Федеральным законом от 24.11.2014 г. № 366‑ФЗ был реализован так называемый «большой налоговый маневр» в нефтяной отрасли, предусматривающий:
Поэтапный рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти и газового конденсата
Базовая ставка НДПИ на нефть установлена на 2015 г. в размере 766 рублей за 1 т (вместо ранее запланированных 530 рублей за 1 т), ставки на 2016 и 2017 гг. составляют 857 и
919 руб./т соответственно. Также был изменен подход к установлению налоговых льгот по НДПИ: величина льготы (Дм) определяется исходя из ставки 530 руб. / т. на 2015 г. (559 руб. / т. — на период с 01.01.2016) и ряда корректирующих коэффициентов и вычитается из общей ставки налога, определяемой как произведение базовой ставки НДПИ и ценового коэффициента Кц. Таким образом, нулевая ставка НДПИ при добыче нефти для отдельных регионов (так называемые «налоговые каникулы») и в отношении нефти вязкостью более 200 мПа × с (но менее 10 000 мПа × с) заменена льготной ставкой. При этом нулевая ставка НДПИ продолжает действовать, в частности, в отношении нефти, добываемой из залежей углеводородного сырья, отнесенных к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям.
При расчете НДПИ на газовый конденсат учитывается дополнительный корректирующий коэффициент к ставке НДПИ на газовый конденсат.
Снижение максимальных ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и товары, выработанные из нефти
В формуле, определяющей максимальный размер общей ставки вывозной таможенной пошлины на нефть при превышении сложившейся средней цены на сырую нефть марки «Юралс» (Ц нефть) на мировых рынках на уровне 182,5 долл. / т {Ставка (общая) = К × (Ц нефть — 182,5) + 29,2} коэффициент К установлен на 2015 г. в размере 42 %, что ниже ранее предусмотренного законодательством значения данного коэффициента (57 %). На 2016 г. значение К сохранено на уровне 2015 г. (42 %), с 2017 г. установлено снижение К до 30 %.
Кроме того, была изменена формула, определяющая максимальный размер льготной ставки вывозной таможенной пошлины в отношении нефти с особыми физико-химическими характеристиками. В соответствии с новой формулой льготная ставка вывозной таможенной пошлины определяется следующим образом:
Ставка (льготная) (не меньше нуля) = (Ц нефть — 182,5) × К — 56,57 — Ц нефть × 0,14.
На уровне закона были также установлены предельные ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (в процентах от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую).
Снижение размера ставок акциза на нефтепродукты по сравнению с ранее предусмотренными законодательством ставками акциза
Виды подакцизных товаров | Новые ставки акциза на 2015 г. (руб. за тонну) |
Ранее запланированные ставки акциза на 2015 г. (руб. за тонну) |
---|---|---|
Автомобильный бензин | ||
не соответствующий классам 3, 4, 5 | 7 300 | 13 332 |
класса 3 | 7 300 | 12 879 |
класса 4 | 7 300 | 10 858 |
класса 5 | 5 530 | 7 750 |
Дизельное топливо | ||
не соответствующее классам 3, 4, 5 | 3 450 | 7 735 |
класса 3 | 3 450 | 7 735 |
класса 4 | 3 450 | 5 970 |
класса 5 | 3 450 | 5 244 |
Прямогонный бензин | 11 300 | 13 502 |
Моторные масла | 6 500 | 9 086 |
Топливо печное бытовое | 3 000 | 7 735 |
Авиационный керосин | 2 300 | - |
Бензол, параксилол, ортоксилол | 2 300 | - |
Введение «отрицательного акциза» в отношении отдельных нефтепродуктов
Коэффициенты, применяемые к сумме начисленного акциза и определяющие размер повышенного вычета, установлены на 2015 г. в следующих размерах:
- прямогонный бензин — 1,37;
- бензол, ортоксилол, параксилол — 2,88;
- авиационный керосин — 2.
В отношении операций с прямогонным бензином, бензолом, ортоксилолом, параксилолом, авиационным керосином законом был установлен механизм применения повышенных вычетов (так называемый «отрицательный акциз»).
Помимо этого, Федеральным законом № 376‑ФЗ от 24.11.2014 в налоговое законодательство РФ был внесен ряд изменений в отношении налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. В частности, изменениями определены условия отнесения иностранных организаций к контролируемым иностранным компаниям; порядок налогообложения и основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний; ответственность за неуплату (неполную уплату) контролирующим лицом сумм налога с прибыли контролируемых иностранных компаний. Также в налоговое законодательство были введены понятия налогового резидентства юридических лиц и лица, имеющего фактическое право на доход.