Sustainable development

Energy Efficiency and Energy Saving

Fuel and Energy Consumption

Rosneft is a major fuel and energy consumer in Russia. In 2020, the Company’s Information on the most energy-intensive assets operated directly by Rosneft, for 2020. fuel and energy consumption totalled 18.9 million tonnes of coal equivalent (mmtce) Natural units of electricity and heat are converted into tonnes of coal equivalent in accordance with GOST R 51750-2001, and those of fuel – in accordance with Resolution of the Federal State Statistics Service (Rosstat) No. 46. , or RUB 216,946 mln.

For energy consumption and costs by business segment in 2020, see the table below.

Energy consumption and costs by business segment in 2020
Segment Fuel and energy consumption In ktce / RUB mln Share, %
electricity, th. kWh / RUB mln heat, th. Gcal / RUB mln fuel, kt / RUB mln
Oil and gas production 37,750,767 / 133,233 2,752 / 7,125 1,547 / 3,453 7,093 / 143,811 37.4
Oil refining 6,001,792 / 19,863 19,460 / 19,806 4,093 / 15,529 9,786 / 55,198 51.6
Petrochemicals and gas processing 2,308,307 / 6,335 6,799 / 5,604 405 / 1,170 1,843 / 13,109 9.7
Gas production and distribution 340,630 / 1,746 113 / 264 61 / 102 142 / 2,112 0.7
Marketing and distribution 319,479 / 1,674 70 / 86 5 / 32 55 / 1,792 0.3
Services 92,343 / 452 248 / 451 2 / 21 48 / 923 0.4
Total 46,813,318 / 163,303 29,442 / 33,336 6,111 / 20,307 18,967 / 216,946 100

Energy Saving Programme

In 2020, the Company embarked on its 2020–2024 Energy Saving Programme approved by the Board of Directors in March 2020. The Programme promotes a more efficient use of electricity and heat, as well as boiler and furnace fuel across key business lines. For actual fuel and energy savings in 2020, see the table below.

Actual fuel and energy savings in 2020
Segment Savings in 2020 In ktce Share, %
electricity, th. kWh heat, th. Gcal fuel, tce
Oil production 1,356,788 2 957 164.1 41.0
Oil refining 33,649 236 175,129 212.2 54.0
Petrochemicals 3,458 40 9,373 15.3 4.0
Gas distribution 26,931 0 0 3.2 0.8
Marketing and distribution 4,612 0 144 0.7 0.2
In-house services 1,554 1 365 0.7 0.2
Total 1,426,991 279 185,967 396.3 100.0
Energy Saving Programme

Energy Efficiency and Energy Saving Policy

In accordance with its Energy Efficiency and Energy Saving Policy and the Energy Management System: Requirements and Use Guidance Standard, the Company took the following steps in 2020:

  • amended the list of Group Subsidiaries covered by the 2021–2025 Energy Efficiency Programme, adding the following assets: RN-Buzulukskoye Gas Processing Plant, and Saratovnefteprodukt. Given asset combinations and divestments and with no new energy saving initiatives planned for 2021–2025, the Programme covered 82 Group Subsidiaries;
  • drafted regulations on how to use the Electrically-driven Centrifugal Pumps module of the Mechanical Resources information system at Group Subsidiaries in Upstream, which resulted in Rosneft becoming one of the first companies in Russia's oil and gas industry to introduce a production well operating procedure for monitoring the energy efficiency of electrically-driven centrifugal pumps and implementing targeted energy saving initiatives before any equipment failures or well interventions;
  • arranged for corporate training in energy efficiency (five courses). In 2020, 471 employees took training in the dedicated corporate training centre;
  • put into effect Order No. 71 On Drafting and Implementing Targeted Programmes to Introduce an Energy Consumption Monitoring System in Oil Refining, Gas Processing and Petrochemicals dated 3 February 2020 to create an automated instrumental database for fuel and energy resources and develop/deploy in-house software for energy use regulation, planning and reporting;
  • performed an internal assessment of energy management systems at 21 Group Subsidiaries in Exploration and Production, and Oil Refining, Gas Processing and Petrochemicals, with individual roadmaps drafted to address the identified gaps in 2020–2022. Another assessment is scheduled for 2021;
  • had its own energy efficiency and energy saving divisions perform an internal energy efficiency audit of 386 production facilities and units of equipment at 35 Group Subsidiaries to identify their energy saving potential and exploit it under the Energy Saving Programme;
  • had Taas-Yuryakh Neftegazodobycha certified for compliance with ISO 50001 (Energy Management Systems). All in all, 42 Group Subsidiaries accounting for 98% of the Company's total energy consumption in 2020 hold ISO 50001 certificates.

Power Generation Development

The reporting year saw the following generating facilities built or commissioned to help meet the projected Group energy needs in Exploration and Production:

  • In-house power plants:
    • 50 MW gas turbine power plant commissioned at the Srednebotuobinskoye field of Taas-Yuryakh Neftegazodobycha;
    • main construction and installation operations completed (96.6%) and pre-commissioning started at the 153 MW gas turbine and thermal power plant at the Tuapse Refinery (Phase 2); APCS pre-commissioning almost completed at the 105 MW gas turbine power plant at the Vostochno-Urengoysky license area of Rospan International;
  • 110 kV grid facilities:
    • two 110 kV substations with a total transformer capacity of 100 MVA and 64 km of 110 kV overhead lines commissioned at Orenburgneft and RN-Yuganskneftegaz.

On top of that, the Company renovated a 1.36 km CHP-Okha heat line, an important facility for the communities of the Sakhalin Region’s northern part.

Improved Energy Supply Reliability

Every year, the Company takes a number of steps to ensure uninterrupted energy supply of the existing and prospective production assets. In 2020, as part of its efforts to improve the supply efficiency and reliability, the Company conducted eight technical audits to check the quality of power facility management and drafted a remedial action plan to eliminate the gaps. The reporting year saw 106 remedial actions completed, with deadlines for another 166 not yet expired. This helped achieve a 12.7% year-on-year reduction in power failures across in-house electricity networks.

As part of technical audits, the Company also checks if its sites operate equipment in compliance with health and safety requirements.

Rosneft's Energy and HR departments have defined the key personnel development and training priorities for the Energy function, with the following steps taken to improve employee competencies:

  • group and individual development courses created for the Energy function (Upstream) to do in 2020–2021 after completing pilot tests and undergoing an assessment of professional skills;
  • professional competency profiles created for Oil Refining, Gas Processing and Petrochemicals, subject to an ongoing revision, together with the test questions, following pilot tests involving Energy Department experts;
  • work started to draft professional qualification guidelines for the eleven most common blue-collar energy professions in Exploration and Production, and Oil Refining, Gas Processing and Petrochemicals, with five already covered;
  • eleven dedicated courses included in the corporate curriculum for 2021;
  • Exploration and Production, and Oil Refining, Gas Processing and Petrochemicals coaches trained by their colleagues from the Energy Department to operate in-house power and heating plants and emergency shutdown systems, perform switching, and make the preparations to maintain or repair energy equipment.

Устойчивое развитие

Повышение энергоэффективности и энергосбережение

Потребление топливно-энергетических ресурсов

ПАО «НК «Роснефть» является одним из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в Российской Федерации. Суммарный объем потребления ТЭР по КомпанииДанные по наиболее энергоемким активам, находящимся под прямым оперативным управлением ПАО «НК «Роснефть», за 2020 год. за 2020 год составил 18,9 млн т у. т.Перевод электро- и теплоэнергии из натуральных единиц в условные выполнен по ГОСТу Р 51750–2001, топлива – по Постановлению Росстата № 46., или 216 946 млн руб.

Распределение энергопотребления и энергозатрат за 2020 год по направлениям производственной деятельности представлено в таблице.

Распределение энергопотребления и энергозатрат за 2020 год по направлениям производственной деятельности
Направление деятельности Потребление топливно-энергетических ресурсов Приведено к тыс. т у. т. / млн руб. Доля ТЭР, %
Электроэнергия, тыс. кВт•ч / млн руб. Теплоэнергия, тыс. Гкал / млн руб. Топливо, тыс. т / млн руб.
Добыча нефти и газа 37 750 767 / 133 233 2 752 / 7 125 1 547 / 3 453 7 093 / 143 811 37,4
Переработка нефти 6 001 792 / 19 863 19 460 / 19 806 4 093 / 15 529 9 786 / 55 198 51,6
Нефтехимия и газопереработка 2 308 307 / 6 335 6 799 / 5 604 405 / 1 170 1 843 / 13 109 9,7
Добыча и распределение газа 340 630 / 1 746 113 / 264 61 / 102 142 / 2 112 0,7
Нефтепродуктообеспечение 319 479 / 1 674 70 / 86 5 / 32 55 / 1 792 0,3
Сервис 92 343 / 452 248 / 451 2 / 21 48 / 923 0,4
Итого 46 813 318 / 163 303 29 442 / 33 336 6 111 / 20 307 18 967 / 216 946 100,0

Реализация Программы энергосбережения

В отчетном году Компания начала реализацию Программы энергосбережения ПАО «НК «Роснефть» на 2020–2024 годы, утвержденную Советом директоров в марте 2020 года. В рамках Программы планировалось проведение мероприятий по повышению эффективности использования электрической и тепловой энергии, а также котельно-печного топлива по основным направлениям производственной деятельности. Фактическая экономия ТЭР за 2020 год представлена в таблице.

Фактическая экономия топливно-энергетических ресурсов за 2020 год
Направление деятельности Экономия за 2020 год Приведено к тыс. т у. т. Доля, %
Электроэнергия, тыс. кВт•ч Теплоэнергия, тыс. Гкал Топливо, т у. т.
Нефтедобыча 1 356 788 2 957 164,1 41,0
Нефтепереработка 33 649 236 175 129 212,2 54,0
Нефтегазохимия 3 458 40 9 373 15,3 4,0
Распределение газа 26 931 0 0 3,2 0,8
Нефтепродуктообеспечение 4 612 0 144 0,7 0,2
Внутренний сервис 1 554 1 365 0,7 0,2
Итого 1 426 991 279 185 967 396,3 100,0
Реализация Программы энергосбережения

Реализация Политики в области повышения энергоэффективности и энергосбережения

В соответствии с Политикой «Роснефти» в области повышения энергоэффективности и энергосбережения, а также стандартом Компании «Система энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению» в 2020 году реализованы следующие действия:

  • скорректирован перечень Обществ Группы в составе Программы энергосбережения ПАО «НК «Роснефть» на 2021–2025 годы. Добавлены новые активы ООО «РН-Бузулукское ГПП», ПАО «Саратовнефтепродукт». С учетом объединения/отчуждения активов, отсутствия новых энергосберегающих мероприятий на горизонте 2021–2025 годов в периметр Программы энергосбережения вошли 82 Общества Группы;
  • разработан регламент по работе с модулем «Энергоэффективность установок электроприводного центробежного насоса» информационной системы «Мехфонд» в Обществах Группы блока «Разведка и добыча», что позволило ПАО «НК «Роснефть» одному из первых в отечественной нефтегазовой отрасли ввести в процесс эксплуатации добывающих скважин процедуру контроля энергоэффективности установок электроприводного центробежного насоса и реализации целевых энергосберегающих мероприятий, не дожидаясь отказа оборудования или геолого-технических мероприятий;
  • организован процесс корпоративного обучения по пяти программам повышения энергоэффективности. В 2020 году проведено обучение 471 сотрудника в специализированном корпоративном учебном центре;
  • введен в действие приказ ПАО «НК «Роснефть» от 3 февраля 2020 года № 71 «О разработке и реализации целевых программ по внедрению информационной системы контроля энергопотребления на предприятиях нефтепереработки и нефтегазохимии», предусматривающий формирование автоматизированной приборной базы учета ТЭР и создание/внедрение корпоративного программного обеспечения по нормированию, планированию и отчетности потребления энергоресурсов;
  • проведена внутрикорпоративная проверка системы энергетического менеджмента в 21 Обществе Группы бизнес-блоков «Разведка и добыча» и «Нефтегазопереработка и нефтегазохимия». Подготовлены индивидуальные дорожные карты по отработке выявленных недостатков на 2020–2022 годы. Аналогичная проверка запланирована на 2021 год;
  • проведен внутренний аудит энергоэффективности 386 технологических объектов и установок собственным персоналом подразделений по энергоэффективности и энергосбережению в 35 Обществах Группы с целью выявления потенциала энергосбережения и его реализации в рамках Программы энергосбережения;
  • сертифицировано по международному стандарту ISO 50001 «Система энергетического менеджмента» одно Общество Группы – ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Общее количество сертифицированных по ISO 50001 –42 Общества Группы, на которые приходится 98 % от общего энергопотребления Компании за 2020 год.

Развитие электроэнергетики

В 2020 году в рамках осуществления проектов энергообеспечения перспективных нагрузок Обществ Группы блока «Разведка и добыча» реализованы следующие объекты энергетики:

  • электростанции собственных нужд:
    • допущена в эксплуатацию ГТЭС 50 МВт Среднеботуобинского месторождения ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча»,
    • завершен основной объем строительно-монтажных работ (96,6 %) и выполняются пусконаладочные работы на ГТУ-ТЭС Туапсинского НПЗ 153 МВт (вторая очередь),
    • завершаются пусконаладочные работы по АСУ ТП ГТЭС 105 МВт Восточно-Уренгойского лицензионного участка АО «Роспан Интернешнл»;
  • электросетевые объекты классом напряжения 110 кВ:
    • введены в эксплуатацию две подстанции 110 кВ в АО «Оренбургнефть» и ООО «РН-Юганскнефтегаз» общей трансформаторной мощностью 100 МВА с питающими ВЛ 110 кВ общей протяженностью 64 км.

Кроме того, в 2020 году проведена реконструкция социально значимого объекта для севера Сахалинской области «Тепломагистраль ТЭЦ – г. Оха» протяженностью 1,36 км.

Повышение надежности энергоснабжения

В целях обеспечения бесперебойного энергообеспечения действующих и перспективных производственных объектов в Компании ежегодно реализуется комплекс мер по повышению надежности и эффективности энергоснабжения. В 2020 году проведено восемь технических аудитов качества организации эксплуатации энергетического оборудования с разработкой корректирующих мероприятий, направленных на повышение надежности энергоснабжения. За 2020 год выполнено 106 корректирующих мероприятий, по 166 срок исполнения не наступил. В результате выполнения корректирующих мероприятий уменьшено количество аварийных отключений в собственных сетях в отчетном году относительно 2019 года на 12,7 %.

В рамках технических аудитов также проводятся проверки выполнения нормативных требований по охране труда и промышленной безопасности при эксплуатации оборудования.

В целях повышения уровня компетенции персонала блока «Энергетика» Обществ Группы Департаментом энергетики совместно с Департаментом кадров определены основные направления развития и обучения персонала. В рамках данной деятельности реализованы следующие мероприятия:

  • сформированы общие и индивидуальные программы развития на 2020–2021 годы работников блока «Энергетика» Обществ Группы «Разведка и добыча», прошедших пилотное тестирование и оценку уровня профессионально-технической компетенции;
  • разработаны профили профессионально-технической компетенции для Обществ Группы блока «Нефтегазопереработка и нефтегазохимия», проведено пилотное тестирование с привлечением специалистов Департамента энергетики, проводится доработка профилей компетенций и тестовых вопросов;
  • начата разработка методических указаний по профессиональной квалификации работников по 11 наиболее массовым энергетическим рабочим профессиям блоков «Разведка и добыча» и «Нефтегазопереработка и нефтегазохимия», разработаны методические указания по пяти профессиям;
  • в меню корпоративного обучения на 2021 год внесено 11 специализированных программ;
  • внутренними тренерами Департамента энергетики организовано и проведено обучение внутренних тренеров блока «Энергетика» Обществ Группы «Разведка и добыча» и «Нефтегазопереработка и нефтегазохимия» по направлениям «Особенности эксплуатации электростанций собственных нужд», «Организация эксплуатации котельных», «Типовые алгоритмы противоаварийной автоматики энергосистем» и «Проведение оперативных переключений и подготовка работ на энергетическом оборудовании».