Sustainable development

Supplier and Contractor Relationships

In recent years, Rosneft has been a major consumer of goods, works and services in Russia. The annual spend by the Company (Rosneft and Group Subsidiaries) on externally procured goods, works and services amounted to RUB 2.76 trln.

The Company’s ongoing development involves engaging a wealth of products, advanced technologies, new contractors and suppliers.

Therefore, the Company’s procurement activities are focused on building long-term partnerships with suppliers and contractors. Signing long-term contracts and placing long-term orders facilitate stable development of the oil and gas industry, the machine building industry and the maintenance services market, while also helping to create jobs in all industries and drive innovation. Thus, in 2020, 75% of the 2021 centralised requirements were covered by long-term contracts.

The Company keeps implementing the category management in procurement, including by leveraging category/procurement strategy as its key enabler. In 2019–2020, Rosneft developed 26 strategies in the most capital-intensive procurement areas.

As part of its work to implement the category management in procurement and build a framework for long-term counterparty qualificationThe validity period is 18 months., the Company continues to develop standard supplier and contractor requirements for certain groups of materials, equipment, works and services. The information on the applicable standard requirements is available at TEK-Torg’s electronic trading platform. Preliminary review of potential suppliers or contractors for compliance with the approved standard requirements makes it easier for them to prepare for and participate in the Company’s procurement procedures in relevant categories.

To establish long-standing relationships with suppliers, the Company’s internal regulations provide for long-term (up to 18 months) accreditation which helps considerably reduce costs incurred by potential suppliers participating in procurement procedures. Suppliers may obtain accreditation both prior to and in the course of procurement procedures.

As a vertically integrated holding company, Rosneft relies on the consolidated procurement of goods, works and services for the Group Subsidiaries with a view to enhancing its procurement efficiency, all in line with recommendations of the federal executive bodies. Rosneft’s procurement is centralised at 64%, including 50.5% handled by the Head Office and 13.5% sourced regionally.

When choosing suppliers and contractors, the Company adheres to the principles of openness, competitiveness, reasonableness, effectiveness, and non-discrimination, as stipulated in the applicable Russian laws and the Procurement Policy adopted by the Company in 2020. The Policy sets out the key goals, objectives and guiding principles of the Company’s supplier relations, as well as procurement management priorities for Rosneft and the Group Subsidiaries.

These principles are implemented under the Regulations on Procurement of Goods, Works and Services applied in the Company and the Group Subsidiaries.

To ensure procurement transparency, increased competition and equal access for market participants, the Company manages its procurement procedures electronically via TEK-Torg’s electronic trading platform (Rosneft section). The Company conducts virtually all competitive procurement procedures electronically.

In 2020, the Company and the Group Subsidiaries initiated over 137 thousand procurement procedures on TEK-Torg’s electronic trading platform (Rosneft section).

Over 464 thousand suppliers are registered on the trading platformCumulative total since the launch of TEK-Torg’s electronic trading platform..

To enhance transparency and efficiency of minor procurement (worth below RUB 500 thousand), TEK-Torg’s electronic trading platform is expanding its Corporate Internet Shop (CIS).

For reference

The Corporate Internet Shop helps boost, control and streamline the Company’s internal business processes as well as those of the Group Subsidiaries leading to shorter times, lower operating costs and lower procurement prices due to a better competitive environment. As a result, the Company managed to attract new counterparties (mostly SMEs).

TEK-Torg’s
electronic trading platform

As at 31 December 2020, over 41 thousand organisations were registered in the CIS, including over 30 thousand small and medium-sized enterprises (SMEs). In 2020, the Company published over 55 thousand procurement procedures with completed procurement worth over RUB 3.6 bln, almost doubling year-on-year. The Company is committed to promoting cooperation with SMEs. The annual value of Rosneft Group’s contracts with SMEs is at least RUB 100 bln. It is worth noting that SMEs account for over 50% of potential suppliers accredited with Rosneft. To better inform suppliers and contractors, including SMEs, on procurement opportunities, Rosneft and SME Corporation held 13 workshops/events on the Company’s procurement activities in 2020. The workshops were held in Ivanovo, Sochi, Khabarovsk, Ulyanovsk, Tuapse, Nizhnevartovsk, the Republics of Bashkortostan and Tatarstan, the Volgograd, Sakhalin and Tomsk regions, and the Krasnoyarsk Territory.

The Company continues with the Import Substitution and Equipment Localisation Programme for Rosneft’s Needs for 2019–2021 with an outlook for 2028. The Regulations on Procurement of Goods, Works and Services provide for the Company’s right to prioritise Russian-made goods, works and services where and as required by the applicable laws. The Company also regularly carries out purchases of Russian-made equipment of its own accord.

The Company continues the roll-out of a Shared Service Centre (SSC) in Samara with a view to centralising and pipelining procurement operations and category management functions. In 2020, the following functions were successfully transferred to the SSC:

  • contractor accreditation, publishing procurement documents, monitoring due delivery time, purchase and supply plans approval;
  • contract management and reference data support for centralised list of items, reporting on procurement processes.

As at 31 December 2020, the SSC had a headcount of 175 employees and had service contracts signed with Rosneft, regional procurement operators and 19 Group Subsidiaries.

To recruit and train young professionals, the Company maintains its cooperation with the Samara State Technical University, Samara’s flagship in higher education, with a plan to train, hire and attract young talent in 2021 in place.

In July 2020, Gubkin Russian State University of Oil and Gas awarded first masters degrees in procurement upon two-year training at the Department of Procurement Chain Management for the Oil and Gas Industry (under the auspices of Rosneft). There were 14 graduates, and 7 of them were awarded honours degrees.

The educational programme involved managers and employees of Rosneft’s procurement function, leading industry and international experts.

In autumn 2020, the second intake of master’s degree students (26 persons) was launched with on-campus and remote learning combined.

In cooperation with the operator of TEK-Torg’s electronic trading platform, the Company implemented a new joint project – Rosneft Procurement mobile application to facilitate the handling of the Company’s procurement procedures.

Rosneft Procurement application enables employees and owners of potential and current suppliers of Rosneft or Group Subsidiaries to choose the relevant procedures swiftly, to be notified of new purchases and to be updated on the news of the trading platform, relevant documents and procedural changes.

For reference
Rosneft relies on automation tools to unlock resources previously engaged in routine and algorithm-driven operations so as to:
  • refocus its employees on more sophisticated tasks,
  • mitigate risks of errors (human factor) while managing big data,
  • exponentially accelerate routine operations supporting a 24/7 continuous workflow.

The Company continues deploying cutting-edge robotic automation in procurement. Robotic scripts are already applied in delivery monitoring, reporting and inventory reallocation. Optical recognition is used in accreditation of potential suppliers and contractors.

To ensure compliance with major international human rights instruments, the Company adopted a Declaration on Respecting Human Rights to be used when interacting with suppliers of goods, works and services. The declaration is available at the Company’s official website, and the requirement to comply with all its guiding principles is part of the procurement documentation.

The Company expects its suppliers and contractors to pay particular attention to health protection, maintaining the right to favourable environment, and creating comfortable and safe labour conditions in line with the applicable labour safety requirements of the Company, the Russian Constitution, Labour Code, health and disease control regulations and standards and/or other legal instruments of their jurisdiction / regions of operation, as well as the international law.

Suppliers and contractors

Устойчивое развитие

Взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками

ПАО «НК «Роснефть» на протяжении последних лет является одним из крупнейших потребителей товаров, работ и услуг среди российских компаний. Годовой объем таких ПАО «НК «Роснефть» и Обществ Группы у сторонних контрагентов составил 2,76 трлн руб.

Постоянное развитие Компании требует вовлечения огромного количества продукции, применения передовых технологий, привлечения новых подрядчиков и поставщиков.

В этой связи важнейшей составляющей закупочной деятельности «Роснефти» является выстраивание долгосрочного сотрудничества с поставщиками и подрядчиками. Заключение долгосрочных договоров и размещение долгосрочных заказов гарантируют стабильность развития нефтегазовой отрасли, машиностроения, рынка сервисных услуг, обеспеченность рабочих мест для сотрудников всех отраслей, создает условия для разработки новых технологий. Так, по результатам 2020 года уровень покрытия централизованной потребности 2021 года долгосрочными договорами составил 75 %.

Компания последовательно движется к внедрению категорийного управления в закупочной деятельности, в том числе с использованием основного инструмента – категорийной/закупочной стратегии. За 2019–2020 годы ПАО «НК «Роснефть» было разработано 26 стратегий по наиболее капиталоемким направлениям закупок.

В рамках внедрения категорийного управления в снабжении и в целях развития механизма долгосрочной квалификацииСрок действия – 18 месяцев. продолжается деятельность по покрытию отдельных групп материально-технических ресурсов (МТР), работ, услуг типовыми требованиями к потенциальным поставщикам и подрядчикам. Информация о применяемых типовых требованиях размещается на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг». Заблаговременное прохождение потенциальным поставщиком или подрядчиком проверки на соответствие утвержденным типовым требованиям упрощает подготовку и участие в закупках Компании по соответствующим категориям.

Также для выстраивания долгосрочных взаимоотношений с поставщиками локальными нормативными документами Компании предусмотрена долгосрочная аккредитация (до 18 месяцев), позволяющая существенно сократить издержки потенциальных поставщиков, участвующих в процедурах закупки. Процедуру аккредитации можно пройти как при участии в закупочных процедурах Компании, так и заранее.

В целях повышения экономической эффективности закупок «Роснефть», являясь вертикально интегрированной холдинговой компанией, осуществляет консолидированные закупки товаров, работ и услуг для Обществ Группы. Данный подход соответствует рекомендациям федеральных органов исполнительной власти. Закупки МТР централизованы в ПАО «НК «Роснефть» на уровне 64 %, в том числе номенклатура компетенции Аппарата управления Компании – 50,5 %, прочая региональная номенклатура – до 13,5 %.

При выборе поставщиков и подрядчиков Компания руководствуется принципами открытости, конкурентности, обоснованности, эффективности и отсутствия дискриминации. Указанные принципы установлены действующим законодательством Российской Федерации, а также принятой в 2020 году в Компании единой Политикой в области снабжения. Политика определяет ключевые цели,

задачи и основополагающие принципы работы с поставщиками Компании и приоритеты организации снабжения ПАО «НК «Роснефть» и Обществ Группы. Принципы реализуются через единое для Компании и Обществ Группы Положение о закупке товаров, работ, услуг.

Прозрачность закупок, расширение конкуренции и равный доступ участников рынка к закупкам обеспечиваются за счет организации закупочных процедур в электронном виде на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг» (в секции ПАО «НК «Роснефть»). Практически все конкурентные закупки проводятся в электронном виде.

За 2020 год Компанией и Обществами Группы инициировано на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг» (в секции ПАО «НК «Роснефть») более 137 тыс. закупочных процедур.

Всего на этой электронной торговой площадке зарегистрировано более 464 тыс. поставщиковНакопительный итог с начала работы электронной торговой площадки АО «ТЭК-Торг»..

В целях повышения прозрачности и эффективности низкостоимостных закупок (стоимостью до 500 тыс. руб.) на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг» расширяется использование Корпоративного интернет-магазина (КИМ).

Справочно

КИМ обеспечивает ускорение и контроль внутренних бизнес-процессов Компании и Обществ Группы, их оптимизацию в части сокращения времени проведения закупок и операционных издержек, а также снижения закупочных цен за счет увеличения конкуренции. Данный механизм обеспечил привлечение новых контрагентов на закупки «Роснефти», преимущественно предприятий малого и среднего бизнеса.

АО «ТЭК-Торг»

Так, по состоянию на 31 декабря 2020 года в КИМ зарегистрировано более 41 тыс. организаций, в том числе более 30 тыс. – субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП). За отчетный год было опубликовано более 55 тыс. закупочных процедур, объем завершенных закупок – на общую сумму более 3,6 млрд руб., что почти вдвое превышает показатели предыдущего года.

Компания ориентирована на развитие взаимоотношений с субъектами МСП. Ежегодно объем договоров, заключаемых «Роснефтью» с субъектами МСП, составляет не менее 100 млрд руб.

Стоит отметить, что более 50 % потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг, аккредитованных в ПАО «НК «Роснефть», являются субъектами МСП.

В целях повышения информированности поставщиков и подрядчиков, в том числе субъектов МСП, о проводимых закупках, в 2020 году ПАО «НК «Роснефть» совместно с АО «Корпорация «МСП» организовано и проведено 13 семинаров/мероприятий по вопросам организации закупочной деятельности в Компании. Семинары проведены в городах Иваново, Сочи, Хабаровск, Ульяновск, Туапсе и Нижневартовск, в Республиках Башкирия и Татарстан, Волгоградской и Сахалинской, Томской областях, а также Красноярском крае.

В Компании реализуется Программа локализации и импортозамещения техники и технологий в интересах ПАО «НК «Роснефть» на 2019–2021 годы с перспективой до 2028 года. Положением о закупке товаров, работ, услуг предусмотрено право Компании применять приоритеты товаров российского происхождения, работ и услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случаях и порядке, установленных действующим законодательством Российской Федерации. Стоит отметить, что «Роснефть» на постоянной основе самостоятельно реализует мероприятия, направленные на обеспечение закупки оборудования российского происхождения.

Компания продолжает реализацию проекта по созданию Общего центра обслуживания (ОЦО) в г. Самаре, целью которого является централизация в ОЦО трансакционных операций процесса снабжения по конвейерному принципу, а также функций по поддержке категорийного управления. В 2020 году в ОЦО успешно переведены функции:

  • организации аккредитации контрагентов, публикации документации о закупках, мониторинга исполнения сроков поставки, согласования планов поставок и закупок;
  • процессы сопровождения договоров и поддержки нормативно-справочной информации (НСИ) по централизованной номенклатуре, формирование отчетности по снабжению.

По состоянию на 31 декабря 2020 года в ОЦО принято 175 сотрудников, заключены договоры на оказание услуг с ПАО «НК «Роснефть», региональными операторами снабжения и 19 Обществами Группы.

Для привлечения и подготовки молодых специалистов продолжается сотрудничество с ключевым опорным ВУЗом г. Самары — Самарским государственным техническим университетом, сформирован план по обучению, найму и привлечению молодых специалистов на 2021 год.

В июле 2020 года в РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина состоялся первый выпуск магистров в области снабжения, прошедших двухгодичную подготовку на кафедре управления системой снабжения в нефтегазовом комплексе (на базе ПАО «НК «Роснефть»). Выпускниками программы стали 14 магистров, семь из которых получили диплом с отличием.

В обучении магистрантов принимали участие руководители и специалисты Службы снабжения ПАО «НК «Роснефть», ведущие отраслевые и международные эксперты.

Осенью 2020 года стартовало обучение второго набора магистрантов (26 человек) по данной программе в очно-заочной форме.

Компанией совместно с оператором федеральной электронной площадки АО «ТЭК-Торг» реализован новый совместный проект – мобильное приложение «Закупки Роснефть» для оперативной работы с закупочными процедурами Компании.

Приложение «Закупки Роснефть» позволяет сотрудникам и владельцам организаций, являющимся потенциальными и действующими поставщиками ПАО «НК «Роснефть» или Обществ Группы, оперативно подбирать интересующие процедуры, получать уведомления о новых закупках, а также следить за последними новостями электронной торговой площадки, актуальными документами и уведомлениями о процедурных изменениях.

Справочно
Использование инструментов роботизации обеспечивает высвобождение ресурсов, ранее необходимых для выполнения, рутинных, алгоритмизированных операций и позволяет Компании:
  • переориентировать фокус персонала на выполнение более высокоинтеллектуальных задач,
  • митигировать риски ошибок («человеческого фактора») при работе с большими объемами данных,
  • кратно повысить скорость выполнения рутинных операций с возможностью непрерывной работы 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Продолжается активное внедрение в процессы снабжения современных технологий роботизации. Так, роботизированные сценарии уже применяются в процессах мониторинга поставок, отчетности и перераспределения запасов. Технологии оптического распознавания используются в рамках проведения аккредитации потенциальных поставщиков и подрядчиков.

С целью обеспечения соблюдения принципов основополагающих международных документов в области прав человека Компанией принята Декларация в области соблюдения прав человека при взаимодействии с поставщиками товаров, работ, услуг. Декларация размещена на официальном сайте «Роснефти», а требование о необходимости соблюдения всех принцпов, изложенных в ней, включается в документацию о проводимых закупочных процедурах.

«Роснефть» ожидает, что ее поставщики и подрядчики уделят особое внимание охране здоровья, поддержанию права на благоприятную окружающую среду, созданию своим работникам комфортных и безопасных условий труда в соответствии с применимыми требованиями Компании в области охраны труда, а также в соответствии с требованиями, регулируемыми Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и/или иными правовыми документами юрисдикций / регионов их деятельности, а также нормами международного права.

Взаимоотношения с поставщиками подрядчиками