндекс.Заправки», «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс. Карты». На конец года к сервису бесконтактной оплаты топлива подключены порядка 1,5 тыс. АЗС (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Красноярский, Самарский, Воронежский, Ростовский и Краснодарский регионы, Волгоградская область и Новосибирск),
  • сервис бесконтактной оплаты еды доступен на 50 МАЗК;
  • в рамках развития розничного предложения фирменных топлив в 2020 году начата реализация фирменного бензина Pulsar-95 в Хабаровском крае и Брянской области. На конец 2020 года фирменные бензины Pulsar с октановыми числами Pulsar-92, Pulsar-95 и Pulsar-100 реализуются на более чем 1,1 тыс. АЗС в 33 регионах России, «Евро-6» – в 11 регионах на более чем 750 АЗС, Active – в восьми регионах на более чем 130 АЗС;
  • «Роснефть» обеспечивает качество своей продукции на всем маршруте ее транспортировки, от товарного парка нефтеперерабатывающих заводов до бака автомобиля. Проверки качества топлива на нефтебазах и АЗС проводятся во всех регионах присутствия розничной сети Компании – это более 5 тыс. испытаний ежедневно в 74 стационарных и 17 мобильных лабораториях;
  • в 2020 году независимые проверки качества топлива на объектах предприятий нефтепродуктообеспечения проводились Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом). Проведено 24 проверки на восьми нефтебазах, а также проверено отпускаемое клиентам топливо на 85 АЗС/АЗК в различных регионах страны. Проверки подтвердили высокое качество моторного топлива Компании;
  • проведено обновление внешнего вида 41 станции в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Курской и Белгородской областях в рамках ребрендинга АЗС «ТНК» и АЗС «ПТК» в бренд «Роснефть» и «BP»;
  • в рамках реализации проекта по внедрению фуд-предложения на АЗК/АЗС 602 объекта оснащены оборудованием для приготовления хот-догов, сэндвичей и горячих напитков;
  • с целью продвижения концепции здорового питания на АЗК/АЗС «Роснефть» реализуется проект «Завтраки и обеды», стартовал пилотный проект по реализации сборных сэндвичей;
  • в рамках развития форматов киоска при АЗС и кафе при АЗК в Московском регионе в 2020 году начат пилотный проект – введены в эксплуатацию объекты (киоски / магазин с кафе) под брендом «Зерно»;
  • с целью расширения предоставляемых сервисов Компании на АЗК реализованы мероприятия по пилотированию таких сервисов, как установка почтоматов в партнерстве с одним из лидеров в области интернет-торговли, на ряде МАЗК ВР реализован пилотный проект по бесконтактной мойке автомобиля (роботизированная мойка);
  • пилотируется востребованность сервиса пакетных страховых и сервисных продуктов в категориях авто, медицинские, юридические и консалтинговые услуги, страхование путешественников, имущества;
  • в 2020 году Компания эксплуатировала сеть станций из 13 модулей компримированного природного газа (КПГ) на действующих АЗС и одну отдельную автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС) в Ставрополе, ежедневно на станциях заправляется до 3,6 тыс. автомобилей. За год сеть реализовала в качестве автомобильного топлива
  • 2,2 млн куб. м природного газа, что на 19 % выше прошлогодних значений. Реализация проекта будет продолжена. Развитие сети АГНКС в России является одним из приоритетов «Роснефти» в розничном бизнесе и одним из важнейших направлений, позволяющих расширить конкурентные преимущества Компании на внутреннем рынке;
  • в рамках развития инновационного и экологически ориентированного подхода к учету интересов потребителей «Роснефть» осуществляет развитие зарядной инфраструктуры на АЗС Компании в соответствии с прогнозами спроса и развитием рынка электромобилей. На АЗС Компании установлены и работают 14 зарядных станций для электромобилей, включая пять быстрых зарядных станций (50 кВт) в Московской области, Владивостоке, Хабаровске и Ленинградской области и девять медленных зарядных станций (22 кВт) в Тверской области и Краснодарском крае. «Роснефть» планирует развивать зарядную инфраструктуру для электромобилей в рамках сотрудничества с крупнейшими электроэнергетическими компаниями России;
  • начиная с 2017 года все Общества Группы нефтепродуктообеспечения реализуют планы по сокращению потребления топлива на собственные нужды, успешное выполнение которых, кроме экономии, способствует сокращению выбросов парниковых газов.
Розничный бизнес

Цифровизация розничного бизнеса

Компания продолжает развивать цифровые каналы коммуникации с клиентами и поставщиками.

По состоянию на 31 декабря 2020 года автоматизированы измерения на 119 нефтебазах и более чем 2,9 тыс. АЗС/АЗК, оснащено средствами измерений почти 100 % материальных потоков на АЗС/АЗК и порядка 90 % на нефтебазах.

В 2020 году был разработан прототип системы, позволяющей повысить качество сквозного контроля цепочки движения нефтепродуктов от нефтебазы до пистолета АЗС.

Введена в опытно-промышленную эксплуатацию ERP-система розничной торговли, позволяющая создать трехуровневую автоматизированною систему управления продажами нефтепродуктов и сопутствующих товаров и услуг от АЗС до головного офиса Компании, планируется дальнейшее тиражирование на все предприятия розничного бизнеса Компании.

Проведена апробация технологии электронного документооборота при заказе и поставке сопутствующих товаров на АЗС с использованием технологии блокчейна.

Разработана технология и реализуется пилотный проект по использованию инновационной технологии оплаты нефтепродуктов и сопутствующих товаров и услуг на АЗС с помощью QR-кодов в мобильных приложениях банков-партнеров.

Организованы и осуществлены мероприятия по совершенствованию учебно-методических материалов для корпоративного обучения персонала АЗК/АЗС с применением цифровых технологий:

  • разработан и внедрен в Обществах Группы нефтепродуктообеспечения дистанционный электронный курс для персонала АЗК/АЗС «Стандарты и правила работы работников АЗК/АЗС»;
  • на основе технологий виртуальной реальности (VR) разработан имитационный тренажер «Прием нефтепродуктов из автоцистерн на АЗС», проведено пилотное обучение персонала в учебном центре АО «РН-Москва».

Авиазаправочный бизнес

Общий объем реализации авиационного керосина производства НПЗ Компании за 2020 год составил 2,7 млн т, в том числе 2,6 млн т в России и 0,1 млн т за рубежом.

Структура потребителей в 2020 году:

  • 1,4 млн т – реализация в адрес авиакомпаний и совместных предприятий;
  • 1,3 млн т – крупный опт, включая реализацию на бирже.

Реализация авиационного топлива на территории Российской Федерации осуществляется через сеть собственных и партнерских топливо-заправочных комплексов в 44 аэропортах. Также Компания осуществляет реализацию в 10 аэропортах на территории Испании, Германии, Грузии, Объединенных Арабских Эмиратов, Монголии и Китая.

В 2020 году расширена сеть заправок в России и за рубежом:

  • организована операционная деятельность в аэропорту Улан-Удэ;
  • начаты заправки в аэропортах Барселоны (Испания), Штутгарта (Германия), Дубая (Объединенные Арабские Эмираты), Пекина (Китай).
Авиазаправочный бизнес

Бункеровочный бизнес

Бункеровочный бизнес Компании представлен в пяти морских бассейнах Российской Федерации, 20 портах присутствия, имеет 10 региональных представительств, а также трейдинговые подразделения в Лондоне и Пекине.

Объем реализации бункерного топлива в 2020 году составил 1,9 млн т, в том числе 34 % было реализовано на внутреннем рынке и 66 % составили продажи в адрес иностранных судовладельцев.

В 2020 году реализованы мероприятия по увеличению выработки судовых топлив, отвечающих требованиям IMO по содержанию серы (до 0,5 %):

  • запущено производство малосернистого судового топлива RMLS 40 на АО «Ачинский НПЗ ВНК» (реализация в Дальневосточном регионе), АО «Сызранский НПЗ» (реализация в Черноморском и Северо-Западном регионах);
  • ООО «Нижневартовское НПО» приступило к производству судового топлива DMF-III. Топливо поставляется к реализации на реках Западной Сибири и Волго-Донского бассейна.

ООО «РН-Бункер» производит более трети речных бункеровок в Российской Федерации.

Реализация битумной продукции

Объем реализации битумных материалов в 2020 году составил 2,9 млн т. Объем реализации дорожного битума по новому ГОСТ 33133-2014 за 2020 год составил 1,1 млн т и вырос на 10 % по сравнению с 2019 годом.

Основной объем продукции был реализован на внутреннем рынке (96 %).

Компания развивает производство и реализацию инновационного полимерно-битумного вяжущего (ПБВ), существенно улучшающего качество дорожного покрытия. Объем продаж ПБВ в 2020 году вырос на 110 % относительно 2019 года и составил 0,22 млн т.

Реализация смазочных материалов

Общий объем реализации смазочных материалов и попутной продукции Компании в 2020 году составил 1,05 млн т, в том числе на внутреннем рынке было реализовано 67 %, на экспорт – 33 %.

В 2020 году объем реализации премиальных масел составил 0,1 млн т и вырос на 23 % по сравнению с 2019 годом.

Стартовало производство высокотехнологичной минеральной углеводородной основы для приготовления буровых растворов Rosneft Drilltec B2 на Ангарской НХК.

Компания стала поставщиком ОАО «БЕЛАЗ» и ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) в части премиальных моторных, трансмиссионных и гидравлических масел на первую заливку в карьерные самосвалы и технику специального назначения.