Sustainable development

Localisation and Development of Industrial Clusters

Import Substitution and Equipment Localisation for Rosneft’s Needs

In 2015, Rosneft launched an Import Substitution and Equipment Localisation Programme.

Aligned with strategic goals and objectives set forth in the Rosneft–2022 Strategy and the Company’s Long-Term Development Programme, the Programme seeks to:

  • facilitate the development of Rosneft as a high-tech oil and gas company;
  • secure the Company’s technologically sustainable position in the hydrocarbons market by increasing the share of Russian-made products and implementing projects to localise the manufacturing of foreign oil and gas equipment in Russia in cooperation with leading global producers;
  • facilitate the development of infrastructure supporting upstream and downstream projects as part of localisation efforts.

As part of the programme, Rosneft keeps investing in proprietary solutions and products with a view to sustaining its technological self-sufficiency.

As it works to develop critical prospecting, exploration and development technologies, Rosneft approved a pilot testing programme for RN-Yuganskneftegaz to test the multi-parameter logging while drilling equipment developed as part of the Rosneft–Rosatom R&D cooperation by Dukhov Automatics Research Institute (VNIIA). A five-well pilot testing of this equipment is scheduled for 2021.

The pilot testing of an ice conditions monitoring system that was developed within the Company has been completed, with the system currently being put into operation. The Company has also developed three components of an iceberg towing system (towing rope, buoys, and towing nets) and filed utility model applications.

With an agreement on technological partnership in the production and maintenance of import-substituting solutions signed between Rospan International and Rosatom, the parties are now working on a domestic multiphase flow meter to measure flow rate in gas condensate wells. In 2020, the related R&D efforts were completed with the key deliverables presented.

Other equipment that was pilot-tested includes a corporate coiled tubing simulator by RN-VECTOR used to plan prevention actions, estimate residual life and exercise day-to-day operational control. The testing showed that RN-VECTOR’s simulator performs as claimed.

Russian-made catalysts are key to sustaining the technological self-sufficiency of the Company’s refining segment ending its reliance on foreign technologies. In 2020, Rosneft launched commercial operation of a proprietary hydrotreating catalyst. A commercial batch of these unique catalysts was loaded into a diesel fuel hydrotreater at the Ryazan Refinery. This is the first diesel fraction hydrotreating catalyst for the Russian refining industry capable of fully replacing its foreign peers to produce the Euro-5 ultra-low-sulphur (below 10 ppm) diesel.

The Komsomolsk Refinery (part of Rosneft’s refining segment) launched the final stage of building a hydrocracking complex with an integrated diesel fuel hydrotreating unit. When launched with a design capacity of 3.65 mmtpa, this hydrocracking and hydrotreating complex will increase the Komsomolsk Refinery’s refining depth to 92%.

In 2020, Rosneft commissioned Russia’s first pilot testing facility for hydrotreating catalysts built in 2019 at the Novokuibyshevsk Catalysers Plant. Its operation will have a significant economic effect as the Company will spend less buying third-party catalysts and for logistics reasons. For example, the Company’s refineries need approximately 2 kt of hydrotreating catalysts each year putting the annual costs at ca. RUB 2.5 bln. The new technological capabilities will considerably reduce Russia's reliance on imported catalysts for refining purposes. The new pilot testing facility features nine main production lines and five auxiliary units comprising production equipment for oil refining catalysts and a variety of controls, measurement and production process management tools. It has a daily capacity of nearly 200 kg of different catalysts (6 t per month).

In 2020, the scientists of RN-TsIR (Rosneft’s R&D institute) developed an innovative technology to convert Rosneft-produced acetone into higher-margin isopropanol, which is mainly imported to Russia today. The technology provides for the hydrogenation of acetone using the Company’s own heterogeneous metal-containing catalyst produced from raw materials available in the country. The isopropanol will be used as an anti-icing agent in the production of the high-quality, odourless (as opposed to propylene-based isopropanol), frost-free car windscreen wiper fluid for the Company’s retail network. Isopropanol is also used as a basis for highly effective antiseptics designed to combat the spread of infections, which pre-determines a surge in demand for isopropanol in Russia and worldwide. An industrial-grade acetone-to-isopropanol unit and in-house unit for isopropanol-based windscreen wiper fluid are to be constructed at Rosneft’s Novokuibyshevsk Petrochemical Company that has the relevant petrochemical profile.

The development of proprietary research-intensive specialist software is another strategic focus area for the Company. It has created RN-GEOSIM 1.0 software suite for geological modelling and, starting from 2021, plans to deploy it across the Group Subsidiaries. The developed complex can replace 50% of imported geological modelling software.

The Company has also completed the development of a new version of RN-KIM hydrodynamic simulator boasting new capabilities.

Other software – a hydraulic fracturing simulator – has been used to design more than 21 thousand full-scale hydraulic fracturing operations. This simulator is commercialised for external users, with its licences available for purchase to the Group Subsidiaries and third parties. Rosneft has now completed its R&D efforts designed to identify further development areas for RN-GRID as required to add new capabilities in line with the newest hydraulic fracturing challenges, and has launched R&D work to develop RN-GRID 3.0.

As regards RN-Sigma, a corporate suite for geomechanical modelling of borehole stability while drilling, it was upgraded to version 2.0. The new version features extra functions for real-time geomechanical drilling support and building dynamic wellbore stability models.

The suite was pilot-tested by the Group Subsidiaries.

Fostering the Industrial Cluster

In 2020–2025, the industrial cluster based on the Company’s capacities, will be focusing on:

  • establishing R&D and manufacturing infrastructure to support re-engineering, innovations, and import substitution;
  • running pilot projects and tests in line with the Company’s Target Innovative Projects;
  • supplying capacities to support localisation projects in cooperation with foreign technology partners as well as joint ventures with Russian R&D centres and enterprises.

Industrial cluster companies together with the Company’s R&D centre take an active part in implementing the Target Innovative Projects. In 2020, RN-Remont NPO acting as the management company for the industrial cluster, set up an Engineering, Design, Technology and Development Policy Office responsible for the Target Innovative Projects and import substitution. The Target Innovative Projects are already producing great results with an URPSV-10000 preliminary water discharge and oil treatment unit (intellectual property of Rosneft) manufactured and delivered to RN-Nyaganneftegaz and a strategy for the development and pre-production of mobile modular technological solutions for water-oil emulsion preparation being drafted. Cooperation with the R&D centre is not limited to manufacturing new equipment only. For example, the cluster’s pilot facilities deal with the automation and robotisation of daily operations involved in repairing the tubing and electric submersible pumps and in well servicing and workover.

The industrial cluster development strategy provides for expanding the geography and diversifying the range of services provided. To deliver the strategy, the last year saw the development of the Company’s offering with a focus on the maintenance, repair and rental of tubing, electric submersible pumps for RN-Vankor and Chekmagushevsky production area of Bashneft-Dobycha. The Company has also certified and received licence to manufacture and repair tank containers required to ensure year-round supply of fuels and lubricants to the Vostok Oil project. Repair and maintenance of oilfield equipment is now available to East Siberian Oil Company, Slavneft-Krasnoyarskneftegaz, Tyumenneftegaz and Samotlorneftegaz.

The industrial cluster is committed to not only unleashing the domestic potential, but also attracting and cooperating with technology partners. To this end and to share experience and best practices, the Company has signed a cooperation agreement with the industrial cluster of the Republic of Tatarstan.

Trucks

Industrial and Shipbuilding Cluster in the Russian Far East

Upon instruction from the Russian President, Rosneft is ramping up a shipbuilding cluster in the Far East to foster the domestic shipbuilding industry and energise the development of the country’s continental shelf. Zvezda Shipbuilding Complex in Bolshoy Kamen will be the core shipyard and Russia’s first-ever facility for the construction of large-capacity vessels.

Importantly, the shipyard will be manufacturing icebreakers and reinforced ice-class vessels, along with LNG-powered vessels. The shipyard boasts a unique set of competencies unparalleled among both domestic and leading global peers.

To cater to the needs of import substitution and equipment localisation, an industrial cluster for shipboard equipment and components is emerging around the Zvezda Shipyard.

Despite the challenging COVID-19 situation, restricted workforce mobility and the need to comply with the related health and safety regulations, the Company managed to arrange for a large scope of construction works at the shipyard:

  • 625 th. cub m dredged to deepen the waterways;
  • in excess of 56,432 cub m of soil replaced;
  • over 3.5 kt of sheet piles and 1,803 piles installed;
  • over 144 th. cub m of concrete poured;
  • over 31 th. sq m of enclosing structures and roofing installed;
  • more than 4 kt of steelworks assembled;
  • over 6.1 th. sq m of fire protection added;
  • 10,593 linear m of cable lines laid for the power supply and light current systems;
  • four distribution transformer substations assembled;
  • over 12.1 th. linear m of heat and gas supply networks laid;
  • more than 8.7 th. linear m of water supply networks and sewerage system laid.
Shipbuilding Cluster

Pre-commissioning operations are nearing completion at one of Zvezda’s key facilities – a dry dock with an adjacent area and outfitting quays. The dry dock is a unique hydraulic structure measuring 485x114x14 metres which can accommodate construction of the majority of existing and future types of vessels with virtually no restrictions on tonnage and launching weight of the hulls, including the world’s most powerful nuclear ice-breaker "Leader".

The shipyard’s order portfolio already counts 56 vessels, all of them being engineering- and technology-intensive vessels, mostly of high ice-class (supply vessels, research vessels, icebreakers, Arctic shuttle tankers,"green" Aframax type tankers, gas carriers). This is the first time all the vessels in the shipyard’s production programme are built in Russia.

In November 2020, Zvezda reached an important milestone launching the production of gas carriers (foreign-built until then). The shipyard started cutting steel for the flagship vessel of the Arctic LNG 2 project. This was the result of a great deal of production and organisational efforts taken such as employee training, receiving Russia’s first licence to manufacture and assemble cargo systems for LNG transportation, making pre-production arrangements and securing technology partnership so that the project is implemented within an unprecedentedly short time frame even to international standards.

Another important milestone was the launch of a unique icebreaking supply vessel named Katerina Velikaya in December 2020, which will also operate in the Russian Arctic.

In 2020, the shipyard also delivered to Rosnefteflot its first vessel, a Russian Aframax type tanker Vladimir Monomakh that has successfully passed its sea trials.

This means that in just five years after incorporation, Zvezda Shipbuilding Complex has mastered the entire shipbuilding cycle – from cutting steel to trials and delivery of vessels to the customer.

VRK Sapphire Plant

Steerable Thrusters

An industrial cluster for shipboard equipment and components is emerging around Zvezda Shipbuilding Complex. The cluster accommodates a workshop to manufacture steerable thrusters for ice-class vessels, including gas carriers.

VRK Sapphire Plant, a joint venture of Rosneft and General Electric, manages the project to develop and localise the production of steerable thrusters, a key component of marine electric propulsion system.

The plant has been in operation since 2019. The first two 7.5 MW steerable thrusters were installed on a higher ice-class multifunctional support vessel put afloat in December 2020.

In 2020, the plant continued to upgrade its capacity with the goal of manufacturing higher-power steerable thrusters. Concurrently, VRK Sapphire Plant secured a purchase order for 15 MW steerable thrusters intended to be installed on gas carriers.

Устойчивое развитие

Локализация и развитие промышленных кластеров

Программа локализации и импортозамещения техники и технологий в интересах ПАО «НК «Роснефть»

В Компании разработана и с 2015 года реализуется Программа локализации и импортозамещения техники и технологий ПАО «НК «Роснефть».

Основой Программы являются стратегические цели и задачи Компании, предусмотренные Стратегией «Роснефть – 2022» и Долгосрочной программой развития ПАО «НК «Роснефть».

Мероприятия Программы направлены на выполнение следующих целей:

  • обеспечить развитие ПАО «НК «Роснефть» как высокотехнологичной нефтегазовой компании;
  • обеспечить технологически устойчивое положение Компании на рынке углеводородов за счет повышения доли товаров российского производства и реализации проектов по локализации на территории Российской Федерации производства иностранного оборудования совместно с ведущими мировыми производителями нефтегазового оборудования;
  • обеспечить развитие инфраструктуры в интересах реализации проектов в области разведки, добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, реализуемых в рамках локализации производства оборудования.

В рамках выполнения мероприятий Программы компания «Роснефть» на регулярной основе инвестирует в собственные решения и продукты, позволяющие сохранить технологическую независимость.

В части развития критических технологий по поиску, разведке, разработке месторождений полезных ископаемых утверждена программа опытно-промышленных испытаний (ОПИ) в ООО «РН-Юганскнефтегаз» аппаратуры многопараметрических исследований скважин в процессе бурения, разрабатываемой в рамках Программы научно-технического сотрудничества с государственной корпорацией «Росатом» Всероссийским научно-исследовательским институтом автоматики им. Н. Л. Духова.Проведение ОПИ на пяти скважинах запланировано в 2021 году.

Завершены ОПИ информационной системы мониторинга ледовой обстановки, разработанной в периметре Компании. Система сдается в промышленную эксплуатацию. Также разработаны три компонента системы буксировки айсбергов (буксировочные тросы, буи и буксировочные сети) и поданы заявки на полезные модели.

В рамках заключенного договора между АО «Роспан Интернешнл» и ГК «Росатом» о технологическом партнерстве в сфере производства и технического обслуживания импортозамещающей продукции прорабатывается вопрос изготовления отечественного мультифазного расходомера (МФР) для замера дебитов газоконденсатных скважин. В 2020 году завершены научно-изыскательские работы, получены основные результаты работ.

Проведены ОПИ корпоративного симулятора гибких насосно-компрессорных труб (ГНКТ) «РН-ВЕКТОР» при проектировании работ для предупреждения осложнений, оценки остаточного ресурса и оперативного контроля операций с ГНКТ. По результатам ОПИ корпоративный симулятор ГНКТ «РН-ВЕКТОР» показал соответствие заявленным критериям.

Развитие производства российских катализаторов является ключевым направлением обеспечения технологической устойчивости перерабатывающего сегмента Компании и исключения зависимости от импортных поставок катализаторов. В 2020 году «Роснефть» приступила к промышленной эксплуатации катализатора гидроочистки собственного производства. Промышленная партия уникального катализатора загружена на установку гидроочистки дизельного топлива Рязанской нефтеперерабатывающей компании. Это первый катализатор гидроочистки дизельных фракций для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги для получения дизельного топлива «Евро-5» с ультранизким содержанием серы – менее 10 ррм.

Комсомольский НПЗ, который входит в нефтеперерабатывающий комплекс ПАО «НК «Роснефть», приступил к завершающему этапу строительства комплекса гидрокрекинга с интегрированной гидроочисткой дизельного топлива. Проектная мощность комплекса гидрокрекинга и гидроочистки составляет 3,65 млн т в год. С его запуском Комсомольский НПЗ увеличит глубину переработки нефти до 92 %.

«Роснефть» запустила в 2020 году в эксплуатацию первый в России опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов гидропроцессов, построенный в 2019 году на территории ООО «Новокуйбышевский завод катализаторов». Благодаря вводу в эксплуатацию нового комплекса будет получен значительный экономический эффект за счет сокращения затрат на закупку катализаторов сторонних производителей, а также логистической составляющей. Например, потребности НПЗ Компании в катализаторах гидроочистки составляют около 2 тыс. т в год. Стоимость такого количества катализаторов гидроочистки – ~2,5 млрд руб. в год. Новые технологические возможности в перспективе позволят заметно снизить зависимость России от импортной продукции в области катализаторов для процессов нефтепереработки. В состав нового опытно-промышленного комплекса входят девять основных технологических линий, а также пять вспомогательных блоков, которые включают в себя оборудование для производства катализаторов процессов нефтепереработки, а также различные средства контроля, измерения и управления процессами приготовления катализаторов. Комплекс способен производить около 200 кг/сут различных катализаторов. (6 т ежемесячно).

Ученые ООО «РН-ЦИР» (научный институт Компании) в 2020 году разработали инновационную технологию переработки ацетона, производимого в периметре «Роснефти», в высокомаржинальный продукт – изопропиловый спирт (ИПС), значительная часть которого в настоящее время завозится в Россию по импорту. Технология включает гидрирование ацетона на собственном гетерогенном металлсодержащем катализаторе, получаемом из доступного в нашей стране сырья. ИПС будет применяться в качестве антиобледенительного агента в производстве незамерзающей автомобильной стеклоочистительной жидкости высокого качества, не обладающей неприятным запахом (в отличие от ИПС, получаемого из пропилена), для розничной сети Компании. Кроме того, ИПС является основой высокоэффективных антисептиков, предназначенных для борьбы с распространением инфекций, в связи с чем ожидается существенный рост спроса на ИПС в России и в мире. Строительство промышленной установки получения ИПС из ацетона и установки по производству стеклоочистительной жидкости на основе собственного ИПС запланировано на площадке, входящей в «Роснефть» Новокуйбышевской нефтехимической компании, имеющей соответствующий нефтехимический профиль.

Также одним из стратегических направлений является разработка собственного специализированного наукоемкого программного обеспечения. Разработана первая версия программного комплекса геологического моделирования «РН-ГЕОСИМ 1.0», с 2021 года планируется внедрение версии 1.0 в Обществах Группы. Разработанный комплекс позволит на 50 % заместить импортное программное обеспечение в части построения геологических моделей.

Завершена разработка усовершенствованной версии гидродинамического симулятора «РН-КИМ» с новой функциональностью.

На текущий момент более 21 тыс. операций гидроразрыва пласта (ГРП) выполнены с полным циклом проектирования в симуляторе ГРП. Симулятор коммерциализирован, лицензии реализуются Обществам Группы и внешним компаниям на возмездной основе. Завершены научно-исследовательские работы, направленные на определение направлений дальнейшего развития «РН-ГРИД» с целью разработки новой функциональности и соответствия новым технологическим вызовам в области ГРП, запущены НИОКР по разработке «РН-ГРИД» версии 3.0.

Разработана новая версия корпоративного ПК для геомеханического моделирования устойчивости ствола скважины при бурении – «РН-СИГМА» 2.0. В новой версии добавлен функционал геомеханического сопровождения бурения в режиме реального времени и построения динамических моделей устойчивости ствола.

Программный комплекс прошел пилотные испытания в Обществах Группы.

Развитие машиностроительного кластера

Созданный на мощностях Компании машиностроительный кластер ставит на период 2020–2025 годов следующие основные цели:

  • формирование научно-производственной инфраструктуры для организации реинжиниринга, внедрение инновационных технологий и импортозамещения;
  • реализация пилотных проектов и проведение опытно-конструкторских испытаний в рамках исполнения целевых инновационных проектов Компании;
  • предоставление мощностей в рамках развития проектов по локализации производства с участием иностранных технологических партнеров, а также совместных предприятий с российскими инновационными центрами /производствами.

Предприятия машиностроительного комплекса совместно с научно-проектным комплексом Компании принимают активное участие в реализации целевых инновационных проектов. В 2020 году в управляющей компании машиностроительного кластера ООО «РН-Ремонт НПО» сформировано управление инжиниринга, конструкторско-технологической политики и развития, которое возьмет на себя функцию реализации целевых инновационных проектов и освоение импортозамещения. На сегодняшний день в рамках целевых инновационных проектов для АО «РН-Няганьнефтегаз» изготовлена и поставлена установка для предварительного сброса воды и подготовки нефти УРПСВ-10000 (интеллектуальная собственность ПАО «НК «Роснефть»), идет формирование стратегии по развитию и подготовке к производству мобильных модульных технологических решений для подготовки водонефтяной эмульсии. Взаимодействие с научно-проектным комплексом не ограничивается только производством нового оборудования. Так, на пилотных объектах кластера проводится работа по автоматизации и роботизации выполняемых на ежедневной основе операций при ремонте насосно-компрессорных труб (НКТ) и электропогружных установок, а также при текущем и капитальном ремонте скважин.

В рамках стратегии развития машиностроительного кластера осуществляется расширение географии присутствия и диверсификации услуг. За последний год было обеспечено развитие услуг по сервисному обслуживанию, ремонту и прокату НКТ, установок электроцентробежных насосов для ООО «РН-Ванкор» и по Чекмагушевскому региону добычи ООО «Башнефть-Добыча». Проведена сертификация и получена лицензия на изготовление и ремонт танк-контейнеров под потребность проекта «Восток Ойл» для круглогодичного обеспечения проекта горюче-смазочными материалами. Начаты сервисное обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования для ООО «Восточно-Сибирская нефтяная компания», ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз», АО «Тюменнефтегаз» и АО «Самотлорнефтегаз».

Машиностроительный кластер ставит перед собой задачи не только по развитию внутреннего потенциала, но и в части сотрудничества и привлечения технологических партнеров. С целью обмена опытом заключено соглашение о сотрудничестве с машиностроительным кластером Республики Татарстан.

Грузовики

Промышленный и судостроительный кластер на Дальнем Востоке

В целях развития судостроения и повышения эффективности освоения континентального шельфа по поручению Президента Российской Федерации компания «Роснефть» реализует программу создания судостроительного кластера на Дальнем Востоке. Ядром является судоверфь «Звезда» в г. Большом Камне – первый в стране комплекс крупнотоннажного судостроения.

Необходимо отметить, что судоверфь имеет в портфеле заказов как ледоколы и суда высокого ледового класса, так и суда, работающие на сжиженном природном газе (СПГ). Такой набор компетенций является уникальным не только для российских, но и для ведущих мировых верфей.

Учитывая поставленные задачи по импортозамещению и повышению уровня локализации, вокруг судостроительного комплекса «Звезда» формируется промышленный кластер производства судового комплектующего оборудования.

Несмотря на острую эпидемиологическую обстановку, связанную с распространением коронавирусной инфекции, ограниченную возможность миграции рабочих ресурсов и необходимость соблюдения всех санитарно-защитных норм, Компании удалось организовать выполнение большого объема строительных работ на объектах верфи:

  • проведено дноуглубление акватории объемом 625 тыс. куб. м;
  • проведена замена более 56 432 куб. м грунта;
  • устроено более 3,5 тыс. т шпунта и 1 803 шт. свай;
  • уложено более 144 тыс. куб. м бетона;
  • выполнено устройство более 31 тыс. кв. м ограждающих конструкций и кровли;
  • смонтировано более 4 тыс. т металлоконструкций;
  • нанесено более 6,1 тыс. кв. м огнезащиты;
  • уложено 10 593 пог. м кабельных линий сетей электроснабжения и слаботочных сетей;
  • смонтировано четыре распределительных трансформаторных подстанции;
  • смонтировано более 12,1 тыс. пог. м сетей тепло- и газоснабжения;
  • смонтировано более 8,7 тыс. пог. м сетей водоснабжения и канализации.
Платформа

В завершающей стадии находятся пусконаладочные работы на одном из ключевых объектов ССК «Звезда» – сухом доке с преддоковыми площадками и достроечными набережными. Сухой док – уникальное гидротехническое сооружение длиной 485 м, шириной 114 м и глубиной 14 м, которое позволит осуществлять постройку большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спусковой массы корпусов, включая самый мощный в мире атомный ледокол «Лидер».

Портфель заказов верфи уже насчитывает 56 судов. Все заказы – наукоемкие, технологически сложные суда преимущественно высокого ледового класса (суда снабжения, научно-исследовательские суда, ледоколы, арктические челночные танкеры, «зеленые» танкеры класса «Афрамакс», суда-газовозы). Все суда производственной программы ССК «Звезда» строятся в России впервые.

В ноябре 2020 года на ССК «Звезда» состоялся важный этап в освоении производства судов-газовозов, ранее строившихся исключительно за рубежом. Верфь приступила к резке стали для головного судна для проекта «Арктик СПГ 2». Этому событию предшествовала работа как производственного, так и организационного плана. На ССК «Звезда» организовано обучение сотрудников и впервые в России получена лицензия на изготовление и монтаж грузовых систем для транспортировки СПГ, обеспечена подготовка производства и организовано технологическое партнерство, которое позволит реализовать проект в беспрецедентно сжатые даже по мировым меркам сроки.

Еще одной важной вехой в работе верфи стал спуск на воду в декабре 2020 года уникального на данный момент ледокольного судна снабжения «Катерина Великая», которое также будет работать в российской Арктике.

Также в 2020 году верфь передала АО «Роснефтефлот» свое первое судно – российский нефтеналивной танкер «Владимир Мономах» класса «Афрамакс», который прошел все ходовые испытания.

Таким образом, ССК «Звезда» по истечении пяти лет с момента регистрации освоен весь производственный цикл по строительству судов – от резки стали до проведения всех испытаний и передачи судна заказчику.

Завод ВРК «Сапфир»

Проект по разработке винторулевых колонок

Вокруг ССК «Звезда» образуется промышленный кластер судового комплектующего оборудования. На территории кластера возведен цех завода по производству винторулевых колонок, которые будут устанавливаться на судах ледового класса, в том числе на судах-газовозах.

Руководит проектом по разработке и локализации производства ключевого элемента судовой электродвижительной системы – винторулевой колонки – совместное предприятие ПАО «НК «Роснефть» и General Electric – ООО «Завод ВРК Сапфир».

С 2019 года завод осуществляет производственную деятельность. Первые две винторулевые колонки мощностью 7,5 МВт каждая были установлены на многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса, спуск на воду которого состоялся в декабре 2020 года.

В отчетном году продолжена модернизация завода для возможности выпуска винторулевых колонок повышенной мощности. Одновременно ООО «Завод ВРК Сапфир» получило заказ на поставку винторулевых колонок мощностью 15 МВт для установки на суда-газовозы.