Устойчивое развитие

Локализация и развитие промышленных кластеров

Программа локализации и импортозамещения техники и технологий в интересах ПАО «НК «Роснефть»

В Компании разработана и с 2015 года реализуется Программа локализации и импортозамещения техники и технологий ПАО «НК «Роснефть».

Основой Программы являются стратегические цели и задачи Компании, предусмотренные Стратегией «Роснефть – 2022» и Долгосрочной программой развития ПАО «НК «Роснефть».

Мероприятия Программы направлены на выполнение следующих целей:

  • обеспечить развитие ПАО «НК «Роснефть» как высокотехнологичной нефтегазовой компании;
  • обеспечить технологически устойчивое положение Компании на рынке углеводородов за счет повышения доли товаров российского производства и реализации проектов по локализации на территории Российской Федерации производства иностранного оборудования совместно с ведущими мировыми производителями нефтегазового оборудования;
  • обеспечить развитие инфраструктуры в интересах реализации проектов в области разведки, добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, реализуемых в рамках локализации производства оборудования.

В рамках выполнения мероприятий Программы компания «Роснефть» на регулярной основе инвестирует в собственные решения и продукты, позволяющие сохранить технологическую независимость.

В части развития критических технологий по поиску, разведке, разработке месторождений полезных ископаемых утверждена программа опытно-промышленных испытаний (ОПИ) в ООО «РН-Юганскнефтегаз» аппаратуры многопараметрических исследований скважин в процессе бурения, разрабатываемой в рамках Программы научно-технического сотрудничества с государственной корпорацией «Росатом» Всероссийским научно-исследовательским институтом автоматики им. Н. Л. Духова.Проведение ОПИ на пяти скважинах запланировано в 2021 году.

Завершены ОПИ информационной системы мониторинга ледовой обстановки, разработанной в периметре Компании. Система сдается в промышленную эксплуатацию. Также разработаны три компонента системы буксировки айсбергов (буксировочные тросы, буи и буксировочные сети) и поданы заявки на полезные модели.

В рамках заключенного договора между АО «Роспан Интернешнл» и ГК «Росатом» о технологическом партнерстве в сфере производства и технического обслуживания импортозамещающей продукции прорабатывается вопрос изготовления отечественного мультифазного расходомера (МФР) для замера дебитов газоконденсатных скважин. В 2020 году завершены научно-изыскательские работы, получены основные результаты работ.

Проведены ОПИ корпоративного симулятора гибких насосно-компрессорных труб (ГНКТ) «РН-ВЕКТОР» при проектировании работ для предупреждения осложнений, оценки остаточного ресурса и оперативного контроля операций с ГНКТ. По результатам ОПИ корпоративный симулятор ГНКТ «РН-ВЕКТОР» показал соответствие заявленным критериям.

Развитие производства российских катализаторов является ключевым направлением обеспечения технологической устойчивости перерабатывающего сегмента Компании и исключения зависимости от импортных поставок катализаторов. В 2020 году «Роснефть» приступила к промышленной эксплуатации катализатора гидроочистки собственного производства. Промышленная партия уникального катализатора загружена на установку гидроочистки дизельного топлива Рязанской нефтеперерабатывающей компании. Это первый катализатор гидроочистки дизельных фракций для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги для получения дизельного топлива «Евро-5» с ультранизким содержанием серы – менее 10 ррм.

Комсомольский НПЗ, который входит в нефтеперерабатывающий комплекс ПАО «НК «Роснефть», приступил к завершающему этапу строительства комплекса гидрокрекинга с интегрированной гидроочисткой дизельного топлива. Проектная мощность комплекса гидрокрекинга и гидроочистки составляет 3,65 млн т в год. С его запуском Комсомольский НПЗ увеличит глубину переработки нефти до 92 %.

«Роснефть» запустила в 2020 году в эксплуатацию первый в России опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов гидропроцессов, построенный в 2019 году на территории ООО «Новокуйбышевский завод катализаторов». Благодаря вводу в эксплуатацию нового комплекса будет получен значительный экономический эффект за счет сокращения затрат на закупку катализаторов сторонних производителей, а также логистической составляющей. Например, потребности НПЗ Компании в катализаторах гидроочистки составляют около 2 тыс. т в год. Стоимость такого количества катализаторов гидроочистки – ~2,5 млрд руб. в год. Новые технологические возможности в перспективе позволят заметно снизить зависимость России от импортной продукции в области катализаторов для процессов нефтепереработки. В состав нового опытно-промышленного комплекса входят девять основных технологических линий, а также пять вспомогательных блоков, которые включают в себя оборудование для производства катализаторов процессов нефтепереработки, а также различные средства контроля, измерения и управления процессами приготовления катализаторов. Комплекс способен производить около 200 кг/сут различных катализаторов. (6 т ежемесячно).

Ученые ООО «РН-ЦИР» (научный институт Компании) в 2020 году разработали инновационную технологию переработки ацетона, производимого в периметре «Роснефти», в высокомаржинальный продукт – изопропиловый спирт (ИПС), значительная часть которого в настоящее время завозится в Россию по импорту. Технология включает гидрирование ацетона на собственном гетерогенном металлсодержащем катализаторе, получаемом из доступного в нашей стране сырья. ИПС будет применяться в качестве антиобледенительного агента в производстве незамерзающей автомобильной стеклоочистительной жидкости высокого качества, не обладающей неприятным запахом (в отличие от ИПС, получаемого из пропилена), для розничной сети Компании. Кроме того, ИПС является основой высокоэффективных антисептиков, предназначенных для борьбы с распространением инфекций, в связи с чем ожидается существенный рост спроса на ИПС в России и в мире. Строительство промышленной установки получения ИПС из ацетона и установки по производству стеклоочистительной жидкости на основе собственного ИПС запланировано на площадке, входящей в «Роснефть» Новокуйбышевской нефтехимической компании, имеющей соответствующий нефтехимический профиль.

Также одним из стратегических направлений является разработка собственного специализированного наукоемкого программного обеспечения. Разработана первая версия программного комплекса геологического моделирования «РН-ГЕОСИМ 1.0», с 2021 года планируется внедрение версии 1.0 в Обществах Группы. Разработанный комплекс позволит на 50 % заместить импортное программное обеспечение в части построения геологических моделей.

Завершена разработка усовершенствованной версии гидродинамического симулятора «РН-КИМ» с новой функциональностью.

На текущий момент более 21 тыс. операций гидроразрыва пласта (ГРП) выполнены с полным циклом проектирования в симуляторе ГРП. Симулятор коммерциализирован, лицензии реализуются Обществам Группы и внешним компаниям на возмездной основе. Завершены научно-исследовательские работы, направленные на определение направлений дальнейшего развития «РН-ГРИД» с целью разработки новой функциональности и соответствия новым технологическим вызовам в области ГРП, запущены НИОКР по разработке «РН-ГРИД» версии 3.0.

Разработана новая версия корпоративного ПК для геомеханического моделирования устойчивости ствола скважины при бурении – «РН-СИГМА» 2.0. В новой версии добавлен функционал геомеханического сопровождения бурения в режиме реального времени и построения динамических моделей устойчивости ствола.

Программный комплекс прошел пилотные испытания в Обществах Группы.

Развитие машиностроительного кластера

Созданный на мощностях Компании машиностроительный кластер ставит на период 2020–2025 годов следующие основные цели:

  • формирование научно-производственной инфраструктуры для организации реинжиниринга, внедрение инновационных технологий и импортозамещения;
  • реализация пилотных проектов и проведение опытно-конструкторских испытаний в рамках исполнения целевых инновационных проектов Компании;
  • предоставление мощностей в рамках развития проектов по локализации производства с участием иностранных технологических партнеров, а также совместных предприятий с российскими инновационными центрами /производствами.

Предприятия машиностроительного комплекса совместно с научно-проектным комплексом Компании принимают активное участие в реализации целевых инновационных проектов. В 2020 году в управляющей компании машиностроительного кластера ООО «РН-Ремонт НПО» сформировано управление инжиниринга, конструкторско-технологической политики и развития, которое возьмет на себя функцию реализации целевых инновационных проектов и освоение импортозамещения. На сегодняшний день в рамках целевых инновационных проектов для АО «РН-Няганьнефтегаз» изготовлена и поставлена установка для предварительного сброса воды и подготовки нефти УРПСВ-10000 (интеллектуальная собственность ПАО «НК «Роснефть»), идет формирование стратегии по развитию и подготовке к производству мобильных модульных технологических решений для подготовки водонефтяной эмульсии. Взаимодействие с научно-проектным комплексом не ограничивается только производством нового оборудования. Так, на пилотных объектах кластера проводится работа по автоматизации и роботизации выполняемых на ежедневной основе операций при ремонте насосно-компрессорных труб (НКТ) и электропогружных установок, а также при текущем и капитальном ремонте скважин.

В рамках стратегии развития машиностроительного кластера осуществляется расширение географии присутствия и диверсификации услуг. За последний год было обеспечено развитие услуг по сервисному обслуживанию, ремонту и прокату НКТ, установок электроцентробежных насосов для ООО «РН-Ванкор» и по Чекмагушевскому региону добычи ООО «Башнефть-Добыча». Проведена сертификация и получена лицензия на изготовление и ремонт танк-контейнеров под потребность проекта «Восток Ойл» для круглогодичного обеспечения проекта горюче-смазочными материалами. Начаты сервисное обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования для ООО «Восточно-Сибирская нефтяная компания», ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз», АО «Тюменнефтегаз» и АО «Самотлорнефтегаз».

Машиностроительный кластер ставит перед собой задачи не только по развитию внутреннего потенциала, но и в части сотрудничества и привлечения технологических партнеров. С целью обмена опытом заключено соглашение о сотрудничестве с машиностроительным кластером Республики Татарстан.

Грузовики

Промышленный и судостроительный кластер на Дальнем Востоке

В целях развития судостроения и повышения эффективности освоения континентального шельфа по поручению Президента Российской Федерации компания «Роснефть» реализует программу создания судостроительного кластера на Дальнем Востоке. Ядром является судоверфь «Звезда» в г. Большом Камне – первый в стране комплекс крупнотоннажного судостроения.

Необходимо отметить, что судоверфь имеет в портфеле заказов как ледоколы и суда высокого ледового класса, так и суда, работающие на сжиженном природном газе (СПГ). Такой набор компетенций является уникальным не только для российских, но и для ведущих мировых верфей.

Учитывая поставленные задачи по импортозамещению и повышению уровня локализации, вокруг судостроительного комплекса «Звезда» формируется промышленный кластер производства судового комплектующего оборудования.

Несмотря на острую эпидемиологическую обстановку, связанную с распространением коронавирусной инфекции, ограниченную возможность миграции рабочих ресурсов и необходимость соблюдения всех санитарно-защитных норм, Компании удалось организовать выполнение большого объема строительных работ на объектах верфи:

  • проведено дноуглубление акватории объемом 625 тыс. куб. м;
  • проведена замена более 56 432 куб. м грунта;
  • устроено более 3,5 тыс. т шпунта и 1 803 шт. свай;
  • уложено более 144 тыс. куб. м бетона;
  • выполнено устройство более 31 тыс. кв. м ограждающих конструкций и кровли;
  • смонтировано более 4 тыс. т металлоконструкций;
  • нанесено более 6,1 тыс. кв. м огнезащиты;
  • уложено 10 593 пог. м кабельных линий сетей электроснабжения и слаботочных сетей;
  • смонтировано четыре распределительных трансформаторных подстанции;
  • смонтировано более 12,1 тыс. пог. м сетей тепло- и газоснабжения;
  • смонтировано более 8,7 тыс. пог. м сетей водоснабжения и канализации.
Платформа

В завершающей стадии находятся пусконаладочные работы на одном из ключевых объектов ССК «Звезда» – сухом доке с преддоковыми площадками и достроечными набережными. Сухой док – уникальное гидротехническое сооружение длиной 485 м, шириной 114 м и глубиной 14 м, которое позволит осуществлять постройку большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спусковой массы корпусов, включая самый мощный в мире атомный ледокол «Лидер».

Портфель заказов верфи уже насчитывает 56 судов. Все заказы – наукоемкие, технологически сложные суда преимущественно высокого ледового класса (суда снабжения, научно-исследовательские суда, ледоколы, арктические челночные танкеры, «зеленые» танкеры класса «Афрамакс», суда-газовозы). Все суда производственной программы ССК «Звезда» строятся в России впервые.

В ноябре 2020 года на ССК «Звезда» состоялся важный этап в освоении производства судов-газовозов, ранее строившихся исключительно за рубежом. Верфь приступила к резке стали для головного судна для проекта «Арктик СПГ 2». Этому событию предшествовала работа как производственного, так и организационного плана. На ССК «Звезда» организовано обучение сотрудников и впервые в России получена лицензия на изготовление и монтаж грузовых систем для транспортировки СПГ, обеспечена подготовка производства и организовано технологическое партнерство, которое позволит реализовать проект в беспрецедентно сжатые даже по мировым меркам сроки.

Еще одной важной вехой в работе верфи стал спуск на воду в декабре 2020 года уникального на данный момент ледокольного судна снабжения «Катерина Великая», которое также будет работать в российской Арктике.

Также в 2020 году верфь передала АО «Роснефтефлот» свое первое судно – российский нефтеналивной танкер «Владимир Мономах» класса «Афрамакс», который прошел все ходовые испытания.

Таким образом, ССК «Звезда» по истечении пяти лет с момента регистрации освоен весь производственный цикл по строительству судов – от резки стали до проведения всех испытаний и передачи судна заказчику.

Завод ВРК «Сапфир»

Проект по разработке винторулевых колонок

Вокруг ССК «Звезда» образуется промышленный кластер судового комплектующего оборудования. На территории кластера возведен цех завода по производству винторулевых колонок, которые будут устанавливаться на судах ледового класса, в том числе на судах-газовозах.

Руководит проектом по разработке и локализации производства ключевого элемента судовой электродвижительной системы – винторулевой колонки – совместное предприятие ПАО «НК «Роснефть» и General Electric – ООО «Завод ВРК Сапфир».

С 2019 года завод осуществляет производственную деятельность. Первые две винторулевые колонки мощностью 7,5 МВт каждая были установлены на многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса, спуск на воду которого состоялся в декабре 2020 года.

В отчетном году продолжена модернизация завода для возможности выпуска винторулевых колонок повышенной мощности. Одновременно ООО «Завод ВРК Сапфир» получило заказ на поставку винторулевых колонок мощностью 15 МВт для установки на суда-газовозы.